Колхоз Светлый путь был создан в 39 году, хорошее, крепкое, коллективное хозяйство земля которого, радовала своих работников урожаями. Люди подобрались в колхозе многосемейные работящие и непьющие и на фоне других колхозов он выгодно отличался стабильностью, и хорошим хозяйством. Люди радели за урожай и общее дело.
Как-то на делянке бахчевых случился казус. Арбузы, которые посадили в первый раз не выросли и все, как есть н засохли. Поэтому случаю было собрание в правлении, где и решали, как обычно, кто виноват и что делать. Выслушали агронома, который уезжал в соседний район на неделю и бахча осталась без пригляда, что и привело к плачевному результату. Выступил один колхозник, второй, третий. Все они говорили, что агроном дурак. И раз у них никто не сажал арбузы, то и нечего это делать. А уж когда агроном сказал, что в лесу ягоды растут хорошо, а арбуз это тоже ягода, то мужики переглянулись и покрутили пальцем у виска. Потом встал колхозный кузнец Микола, буквы он знал не все, где-то половину, был полуграмотный, говорил односложными фразами и всё больше матом. Он не ругался нет, он на нём разговаривал. Вот и выдвинул он предложение.. А давайте я агронома ёбну, ну вдарю, то есть! Председатель покачал головой сядь Микола ты что дурак? Убьёшь же, а он у нас один, где потом возьмём другого? На кузнеца зашикали и он сел. Микола сидел, но мысль не давала покоя. Надо же было чем-то помочь. Колхозники ещё поговорили про плохие надои, а кузнец опять тянет свою лапищу. Ну что ты Микола? - спросил председатель. Тогда кузнец и выдал.. А давайте я ветеринара ёбну у нас их аж два! Да сядь ты уже! сказал председатель. И чтоб совсем не обидеть кузнеца, без всякой задней мысли, глядя на красные морды ветеринаров сказал подумаем. Вот так человек хотел по доброму помочь, а получилось, как всегда, да ещё эти обиделись. Кузнец то сел, но видно было, что мысль он продолжал додумывать.
Агроном и ветеринары теперь же обходили Миколу по широкой дуге и при этом смотрели в другую сторону. Но странно после этого собрания надои в колхозе действительно поднялись. Видно добрым словом можно многое сделать.
Решено было на следующий год опять попробовать засеять арбузы. Но не сложилось. Грянул 41 год и почти все мужики ушли на фронт. Остались только молодые пацаны, да пожилые увечные колхозники. Был среди них тракторист Андруша лет за 60, по молодости он попал под косилку и ходил медленно подволакивая ногу. Правление выделило ему по причине увечности велосипед и он ездил на нём в поле к трактору и назад домой. Бабы работали в колхозе за двоих, а то и за троих. Вот только ласки мужской мало кому доставалось. Фельдшерский пункт сократили и перевели в область. Трудились бабоньки, молодёжь и деды и за страх, и за совесть, чтоб только сделать фронту вспомоществование.
Каждый старался в меру своих сил и своего разумения. Тракторист Андруша, как потом оказалось тоже. По мере сил, в свободное от работы время, по ночам, по своему подсоблял стране.
Как-то в областной фельдшерский пункт пришла баба с колхозу Светлый путь уже на сносях прямо готовая рожать. Медсестра поинтересовалась на предмет отцовства ведь все же на фронте, на что баба сказала, что отцом будет тракторист их же колхоза Светлый путь Андруша, увечный такой ножку подволакивает который. Так и записали. А через неделю пришла другая баба с той же диагностью живот уже на нос полез девять месяцев никак не меньше, только уже из другого району. На вопрос кто же отец, она также сказала Андруша с колхозу Светлый путь увечный такой всё ножку подволакивает который. Фельдшерица прямо удивилась и спросила, как же он паршивец успевает, ведь почитай вёрст сорок между вами, тем более увечный и еле ходит-то? На что баба с милой непосредственностью ответила -Тю, та он же на лисапедке! У него и бумага есть, специяльная! Так увечный колхозник приспособил инвентарный велосипед и свою натуру для посильного пополнения дефицита народонаселения в будущем. Причём трудился он тоже не за страх, а за совесть задуривая бабам голову о политике партии в кадровом вопросе.
Дескать надо каждой бабе послужить родине со всей пролетарско-колхозной сознательностью тем более если есть чем. А некоторые, которые уклоняются, так их заносить в особый список и что ему дадено такое право. Вот только для выполнения своего пролетарского долга он выбирал баб помоложе и по ядрёнее, как говорил, чтоб не допустить производственного брака в таком ответственном деле. Так он и катался как сыр в масле, пока окончательно обнаглев не заявился в дом к кузнецу Миколе. На предмет оказания шефской помощи в деле зачатия пролетарского народонаселения.
На беду вернулся в дом и Микола-кузнец за покрышкой для трактора, где и увидел деда стоящего в одних трусах и агитирующего за политику партии по вопросу нарождения новых бойцов красной армии. При этом он тыкал в лицо обалдевшей бабы бумажку-мандат, где и было написано, что он и есть самый настоящий, и единственный уполномоченный по этому деликатному вопросу. Как он умудрился поставить на эту писульку колхозную печать история умалчивает. Дед же распалился настолько, что требовал наркомовских сто граммов для поднятия духу и немедленно открыть доступ к телу для выполнения государственного дела.
Ну вот. Увидав это непотребство Микола не долго думая вытащил полуголого деда под микитки из хаты усадил его внутрь покрышки и привязал верёвками шоб не выпал. Потом закатив его на пригорок пустил под откос наказав перед этим колесо вымоешь и назад принесёшь! Покатился хахаль по траве-мураве через крапиву с чертополохом, по коровьим лепёхам прямо почти до самой речки. Долго потом мотало из стороны в сторону от голововерчения этого заготовителя народонаселения даже и наркомовских сто грамм не понадобилось. Далеко несло от него коровьим навозом. В селе после такого путешествия в колесе стали звать его не иначе, как мудяшка колёсный.
Мстительные бабки завидев его долго ещё орали махая клюками эй мудяшка колёсный иди мандат сполнять, мы наркомовские приготовили! Непосвящённому человеку это конечно казалось абракадаброй.
А колесо он конечно же вымыл и назад прикатил. Наверно в каждом« колхозе» и особенно в суровую годину войны нужен такой вот кузнец, пусть даже и не очень грамотный, но благодаря которому и надои сами собой повышаются и такие ухрики с самодельными мандатами на место вправляются.
Александр Алехин. Бендеры