Найти тему

Ранжирование карточки товара на Ozon

Оглавление

Покупатели совершают 90% покупок на маркетплейсах через поисковые запросы.

Как показывает практика, чаще всего, покупатели заказывают товары с первых страниц, поэтому поставщики стремятся занять первые места в каталоге и поисковой выдаче, особенно в сегменте массовых товаров.

Вывести товары в топ стремится каждый продавец, который хочет зарабатывать и развивать бизнес на маркетплейсах.

Задача поставщика сделать так, чтобы карточка показывалась по максимальному количеству запросов. Для этого нужно понимать, как работают поисковые алгоритмы каждой площадки и оптимизировать карточки под эти требования.

Поговорим об алгоритмах ранжирования на маркетплейсах.

Итак, ранжирование — это выдача товаров в результатах поиска и каталоге в зависимости от алгоритма маркетплейса, на котором продается ваш товар. Простым языком, чем выше товар находится в поиске и каталоге, тем больше покупателей его увидят и тем больше будет у вас продаж.

Цель ранжирования - помочь покупателям найти наиболее подходящие товары, а также, повысить видимость и продажи поставщиков на площадке.

Ранжирование является важным инструментом для обеспечения эффективности торговли. Оно позволяет систематизировать и организовать большой объем товаров, доступных на маркетплейсах, с учетом предпочтений покупателей.

Алгоритмы ранжирования на маркетплейсах

Маркетплейсы стараются скрыть свои алгоритмы ранжирования и, более того, периодических их меняют, так как это зависит от обновлений площадок и локальных задач, стоящих перед маркетплейсами в определенный период времени. Исключением из правил является Ozon, который опубликовал в справочнике селлера подробный механизм работы их системы ранжирования товаров.
Чтобы попасть на первые позиции в поиске, поставщику нужно настроить свои карточки под алгоритмы маркетплейса. На крупных торговых площадках карточки ранжируются по такому принципу: алгоритмы маркетплейсов показывают на первых позициях те товары, которые человек вероятнее всего купит.
На поисковую выдачу на маркетплейсе влияет сразу несколько факторов: рейтинг магазина и товара, отзывы, размер скидки, участие в акциях, заполненность карточки. Чем больше факторов ранжирования на маркетплейсах получится использовать, тем выше шансы поднять товар в топ.

Факторы ранжирования на Озон

1. Релевантность - подходящие товары отображаются в начале поиска, основываясь на запросах пользователей и в соответствии с ключевыми словами. Маркетплейсу важно, чтобы покупателю демонстрировалось именно то, что он искал. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы в карточке товара содержалось максимально возможное количество ключевых слов. Ключевые слова могут размещаться в названиях товаров, описаниях, характеристиках, отзывах и даже в ответах на вопросы. Карточка, проработанная по ключевым запросам, даст больше показов, товар начнет попадать в большее количество поисковых фраз. Здесь важно сочетать высокочастотные популярные запросы с низкочастотными, где конкуренция меньше и больше шансов попасть в топ поисковой выдачи

2. Цена – некоторые маркетплейсы учитывают стоимость товара и выводят более доступные товары вверху списка. Низкая цена — одна из важных причин по которой покупатели приходят на маркетплейсы. Таким образом маркетплейс поощряет тех продавцов, которые готовы предложить клиентам низкие цены.

3. Популярность - товары с высоким рейтингом, положительными отзывами и большим числом продаж могут быть более видимыми для пользователей. Маркетплейсу выгоднее демонстрировать покупателям те карточки, просмотр которых чаще конвертируется в покупку. Поэтому перед поставщиками стоит задача создать максимально конверсионные на открытие карточки товаров, т.е. сделать карточку привлекательнее и информативнее.

4. Процент заказов и выкупов – по словам продавцов, сильнее всего на позицию в выдаче влияет качество продаж: количество просмотров карточки товара и переходов на нее из каталога или поиска, конверсия в корзину, процент выкупа.

Процент выкупа играет большую роль — неважно, речь про новичка или крупного продавца. Чем меньше продаж, тем сильнее каждый отказ будет влиять на процент выкупа. Маркетплейсы выше ранжируют товары с наименьшим процентом возврата. Чтобы снизить процент возврата нужно, чтобы реальный товар полностью соответствовал тому, что покупатель видит на фотографии и читает в описании карточки.

5. Доставка - предпочтение может отдаваться товарам с быстрой доставкой. Ответы на поисковые запросы чаще всего привязаны к местоположению пользователя. Зачастую приоритет могут получить те поставщики, которые быстрее всего передадут товар покупателю.

6. Остатки на сладе - если товара на складе осталось мало, карточка будет опускаться вниз, а рейтинг снижаться. Маркетплейсу выгоднее показывать выше те позиции, запасы которых находятся в достаточном объеме, чтобы их могли заказать покупатели. При определенном количестве заказов будет расти позиция товара, и в этом случае объем остатков уже прямо влияет на то, как высоко будет находиться карточка товара

-2

Как продвинуть в топ карточку товара на Озон

В общих чертах мы рассказали о том, что такое ранжирование, и что влияет на то, чтобы ваша карточка находилась в ТОПе.

Далее, более подробно, мы остановимся на ранжировании карточек товара на Ozon.

Как мы говорили выше, Ozon, единственный маркетплейс, который опубликовал в справочнике селлера подробный механизм работы их системы ранжирования товаров.

В отличие от других маркетплейсов, Ozon выбрал политику прозрачности. Поэтому в справочном разделе можно найти много полезной информации о том, как работает поиск по товарам и советы по увеличению эффективности карточек.

Поиск на Ozon состоит не только из алгоритмов ранжирования. В него также входит система распределения трафика и определения качества предложения. На позицию карточки в результатах поиска сильно влияет оценка привлекательности на основе накопленной статистики.

Алгоритмы Ozon анализируют контент и результаты продаж поставщиков, а также покупательский опыт аудитории.

Одна из главных задач площадки – создать умную выдачу, которая будет максимально точно подбирать карточки под запросы покупателей, поэтому маркетплейс постоянно тестирует разные подходы к отбору товаров и часто меняет механизм работы системы.

Ozon в своей работе использует искусственный интеллект, который постоянно обучается. Площадка тестирует разные модели, постоянно совершенствует подходы, чтобы ранжирование отвечало всем ожиданиям покупателей и приносила много продаж.

Ozon один из немногих маркетплейсов, который поверхностно, но открыто делится с продавцами логикой алгоритмов. Площадка заявляет, что оценивает 6 параметров. Каждому из параметров назначается вес. Приоритетное ранжирование получают популярные товары с высокой конверсией в заказ.

По данным Ozon, вес основных смысловых блоков, учитываемых при ранжировании составляет:

- Популярность - 49%. Это показы, добавление в корзину и избранное. Ozon в первую очередь просит продавцов делать полноценный контент: делать качественные фотографии и описание товаров и добавлять к ним вспомогательный контент — видео, 3D-обзор, инфографику, рич-контент. Этим самым поставщики повышают популярность и узнаваемость товара и показы своих карточек.

- Продажи - 19%. Конверсия товаров в покупку и количество покупок этого товара

- Цена - 9%. Изменение цены товара относительно истории собственной цены и размер текущей скидки. Так же цена является одним из популярных фильтров, по которому покупатели сортируют товары в каталоге. Ozon отслеживает, как поставщик управляет стоимостью товаров - насколько высоко он занижает или завышает её. Маркетплейс регулярно сравнивает текущую стоимость товара с его историей ценообразования.

- Рейтинг - 8%. Оценивается сам рейтинг товара и количество отзывов на товар. Чем выше рейтинг продавца и отдельных карточек товара, тем больше шанс попасть в топ выдачи.

Продавцы мотивируют рост положительных отзывов на Ozon через инструмент «Отзывы за баллы» или через дополнительные вложения в заказ. Главная задача — влиять на спрос, продвигать товар и получать доверие клиентов.

Рейтинг товара так же зависит и от его качественной упаковки. Привлекательная упаковка, вполне возможно, мотивирует покупателя оставить хороший отзыв. Упаковка товара один из факторов, во многом влияющий на впечатление покупателя, и на его желание заказывать у вас снова. Для качественной и правильной упаковки товара можно воспользоваться услугами фулфилмента, который подберет правильную упаковку исходя из характеристик вашего товара, тем самым сэкономив ваши силы и нервы и средства.

- Доставка - 6%. Скорость доставки и то, относится ли этот товар к категории экспресс-товаров. Карточки категории экспресс-доставки Ozon ставит выше остальных. Стоит обратить внимание на работу с региональными складами — и отгружать часть товара в разные логистические центры. Так же товары по схеме FBO продвигаются площадкой активнее.

- Текстовая релевантность - 6%. Текстовое соответствие товара запросу. Покупатель ищет товары по определенным запросам. Площадка сопоставляет слова из запроса с атрибутами карточек: категорией, названием, брендом, характеристиками. Позиции должны совпасть. Если товар отвечает запросу, но в карточке нет ключевых слов, Ozon проигнорирует его. Таким образом карточки могут не попасть на следующий этап оценки, а значит в поисковую выдачу.

-3

Как происходит отбор карточки на Озон

Для того, чтобы товары активно показывались покупателям, нужно представлять, как именно происходит отбор карточки товара для показа на Ozon.

Рассмотрим этапы отбора товаров в поисковой выдаче:

Первый этап. При вводе поискового запроса около 500 тысяч товаров попадает в первичную потенциальную выдачу. Площадке необходимо сократить выборку, которая будет показана покупателю, и отобрать наиболее релевантные и привлекательные карточки.

Второй этап. На этом этапе система начинает фильтровать данные и проверяет карточки на:

- максимальное соответствие тексту запроса;

- рейтинг товара (у алгоритмов Ozon особое внимание к количеству звезд).

Третий этап. Ранжирование.

Из большого количества товаров выбираются те, которые обладают свойствами, которые были наиболее важны для покупателей в прошлом. Именно в этом проявляется персонифицированность алгоритмов. У каждого покупателя будет индивидуальная выдача товаров – будет учтен регион, предыдущий опыт покупок (средний чек, т.е. ценовой сегмент покупок, и т. д.). Ozon сопоставляет свойства товаров и покупательское поведение каждого клиента. Присваивает каждой карточке определенную оценку и исходя из этого складывается результат выдачи.

Четвертый этап. Бустинг.

После того, как алгоритм Оzon собрал набор карточек, которые удовлетворяют запросу, и готов рекомендовать их, карточки могут набирать дополнительные баллы в выдаче с помощью бустинга и дебустинга.

На этом этапе к товарам, ранжированным по оценке от 0 до 1, применяются заранее определённые повышающие или понижающие коэффициенты.

Этот этап называется бустинг и дебустинг. Применение того или иного коэффициента определяется программой заранее. Повышающий коэффициент (бустинг) применяется к товарам с высоким рейтингом, понижающий (дебустинг) — к товарам, имеющих невысокий рейтинг, допускающих грубые нарушения правил площадки. Например, повышающий коэффициент может быть применён к товарам премиум-продавцов, а понижающий — к товарам с низким рейтингом. Сколько процентов дополнительного бустинга карточка наберет по этим факторам, будет зависеть ее позиция в выдаче.

Подводя итог, можем сказать, чтобы занять прочную позицию на маркетплейсе, изучите внимательно, как работают его алгоритмы. При этом нужно быть готовым к тому, что они будут постоянно меняться.

Если продавец будет понимать, как работает ранжирование на Оzon и какие факторы влияют на порядок отображения товаров, он может оптимизировать свои товары и улучшить их позиции в поисковой выдаче. Это может привести к увеличению трафика на страницу товара и, в конечном итоге, к увеличению продаж.