Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«А кровь пьешь?». Кто надкусил яблоко раздора в православии

Оглавление
Фото: из открытых источников, носит иллюстративный характер
Фото: из открытых источников, носит иллюстративный характер

Сразу каюсь. Политеса будет нарушена. Я не буду соревноваться в знании материала и витиеватости изложения намеками. Все-равно те, у кого за плечами теологические школы Варшавы, опытный прищур десятилетий преподавания апологетики, — окажутся победителями дискуссии. Но, чтобы посрамить мудрых, Бог избрал то, что в мире считается глупым; чтобы посрамить сильных — то, что в мире считается слабым. Этот материал от души. Как сермяжная, правда. Как порыв, с которым идейные юнцы вызвали высокомерных щеголей на дуэль. Никакой словесной стрельбы. Только искреннее недоумение. И неудобные вопросы.

Храм не в бревнах, а в ребрах

…Арестован наместник Киево-Печерской Лавры, горят православные храмы и иконы, СБУшники мощами играют в настольный футбол, иконы вывозят на Запад, насельники Киевской Лавры выдворены из обители… Чем дальше, тем страшнее. Инфернальнее. Вот эти укронацисты!  Бандеровцы! Синонимический ряд экспрессивной лексики можно продолжать. Но, а мы, белорусы, лучше? Соринки и бревна готовы достать из глаз соседа. Соседа по храму, по границам участка, по границам страны. А в зеркало своей души давайте заглянем.

Украина стала такой не сразу. Страна, особенно западные регионы — набожные. У большинства в красном углу все-таки иконы, а не фотография одного исторического персонажа. Мясо — даже в Рождественский пост — «не ем»! А теперь вопрос от псковского юродивого Ивану Грозному: «а кровь пьешь?». Не про свиную, про людскую. Образно, понятно. А бомбежки Донбасса? А постоянные овации на всю страну шуточкам 95 квартала про «колорадов» и москальских попов. Овации стебу с братьев во Христе и Веры предков. Это в Украине. А у нас в Беларуси, что, лучше?

-2

Как говорят, главное в пост — не «есть» людей. А у нас даже в столичных соборах склоки и кланы.  Откуда знаю? Так каждый рассказывает о каждом. По своему благому соизволению. А если копнуть те далекие годы гонения на Церковь. Ой, как много интересного! Доносы на батюшек писали старосты. На старост прихожане. Христиане. Зато дресс-код соблюден. У женщин — юбка в пол, у мужчин борода — как надо. Бог же не в бревнах, а в ребрах. Никогда не забуду первую пресс-конференцию митрополита Павла. На вопрос, что читает, ответил с иронией. Мол, каждый раз до ночи вынужден — челобитные. По-мирскому это звучит понятнее — доносы. Кланы не только в столичных соборах. В целом в Церкви.

Сначала внутри поселяется дух нелюбви, затем — раскола. А политика — это лишь перчатка, в которой снова и снова вколачивают здоровенные гвозди в Тело Христово. Яблоко раздора созрело. Теперь осталось только надкусить. Жрецы западного алтаря с легкостью это и сделали. Смачно так. С хрустом на всю Украину. Громко, как звук сломанных церковных бревен под ковшом экскаваторов. Пока не у нас. Слава Богу!

А предпосылки есть. Наша уникальность и наша гордость. Наша же Ахиллесова пята. Нынешние власти сумели собрать под одним мирным небом разные конфессии, народы. При том, что есть те, кому близок Достоевский, и те, кому дорог Мицкевич. Оба связаны с нашей землей. Но писатели лишь раскрывают многообразие нашей души. То Муравьёв и Калиновский, Суворов и Костюшко. И у последних остались даже усадьбы на территории одной области Брестской. И у каждого белоруса свой герой. Исторический капкан. А теперь представьте, что эти плевелы исторического плюрализма всыпаны на религиозную почву.

А ведь еще исконную кафолическую православную Церковь «качают» каноническими переменами. Чтобы, мол, приблизить к гражданскому обществу — осовременить. Только новых прихожан это не привлекает. А благодать? Это Божественная категория — не измеришь.

А теперь представьте, что у Алтаря стоят и те, для кого Русь-матушка, и те, кто вместо теологических трудов «лопатит» гербовники шляхты.

Ковид сбросил маски и личины

Так что, все эти разногласия были. Сосуществовали. В обществе, как и в Церкви. А мятежный август 20-го года, словно иерихонский глас, лишь взбудоражил эту звенящую тишину. И без политики было полно противоречий — она стала вершиной айсберга. Хотя на украинских землях, именно политика и определила судьбу церкви. Да и ковид обнажил личины. Большинство чинно несли послушание. Маски — значит маски. Ложицы для Причастия в спирт — значит в спирт. Но те, кто сильно уж боялся хвори заморской и критиковал позицию властей — те «показали» себя и в постэлекторальную кампанию. Радикалом тогда назвали настоятеля столичной женской обители. Слишком смело реагировал на пандемию. А я бы сказал, что слишком по-христиански. Апогей христианского развития — не бояться смерти. Но кто и как ни относился — болели все. По-разному.

Примечательно, что только в Беларуси тогда Храмы в Пасху не закрыли для прихожан. И это была точно не заслуга иерархов. Это было решение «православного атеиста». Сколько в этой фразе глубины нашей действительности, и столько же противоречий.

Противоречия начались в августе 20-го. Вернее, их вынесли из Алтаря. Даже по светским понятиям священники весьма образованные люди и практикующие психологи, поэтому знали, кто чем дышит и кто к кому тянется. Но именно в противоречивом 20-ом, воздух храмов наполнился не только ладаном, но и смрадом политической апологетики. Нет. Слава Богу, были храмы без политики, но то обычное явление. А мы о проблемах.

Схлестнулись лед и пламя. Не только по политическим предпочтениям. По мировоззренческим понятиям, по пониманию правильности христианств. Хоть Православие — уже в названии подчеркивает ПРАВИЛЬНОЕ СЛАВЛЕНИЕ БОГА.  И что интересно, для так называемых модерновых батюшек (а это — вполне себе успешные блогеры, модераторы межконфессиональных диалогов, «отцы» социальных проектов веротерпимости) — близка по духу оказалась невероятность.

Традиционные, классические батюшки — больше склонялись к принципу «всякая власть от Бога».  И если «протестанты» в рясах и с пресвитерскими крестами и архиерейской панагией, на маршах, с клироса, в комментариях и воззваниях едиными устами требовали перемен, как в политической, так верно и в церковной жизни. То другая часть, в основном, оказалась смиренно-молчаливой.   Кроме яркого представителя мира Русского Православия — Московского Патриархата (да, тоже политизированного, как пишут либеральные СМИ, прокремлевского) матушки Гавриилы. Меня это не удивило. Я знаю Евангелие. Поверхностно, но знаю. Из множества учеников и последователей у Креста остались в основном женщины. В мятежном 20-ом на улицы Гродно с крестом вышла именно женщина в сане игуменьи…

Затем с амвонов начались долгие проповеди о примирении (ну, а где искать мир, если не в храме) и долгое противостояние режиму когорты несогласных. Вот, на камеру ГУБОП кается священник за молитвенную поддержку ВСУ с татуировкой «Пагони» («…и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]» — книга Левит), вот священник-блогер дает интервью рупору оппозиционной пропаганды в Польше.

Мы тоже люди и имеем право на свое мнение. Верно! И даже бунтовать выходили. Или поддержать бунтовщиков. В рясах. Прикрываясь саном. Вас что, благословил на это правящий архиерей? Ходили как частное лицо. Вот, как частное лицо и отвечайте. А то, ведь как говорили, матушка Гаврила — это не вся Церковь. А вы от лица Церкви? Кто уполномочил то? Знания, почерпнутые из телег. Причем одной направленности. Протестной.

Копье Финееса или Чаша прощения

А теперь метаморфозы религиозной политики или политики в религии. Батюшки, которые выступали против власти, против СВО, против московского духа — увещеваниям иерарха не поддались. Уехали из страны. И теперь служат в Вильнюсе и Варшаве. В клире Вселенского патриархата. Пошли красиво — против режима, а закончили — отречением от своей Церкви.

Самая больная тема, он же красивый аргумент — «мы супраць насілля». А кто здравомыслящий — тем более белорус — за? Пассивность силовиков на Майдане привела к ужасной трагедии. Но не хотят гуманисты в рясах слышать о сожженной Одессе, Горловской мадонне, сотнях и тысяч убитых детей Донбасса. Забыли о битвах благоверного князя Александра Невского с тогдашним НАТО. Не слышали про американские бомбы с Пасхальными поздравлениями православным сербам, не видят сожженные Храмы и Иконы Украины. Неужели забыли эту избитую фразу: «На Востоке остался один враг — Православие».  Потому что Православие — объединяет. Стержень культуры трех восточнославянских народов. Потому что — маяк нравственности.

Доводов и цитат можно много найти. Но чем крыть то, что женщины Украины на коленях умоляют отпеть погибшего сына по православному обряду. Зато «мы супраць насілля». В Киеве каннабис узаконен: кого не убьет контрнаступ — уничтожат наркотики. Зато «мы супраць насілля». В Лавре — вместо молитвы монахов селфится Зеленский. Инфернальные силы любят символизм. Западные функционеры такие же. Некогда Голгофу превратили в место языческого блудилища — во что превращают и Украину, и Церковь Христову.

-3

«Мы супраць насілля» — в итоге заканчивается маршами прайда. Содомом. Так может меры жесткого реагирования — это был наш исход из Содома. Копье Финееса.

И снова метаморфозы религиозной политики или политики в религии. «Ператрусы» невероятных батюшек они сами сравнивали с репрессиями против духовенства. Посмотрите на Юг. Внимательно. Репрессии против священства там, где не было «насілля». Гуманизм никогда не заменит здравые рассуждения. Христос не гуманист. Не путайте религию с философией. А еще историю не забывайте. Царя Николая Второго. Искупителя. Синод первым вынес его портрет. А потом удивились гонениям.

А в «кровавое воскресение» людей на улицы вывел поп Гапон. А что, у нас в 20-ом гапонизмом не страдали? Было? Было! Это были не марши свободы. Это был контрнаступ на наш путь развития. А, значит, и на Церковь. Единую, где у каждого своя дорога к храму. А не ту, что из Америки хочет импортировать гражданка без родины — Тихановская.

Заступлюсь и за священников. Даже бунтарского духа. Многие перечитали интернета. Многим не сладко жить. Попы на «мерседесах» — это более мифический персонаж, чем «золотая» рыбка.  У них, как правило, не меньше трех детей. И море послушаний. А от воли и настроения правящего архиерея зависят больше, чем чиновники от законов и инструкций. Вот и роптали на светские власти. А ведь еще лет семь назад, на одном из заседаний Синода, Лукашенко просил архиерей — быть человечнее.

Теперь время примирения — светская власть это ярко демонстрирует. Единым сердцем и едиными устами. В христианстве любящий Отец, понимающий батька, добрый архипастырь, должен и обязан принять назад блудного сына. Главное, чтобы сын тот покаялся не по уставу Прощеного Воскресения, а по велению сердца. Ну и на свиные/западные рожки чтоб больше не тянуло.  Украина уже наелась.

Автор: Евгений Пустовой