Найти тему

ЕСПЧ приравнял казаков, избивавших людей на митинге «Он нам не царь», к полиции

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+

Фото: Илья Варламов
Фото: Илья Варламов

ЕСПЧ приравнял казаков, избивавших людей на митинге «Он нам не царь», к полиции и обязал Россию расследовать их преступления, как преступления полицейских

Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу Андрея Коченова (2926/19), интересы которого представляет «Общественный вердикт».

В 2018 году на митинге «Он нам не царь» Коченова избили казаки. «Шесть казаков (парамилитарные отряды, которые официально помогали полиции) ударили его по лицу и по голове с молчаливого согласия окружающих полицейских», — говорится в постановлении ЕСПЧ.

После избиения Коченов обратился в Тверской РОВД Москвы с заявлением о преступлении, но ему отказали в возбуждении уголовного дела. Юристы «Общественного вердикта», к которым Коченов обратился за помощью, подали заявление в Следственный комитет, но тот также отказался проводить проверку, так как сообщение якобы не содержит признаков преступления. Мы обратились с жалобой в Тверской районный суд, но тот отклонил ее как необоснованную. Мосгорсуд оставил решение районного суда в силе.

В ЕСПЧ Коченов пожаловался на пытки и бесчеловечное, унижающее достоинство обращение, ссылаясь на статью 3 Конвенции (пытки запрещены), а также на то, что в России нет средств правовой защиты от вигилантов (казаков).

Рассматривая жалобу Коченова, ЕСПЧ отметил, что ранее уже рассматривал заявления о жестокости полиции в отношении мирных участников политических митингов и сослался на постановление «Захаров и Варжабетьян против России» — прецедентное дело, которое тоже вел «Общественный вердикт». Подробнее о нем можно прочитать
тут:

ЕСПЧ впервые оценил жестокость полиции при разгоне протестующих 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве

ЕСПЧ признал жалобу Коченова на бесчеловечное обращение допустимой. Кроме того, Суд постановил, что отказ властей провести полное уголовное расследование заслуживающих доверия утверждений о жестоком обращении является признаком того, что государство не выполнило свои процессуальное обязательство по статье 3 Конвенции. ЕСПЧ присудил Коченову 16 000 евро компенсации.

✦✦✦

«ЕСПЧ признал казаков спецсубъектом в уголовных правоотношениях. Мы добивались этого на национальном уровне. Мы добивались, чтобы следствие провело проверку на предмет признаков состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Но как мне сказал дознаватель: «Это невозможно». Теперь мы видим, что невозможное оказалось возможным, — комментирует юрист Светлана Тореева, которая при поддержке «Общественного вердикта» представляла интересы Коченова в национальных судах и ЕСПЧ.


«Вынесенное постановление ЕСПЧ интересно тем, что казаки признаются парамилитарной группой, которая фактически и официально помогает полиции, — отмечает эксперт «Общественного вердикта» Асмик Новикова. — Россия виновна в том, что даже не смогла обозначить — какой орган должен расследовать нападение на Коченова со стороны казаков. Кроме того, суд указал, что нападение было при попустительстве полиции. Фактически суд приравнял казаков к полиции и предъявил стране обязательство расследовать нападение в соответствии с такими же стандартами, как и в случае избиения полицией».