Правительство решило обязать всех, кто обучает людей онлайн, лицензировать свою деятельность. Причём, это касается не только владельцев онлайн-школ. Лицензии должны приобретать авторы онлайн-курсов для взрослых или для детей. Особенно для детей.
Что такое лицензия?
Лицензия на образовательную деятельность - это документ, который подтверждает право его владельца вести такую деятельность.
Для получения лицензии необходимо собрать много разных документов. Например, нужно прописать подробно программу курса, где указать цели и предполагаемые результаты обучения, а также гарантии получения данного результата. Эту программу должны оценить эксперты из Минобразования и дать своё заключение: можно ли по этой программе обучать людей или нет. Также требуется проверка помещения, где осуществляется эта образовательная деятельность, другими ведомствами (СЭС, Пожарная инспекция и др.). Лицензия выдаётся бессрочно. Госпошлина составляет 7500 руб.
На самом деле у меня нет сейчас задачи описать процедуру получения лицензии. К тому же требования, которые предъявляются к получению лицензии, относятся к очной образовательной деятельности и не все подходят к онлайн-деятельности. Видимо, нашим законодателям придётся ещё немало потрудиться над новым документом.
Мне же интересно: кому это всё выгодно?
Кому нужна лицензия?
Согласно Федеральному закону "лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности".
Другими словами, раз у ИП есть лицензия на образовательную деятельность, значит, человек, который получает образовательную услугу у данного предпринимателя, должен быть спокоен: он получит нужный результат.
Но давайте разберёмся, действительно ли это так?
Возьмём предпринимателя, который выполнил все требования и получил лицензию. Теперь у него в помещении есть два туалета, а не один (для девочек и мальчиков отдельно), соблюдено расстояние от парт до доски, уровень света помещения совпадает с нормами.
Скажите, вам это очень важно? Эти условия помогут вашему ребёнку добиться лучших результатов в обучении? Или набрать высший балл на ОГЭ/ЕГЭ? Конечно, важно, чтобы ребёнку было комфортно заниматься в данном помещении и с данным преподавателем. Но причём тут туалеты и расстановка парт?
Идём дальше. Наличие лицензии должно означать, что программы обучения проверены Минобразования. А значит, результат у ученика обязательно должен быть положительным. Однако, далеко не всегда так бывает.
Любой педагог вам скажет, что какой бы эффективной не была программа обучения, многое зависит от преподавателя: его профессионализма, опыта, личных качеств. А всё это невозможно проверить за короткое время. Документ об образовании подтверждает профессионализм лишь косвенно.
Также важно учесть, что любая программа рассчитана на определённую категорию учеников. И если ученик не подходит к данной категории (например, у ребёнка отставание в развитии или проблемы в воспитании), то нужного результата он не получит. И тут опять на первый план выходят личные качества педагога, которые при рассмотрении лицензии не оцениваются.
Так кому нужна эта лицензия?
Почему не все ИП стремятся получить лицензию?
Если следовать логике чиновников, то как раз неблагонадёжные предприниматели должны быть против лицензирования образовательной деятельности. Так как они не смогут создать эффективную образовательную программу и пройти экспертизу Министерства образования. А значит, деятельность таких педагогов не принесёт людям пользы.
Но на самом деле это не так.
Забейте в поисковую строку фразу "лицензирование образовательной деятельности". И вам сразу откроются ссылки на сайты, где за большие деньги вам соберут все необходимые документы и за вас пройдут всю процедуру лицензирования. Ну как не воспользоваться таким предложением! Особенно если вы не уверены, что ваши обучающие программы пройдут проверку. На мой взгляд, как раз вот такие "неблагонадёжные" предприниматели первыми побегут на эти сайты за получением лицензии.
Не спешить за лицензией будут те ИП, кто не может или кому жалко тратить время и деньги на прохождение процедуры получения лицензии. И это совсем не означает, что их обучающие программы хуже программ тех ИП, у кого есть лицензия.
Так как спастись от непрофессиональных учителей?
Думаю, что лицензирование образования точно нас от этого не спасёт.
Не стоит также обращать внимание на отзывы. Все знают, что отзывы можно купить за деньги, за какое-то бесплатное предложение или бесплатный продукт. Даже если ученик сразу же после прохождения курса оставил положительный отзыв, то через некоторое время он может понять, что зря потратил время. Но по понятным причинам писать негативный отзыв он скорее всего не будет.
Как же узнать, на сколько профессионален педагог, особенно если он преподаёт онлайн? Для этого поищите страничку преподавателя в соцсетях, послушайте его бесплатные вебинары, почитайте посты. И вот на что стоит обратить внимание:
1) что говорит преподаватель: общие фразы или делится фактами и выводами из своего опыта
2) как говорит преподаватель: на сколько грамотна его речь, уважительно ли он общается с потенциальными учениками
3) перед покупкой курса почитайте внимательно, что ждёт вас или вашего ребёнка на курсе; оцените, хватит ли вам или вашему ребёнку физических и умственных сил реально пройти этот курс
4) высокая цена не означает высокую эффективность курса; низкая цена тоже должна насторожить; стоит найти похожие курсы и сравнить их по стоимости и тому, что входит в программу курса.
А что вы думаете по поводу лицензии онлайн-образования? Сможет ли она сподвигнуть преподавателей создавать эффективные обучающие программы, а ученикам не выбрасывать свои деньги на ветер?