Найти в Дзене
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine

Елена Драпеко: Вот так я попала в политику

Оглавление

Из моей беседы с актрисой + политиком.

Недавно, помните, был скандал в Голливуде - Алек Болдуин застрелил на съёмочной площадке оператора… У вас же тоже был случай, когда вы чуть не распрощались с жизнью на съёмках фильма «…А зори здесь тихие».

- Там ситуация была такая, когда перепугалась съёмочная группа.

А вы не испугались?

- Я не успела перепугаться. Мне главное было - сидеть до последней секунды под водой, потому что Ростоцкий попросил. Ему надо было, чтобы пузыри сровнялись на поверхности, а у меня оказался очень большой объём лёгких, как это ни странно. В общем, я сидела, сидела, сидела, пока у меня, значит, не распухло всё внутри, и после этого я стала выкарабкиваться… Я руку вытягивала, но голову не могла дотянуть. Руку-то они мою видели… Они меня за эту руку вытаскивали, как репку из грядки.

Вы уверены, что именно этот трагический дубль вошёл…

- Мне Ростоцкий сказал. Дело в том, что я в этом дубле забыла рот закрыть: уходила под воду и воронкой ко мне в рот заливалась грязь. И вот это их потрясло совершенно. И я с этой грязью, полный рот, там сижу до последнего, терплю. В общем-то, хороший получился дубль, его даже не резали, он цельный. Как бы плюхнулась и утонула. Бууу, бууу и всё!

И вот это страшно. Это запомнилось.

Потом где-то я выступала, на каком-то мероприятии, в присутствии больших начальников. Пленум был Творческих Союзов по теме молодёжи, того, сего… И я как раз стучала кулаком по трибуне: «А где тот профсоюз, который обязан защищать артистов?». Я не про себя. Погиб Урбанский на съёмках.

Евгений Урбанский трагически погиб 5 ноября 1965 года на съёмках фильма «Директор» (реж. А. Салтыков). На съёмочной площадке, в 40 км от Бухары, снималась сцена проезда автоколонны по пескам. Согласно сценарию машина Зворыкина (героя Урбанского) должна промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить её. Наиболее сложный кадр в этой сцене — прыжок машины с одного из барханов. Первый дубль прошёл нормально, но второй режиссёр Николай Иванович Москаленко , который вёл в этот день съёмку, предложил сделать ещё один дубль, хотел, чтобы машина подпрыгивала выше. На втором дубле машина неожиданно перевернулась. От полученных травм Урбанский скончался по пути в больницу.

В Таджикистане двоих детей утопили в горной реке. На съёмках, на каких-то этих, где нефть добывают, у них вспыхнул этот факел, взорвался, и люди бежали, и оператор, я помню, выносил на себе камеру.

Ада Роговцева, на Украинской студии снимают, играет партизанку, у неё связаны руки, она голая, её по снегу ведут и бросают в колодец. А директор картины приказал выключить моторы в автобусах, чтобы сэкономить бензин. И автобусы холодные. И ей негде отогреться. Они костёр зажигали, чтобы её между дублями погреть. Снимали же не один дубль. Раньше снимали 7 там, или 8 дублей, потому что плёнка Шосткинского комбината заставляла снимать много дублей - вдруг будет брак…

Артист был замечательный – Виктор Авдюшко, снимали «Командир счастливой "Щуки"», и его искупали в ледяной воде, он простудил почки и умер. Месяца через два…

То есть, вот такие несчастные случаи на производстве у нас довольно часто. В общем, такая профессия рискованная.

И поэтому я кричала: «Где тот профсоюз, который должен нас защищать?».

С этого началась моя политическая карьера. А потом рассказала, как мы на БАМ ездили, как нас там принимали. «И какими должны быть наши фильмы, чтобы иметь право быть сброшенными с вертолёта вместе с хлебом и газетами!» - сказала я кинематографистам. Вот эта фраза произвела впечатление на министра кинематографии тогдашнего (с августа 1972 года председателем Государственного комитета Совета министров СССР по кинематографии был Филипп Тимофеевич Ермаш – Е.Д.). И после моего пламенного выступления я думала, меня зароют на 7 метров в землю. После того, как я на них кричала.

А в Президиуме сидел Пастухов Борис Николаевич, Первый секретарь ЦК ВЛКСМ.. Он подошёл и говорит: «Лена, предлагаю тебе выступить на 26-м Съезде КПСС». Я застыла. «Вы знаете, я уже вышла из комсомольского возраста». Он крякнул и сказал: «Ну, я тоже вышел». Так я попала на 26-й Съезд КПСС (проходил в Москве с 23 февраля по 3 марта 1981 года– Е.Д.). А потом ко мне ещё подошел большой, лысый дядька, который сказал, что он возглавляет ЦК Профсоюза работников культуры и меня приглашает выступить на Пленуме Центрального Комитета Профсоюза по поводу охраны труда в кинопроизводстве.

Потом меня выбрали членом этого ЦК, и я стала заниматься охраной труда. На этом [поприще] я познакомилась и подружилась с Женей Жариковым (кстати, в 1970 году на съёмках фильма «Смерти нет, ребята!», упав на полном скаку с лошади, получил травму тазобедренного сустава и компрессионный перелом позвоночника – Е.Д.)… Мы с ним потом и с Герасимовым (Евгений Владимирович Герасимов – актёр, каскадёр, кинорежиссёр, лауреат премии Ленинского комсомола – Е.Д.) сляпали эту Гильдию актёров кино (Гильдия была создана 5 декабря 1988 года как «Гильдия актёров советского кино», ныне — Межрегиональная общественная организация Гильдия актёров кино России – Е.Д.), потому что надо было защищать артистов. Начали работу над законом об авторском и исполнительском праве. И это такое было бурное время - 80-е годы… Вот так я попала в политику.

Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова

ВИДЕО: