Яна страдала бесплодием, поэтому завести ребенка естественным путем у нее не получалось. Последняя надежда женщины была лишь на процедуру ЭКО или в простонародье «оплодотворение в пробирке».
Как ни странно, но тут тоже нужен мужчина, если конечно не воспользоваться анонимным донором. Да, основную информацию о будущем доноре, его наследственности и болезнях можно узнать. Но все же, играть в игру «кот в мешке» Яне не хотелось.
Нашелся донор, Сергей. Являлся ли мужчина знакомым Яны, или она нашла его на специализированном сайте для поиска доноров, история умалчивает. Однако ясно одно, в отношениях Яна и Сергей не состояли. Вообще, Сергей женат и имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей.
Сергей и Яна вместе пришли в центр ЭКО, где подписали все необходимые документы. Мужчина сдал сперму, которую по договору консервировали на один год, после чего с Яной долгое время больше не связывался.
Сразу забеременеть у Яны не получилось, однако через полгода она пришла в этот центр за еще одной попыткой. Все прошло удачно, даже слишком: у женщины родились сразу три девочки!
Каково же было удивление Сергея, когда он узнал, что Яна потребовала от него признать отцовство на трех родившихся дочерей. Ладно отцовство, кроме этого, женщина теперь требовала с Сергея ежемесячно уплачивать алименты.
«Во дела! У меня у самого два ребенка. А теперь с меня требуют еще и треть дохода отдавать на других дочерей, к которым я не имею никакого отношения, разве что биологическое» - удивлялся Сергей.
В обоснование своих требований, Яна говорила о том, что Сергей является отцом всех ее детей, вместе с женщиной участвовал в специальной программе ЭКО, о чем подписал соответствующее соглашение. Со слов женщины, Сергей ранее обещал содержать детей и воспитывать их, а теперь отказывается от своих слов. Мужчина анонимным донором не был, а пришел в качестве сожителя и подписал все необходимые документы. Кстати, он даже расписался в графе "муж", тем самым взяв на себя все права и обязанности родителя, прописанные в соглашении.
Сергей с данными требованиями не согласился. Да, он не оспаривал то, что является биологическим отцом девочек, но признавать родительские права, а также содержать их не договаривался. Никакую дальнейшую материальную помощь он также не обещал. Вообще, у него имеется любимая жена, а также две маленькие дочки.
Дела судебные
Городской суд в удовлетворении исковых требований женщины отказал в полном объеме. Сергей и Яна в браке не состояли, а мужчина являлся всего лишь донором семени. Никаких обязательств по содержанию детей он на себя не брал, соответственно никаких родительских прав по отношению к детям у него возникнуть не должно.
Суд апелляционной инстанции с решением городского суда не согласился. Решение отменил полностью. Сергей пришел на программу в качестве сожителя Яны, в связи с этим специального медицинского обследования для доноров не проходил, индивидуальная карта донора на него не заполнялась. Поскольку Сергей и Яна позиционировали себя как партнеры, то по аналогии со стандартной процедурой зачатия, у них у обоих возникли родительские права по отношению к родившимся детям.
Верховный Суд РФ с доводами коллег из областного суда не согласился. По закону, отцовство устанавливается автоматически в том случае, когда пара состоит в официальных отношениях, подтвержденных свидетельством о заключении брака. Если же биологический отец не в браке с матерью, то они должны совместно подать заявление в ЗАГС. Во всех остальных случаях отцовство необходимо устанавливать через суд.
Суд обозрел заявление Сергея и Яны, поданное в центр ЭКО. Да, действительно, в графе "муж" была подпись Сергея, однако форма заявления, установленная Минздравом РФ не содержит указаний на необходимость обозначения правовых статусов заявителей (муж/жена), соответственно не может являться основанием для возникновения прав и обязанностей для лиц, не состоящих в браке.
Также в заявлении есть графа, которая звучит как "Я обязуюсь...", однако исходя из контекста заявления, эти обязанности относятся именно к лицу, которое подало заявление на медицинское вмешательство. Сергей же, лишь подтвердил свое участие в данной процедуре в качестве донора спермы. Никаких дальнейших прав и обязанностей после этого у него возникнуть не должно.
Самое интересное, что Сергей подписывал соглашение лишь на "базовую" программу применения вспомогательных репродуктивных технологий. А как мы уже знаем, она завершилась неудачно. Дополнительное соглашение подписывала одна Яна, причем подпись Сергея в данном соглашении также выполнена именно ей, а это уже явно нарушение.
В итоге, Верховный суд РФ отменил решение апелляционной инстанции и оставил в силе решение городского суда, согласно которому в удовлетворении исковых требований женщины было отказано в полном объеме.
Источник: Определение Верховного Суда РФ по делу № 64-КГ19-6
На мой взгляд, потрясающее решение Верховного суда РФ. Страшно даже представить, что за это время успел пережить мужчина, а также его семья, особенно после отмены решения городского суда.
Считаю, что нельзя насильно признавать человека отцом только на основании факта использования его биологических материалов. В данном случае правовое основание имеет только официально зарегистрированный брак.
Вы задумывались о том, что когда-нибудь ДНК-тест может стать обязательным для всего населения? Предлагаю порассуждать на эту тему, ознакомившись с рассказом про Россию 2056 года.
С Уважением,