Найти в Дзене
Максим Кузнецов

Как новые «Т-34» показывали Сталину и почему поездка в Москву стоила жизни конструктору «тридцатьчетверок» Кошкину

Здравствуйте! Сегодня я хочу рассказать вам историю о танке, который изменил ход истории. Этот танк, известный как Т-34, стал оружием победы во Второй мировой войне. Это был не просто танк, а средних размеров, быстроходная и неуязвимая машина, которая сыграла решающую роль в войне против Гитлера и его армий. У этого танка были слабые стороны, но он был практически идеальным для своего времени.

-2

История Т-34 началась в 1937 году, когда конструкторское бюро харьковского завода № 183 приступило к работе над чертежами нового среднего танка. Команду возглавил талантливый конструктор Михаил Кошкин, который недолго проработал на заводе. Кошкин знал, что танк должен быть стремительным и неуязвимым, поэтому он решил поработать над углами наклона брони. Таким образом, даже при сравнительно небольшой толщине металла снаряды противника не причиняли бы существенного вреда. По этому вопросу споров не возникло.

-3

Однако по другой теме возникли разногласия. Кошкин настаивал на том, что машины должны быть полностью гусеничными, но не гусенично-колесными. Противников такой позиции было достаточно, но Кошкин должен был доказать правильность своего мнения на практике. На заводе были собраны два опытных образца: А-32 - гусеничный и А-20 - колесно-гусеничный. Испытания показали, что гусеничная машина надежнее. Споров больше не возникало.

С 1939 года началась плотная работа над А-32. Было решено создать два усовершенствованных прототипа, которые получили индекс А-34. Это были прототипы тех "тридцатьчетверок", которые участвовали в боях Великой Отечественной войны. Полигонные испытания прошли успешно, и кое-что было доработано, некоторые моменты были отмечены как достоинства - обычная работа конструкторских бюро.

Когда у создателей Т-34 (тогда еще А-34) не осталось сомнений в том, что танки готовы к демонстрации высшему руководству, был определен план поездки в столицу СССР. Колонна должна была покинуть Харьков 12 марта 1940 года и прибыть в Москву 15 марта. Там А-34 должен был пройти испытания на полигоне в Кубинке, а затем представлен Сталину и его окружению.

Колонна состояла из двух танков Т-34 и трактора "Ворошиловец", загруженных топливом, запасными частями и всем, что могло понадобиться в пути. В поездке в Москву участвовали девять человек, в том числе конструктор Михаил Кошкин, начальник бронетанковых войск Харьковского военного округа полковник Черняев, механики-водители Бетенский, Носик, Кузнецов, Дюканов, инженеры-исследователи Гололобов и Настека, а также военный представитель на заводе инженер третьего ранга Байков.

Колонна двинулась из Харькова в Москву 12 марта, но с задержкой в несколько часов. Танки нужно было срочно обслуживать и ремонтировать, что требовало времени. Однако серьезных аварий в пути не произошло, и танки прибыли на полигон в Кубинку, где 24 марта в течение всего одного дня проходили испытания. Были огневые испытания, испытания на сложных участках, и А-34 показали себя хорошо. Их начали готовить к демонстрации самому Сталину.

30 марта 1940 года один из танков был представлен Иосифу Виссарионовичу, Климу Ворошилову, Михаилу Калинину и наркому тяжелого машиностроения Малышеву.