Найти тему
Прихожанин

О поминальных записках

Приходя в храм, верующие обычно стараются подать на богослужение записки с именами родных и близких. Даже мало воцерковленные люди знают, что в храмах принимают письменные поминовения «о здравии» и «о упокоении» всех тех, о ком хочется проявить особую заботу, попросить для них милости у Бога.

Но задумывались ли вы, что происходит с записками дальше, и, действительно, за всех ли можно подавать записки?

Для начала немного о правилах.

Помимо деления поминальных записок на «о здравии» и «о упокоении»,

существуют простые и заказные требы.

Заказные записки прочитываются в начальной части Литургии под названием проскомидия (от греч. προσκομιδη – «приношение»), и за каждое имя, указанное в записке, священник вынимает частицу из просфоры. В конце Литургии, когда все причастились, он опускает частицы в Чашу со Святыми Дарами – Телом и Кровью Христа – молясь о прощении грехов всех поминаемых.

При чтении простых записок происходит только устное поминовение, частица не вынимается.

Кроме этого, можно подавать письменные прошения на молебны (о здравии и помощи в различных жизненных ситуациях) и на панихиду об усопших.

За кого можно подавать заказные записки?

Названные правила, тем не менее, не исчерпывают вопрос о том, кого можно поминать в храме.

Каждый священник ответит, что не принимают требы за тех, кто не был крещен вообще, или не крещен в Православии (инославных: католиков, членов Армянской Апостольской Церкви, протестантов), а также иноверных, под коими подразумеваются, в первую очередь, мусульмане, иудеи, буддисты и представители прочих не христианских религий.

Отдельно отметим самоубийц. Возможность их поминовения, как правило, рассматривается только с участием правящего архиерея. Напомним при этом, что в 2011 году Священный Синод утвердил чин «молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» [1]; Церковь тем самым, через родственников, дала возможность молитвенной поддержки и надежды на милосердие Божие и для тех, кто сам лишил себя жизни.

Еще один непростой вопрос: должны ли мы подавать записки за атеистов и богоборцев, пусть и крещенных когда-то. Такие мысли волнуют многих: родственник не ходит в храм, не причащается, а мне очень хочется, чтобы он стал добрым христианином и воцерковился; неужели я не могу просить, чтобы его поминали, подавать за него записки? А как же слова апостола Молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5:16)?

Чтобы разобраться, давайте разграничим понятия «молиться за близких» и «подавать записку на проскомидию».

Молиться за других – наша прямая обязанность. Апостол Павел говорил: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2:1).

Святитель Тихон (Задонский) наставляет нас: «За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь».

Таким образом, молиться за близких, знакомых и незнакомых, друзей и врагов мы можем и должны.

Мы можем подавать простые записки, поминовения на молебны и, конечно, просить Господа об этих людях в домашней молитве. Многие рассуждают так: «Ну, какой из меня молитвенник? Надо заказывать записки, чтобы священник в алтаре, а лучше – монах грешника вымаливал».

На этот отвечает преподобный Паисий Святогорец: «Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным, потому и сказал Христос: ...от лишения своего... (Лк. 21:4)» [2].

Чтобы молитва была Богом услышана, мы сами должны принести Ему в жертву свой комфорт, поститься или делать добрые дела с молитвой о заблудшем близком. Не батюшка в храме, не монах в монастыре, а мы сами.

О записках на проскомидию

Если же говорить о записках, которые мы подаем на проскомидию, то здесь тоже не всё так просто.

Что происходит с частицей, которую вынимает священник во время проскомидии, и что в это время происходит с душой того, за кого молятся?

Ответ дает нам святитель Симеон Солунский (Фессалоникийский; † 1429): «…Частица, будучи принесена от имени какого либо христианина, и близ Божественнаго хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такое невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто, будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличныя искушения и скорби. Сего ради, вопиет Павел, мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни (1 Кор. 11:30)» [3].

Итак, во время проскомидии, когда священник вынимает частицу из просфоры и далее опускает ее в Чашу, душа человека соединяется с Богом.

Здесь сделаем небольшую ремарку. Некоторые считают, что в этот момент происходит «причащение без присутствия в храме». Это абсолютное заблуждение.

Однако необходимо осознавать, какую ответственность перед Господом несет сам священник и человек, который подает такую заказную записку.

Достаточно вспомнить 80 правило Шестого Вселенского Собора: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Если за игнорирование присутствия в храме только три воскресенья православный должен быть отлучен от Церкви, то будет ли полезно самому заблудшему человеку, который крещен в детстве и не хочет быть с Церковью сейчас, чтобы за него вынимали частичку на проскомидии? Не берем ли мы на себя чрезмерное дерзновение, даже с очень благим намерением спасти близкого? Более того, не является ли это и введением во грех священника?

Вернемся к тому, что происходит с душой человека, за которого молятся на проскомидии . «Душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом». Получается, что человек не хочет отступить от греха, не хочет приходить в храм, покаяться, но мы все равно заставляем его это делать?

Наверное, эти мысли не всем понравятся, и кто-то скажет: «Но как тогда помочь близким? Неужели нет способов попросить за них в храме?»

На этот вопрос дает ответ архимандрит Рафаил (Карелин): «Надо молиться об их воцерковлении, а если они сочувственно относятся к Православию и Церкви, поминать их на молебне (на параклисах). Если же Вы не знаете, человек церковен или нет, но он крещен, то поминайте его на Литургии, так как в мнительных случаях лучше согрешить “излишней милостью” чем “излишней строгостью”, дабы не лишить человека помощи»[4].

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) в одной из бесед говорил: «Господь не ломал волю учеников… Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность».

Преподобный Лев Оптинский тоже отвечал на этот вопрос: «Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает... Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)...» [5].

Дорогие братья и сестры!

Когда в следующий раз вы будете подавать записку в храм, помните о той ответственности перед Господом, которую вы сами берете и возлагаете на священника. Церковь учит нас: «Господь не спасет нас без нас».

Елена Якушева

Фото: azbyka.ru

[1] https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/chin-molitvennago-uteshenija-srodnikov-zhivot-svoj-samovolne-skonchavshago/

[2] Великие старцы двадцатого столетия: [115 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. Светлана Девятова]. – М.: Артос медиа, 2008.

[3] Симеон Солунский, свт. О храме Божием и о служащих в нем / Симеон Солунский, святитель. – М.: Сибирская Благозвонница, 2016.

[4] Официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина) http://karelin-r.ru/books/info/37/index.html

[5] Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц