Найти тему
Don Carcharo

Что такое «Stenchcore»? Лучший саундтрек постапокалипсиса

Оглавление

Если бы по истории экстремальной музыки существовали учебники, то стенчкор в них был классифицирован примерно так:

Стенчкор (от англ. stench — зловоние, "зловонный хардкор") — cформировавшаяся в Британии в середине восьмидесятых годов сильно метализированная форма краст-панка, содержащая элементы трэш-метала и дэт-метала.

Впрочем, примерно таким определением и пользуется, например, база данных Rate Your Music. Загвоздка такого описания в том, что стенчкор — это не какая-то особая модификация краста, а буквально его первородная и самая ортодоксальная форма — прямое развитие идей первопроходцев Amebix и Antisect. Даже термин "стенчкор" предшествовал "красту". Часто ассоциирующиеся же с крастом параллельные формы метализированного ди-битного хардкора (родом преимущественно из Швеции) непосредственно крастом начнут называть позднее. Для британцев же ди-бит как барабанная ритмика не был каноничным и обязательным, а влияние Discharge было не настолько всеобъемлющим.

С металом и вовсе ситуация, скажем так, нюансная. Без метала краста не бывает, точка. Но вот количество его от направления к направлению разнится. Стенчкор напрямую восходит к анархо-панк сцене, а по музыке почти целиком и полностью металичен, специфически. И для обозначения этой особой специфики вместо "элементов трэш-метала и дэт-метала" потребуются самопальные термины вроде "первичного экстремального бульона" и "абразивного пост-панка" (по причине отсутствия общепризнанных обозначений для нижеописанных музыкальных тенденций). Об этом далее.

Misery The Beginning. Миньон: The Beginning (2014)

Оглавление:

Истоки:

Анархо-панк

Именно внутри анархо-панк сцены зарождался краст, наследуя всю идеологическую базу: непосредственно анархизм, антикапитализм, антифашизм, антимилитаризм, защита окружающей среды и тому подобное, а также DIY-этика и культура сквоттинга. Разумеется, отразилось это и на лирике. Непосредственно анархо-панк с отчётливыми влияниями Crass и пост-панка играли будущие пионеры краст-панка Amebix на своей экстремально сырой демке 1979 года.

Amebix 77 Faded Heaven. Демо: Amebix (1979)

На дебютном альбоме других первопроходцев Antisect In Darkness, There Is No Choice (1983) анархо-панк соседствовал с мрачным сырым британским хардкором и уже прослеживающимся влиянием метала — до итоговой формулы краста оставалось немного, но сплав ещё не достиг необходимой однородности: закрученные политические декламации под панковый ритм с тяжёлыми саббатоидными кусками чередовались.

Antisect Tortured And Abused. Альбом: In Darkness, There Is No Choice (1983)

Подобную же мешанину с дополнительной примесью фолка и пост-панка можно встретить и на демке Deviated InstinctTip of the Iceberg (1986). Но музыкально на британской краст-сцене отчётливые анархо-панковые истоки продержатся недолго, уступив место другим составляющим. А лирически исполнители стенчкора будут чаще прибегать к мрачным метафорам вместо прямолинейных политических декламаций (например, изображение антропогенных экологических катастроф в толкинских образах у Sacrilege).

Deviated Instinct Out Of Sight, Out Of Mind. Демо: Tip of the Iceberg (1986)

UK82

UK82 — ретроспективный зонтичный термин, обозначающий совокупность британских хардкор-панк групп начала восьмидесятых. Очень разнородную совокупность, включающую и стрит-панк (производная от Oi!), и охаркоренные формы анархо-панка, и ранние примеры ди-битного хардкора. Общей музыкальной особенностью чаще всего выделяют влияние Motörhead, ознаменовавшее начало тенденций к перманентному взаимообмену между хардкор-панком и металом.

В дальнейшем представители UK82 вдохновят многих метал-музыкантов, в том числе способствовав зарождению ранних форм экстремального метала. В свою очередь, немалая часть долгоиграющих британских хардкор-групп обзаведётся полноценными метал-альбомами. Даже сформируется особая устойчивая гибридная форма, вроде Broken Bones и English Dogs (отличная от параллельно формирующегося преимущественно в США кроссовер-трэша), но влияние на ортодоксальный краст подобных групп обычно не отмечается (наследующий в том числе эти традиции современный "металпанк" в узком смысле: Children of Technology, Inepsy или Darkthrone конца нулевых — крастом в классическом понимании не является).

Broken Bones It's Like. Альбом: Bonecrusher (1985)

А вот мрачный сырой хардкор-панк, как с отчётливой ди-битной ритмикой, так и без неё, в интервью музыкантов краст-сцены упоминается регулярно. Discharge само собой, но не только. Сопоставимое значение и у Disorder. Добавим ещё Chaos U.K. В основном такая музыка была довольно скоростной, но отдельные средне-темповые композиции с выпирающим басом уже максимально близки к тому, что изначально назовут краст-панком (для дискора/ди-бит краста они станут одной из основ и без всяких условий, но это уже отдельная тема).

Disorder Condemned. Миньон: Perdition (1982)

Chaos U.K. Victimized. Миньон: Burning Britain (1982)

Также именно из UK82 произрастают навеянные Холодной войной основополагающие для краста темы ядерного холокоста, послевоенной разрухи и апокалипсиса. Сценовая же связь прослеживается через музыкантов Warwound и The Varukers, в последствии образовавших группу Sacrilege (ранний демо-материал представлял собой смесь того же хардкор-панка со спид-металом). А также в факте продолжительного проживания Disorder вместе с Amebix буквально в одном сквоте. С распитием чая из общего самовара и одновременным участием ударника в обоих коллективах.

Sacrilege – Apartheid. Демо: Demo 1 (1984)

Пост-панк

Ключевая группа, повлиявшая на Amebix — это Killing Joke, чей дебютный альбом 1980 года характеризуется специфическим для пост-панка тяжёлым абразивным звуком гитар. Его можно назвать и метализированным (хотя к металу он отношение не имеет) или индустриальным. Благодаря нему, а также механизированным синтам и маршевой ритмике альбом относят к предтечам индастриал-рока (полноценный индастриал-рок и даже индастриал-метал Killing Joke заиграют намного позднее). Абразивный саунд можно встретить не только у Killing Joke, другие хорошие ранние примеры: UK Decay и 1919.

Killing Joke The Wait. Альбом: Killing Joke (1980)

Именно в подобной стилистике были записаны мини-альбомы Amebix Who's the Enemy (1982) и No Sanctuary (1983). Но если механизированные Killing Joke напоминали индастриал-рок в зачаточной форме, то в случае с испытывающими влияние метала Amebix подобный пост-панк (особенно трек Sunshine Ward) у современного слушателя может вызвать стойкие ассоциации с блэк-металом, причём отнюдь не первой волны (извечная тема для спекуляций о основополагающих панковых корнях блэка девяностых).

Amebix Sunshine Ward. Миньон: No Sanctuary (1983)

Кстати, аналогичный профильтрованный через Amebix стиль можно найти и на демке Napalm DeathHatred Surge (1985).

Napalm Death What Man Can Do. Демо: Hatred Surge (1985)

Влияние пост-панка и в особенности Killing Joke сохранится и на последующих уже краст-панковых релизах Amebix, а через них разойдётся на многие стенчкорные коллективы: и в риффинге, и в партиях бас-гитары, и в акустических/синтезаторных интерлюдиях.

Метал

Из мира метала предопределяющее значение, безусловно, у Motörhead. Они, как уже было сказано, повлияли не только на ранние формы краста, но и британский хардкор-панк в принципе. Заимствовались и ритмические рисунки, и гитарный саунд, и вокальная манера. Но в случае с краст-панком необходимо сделать ремарку. Присущие Motörhead позитивность, "рок-н-роллистость" для традиционного британского краста не были свойственны — он в большей степени опирался на те же вещи от Лемми и компании, которые заложили основы раннего экстремального метала. И в дальнейшем ключевым компонентом стенчкора в итоге стал не Motörhead или не реже упоминаемые Black Sabbath, а именно этот самый первородный экстремальный метал, "первичный экстремальный бульон" по аналогии с биологическим "первичным бульоном". И на этом месте важно разъяснение.

Привычная схема "по учебнику", что дэт-метал и блэк-метал произошли из трэш-метала, "на практике" не особо работает. Трэш из мешанины хэви/спид-метала и хардкор-панка в нечто обособленное и самостоятельное оформится только к середине восьмидесятых. При этом внутри этой самой мешанины уже были группы, претендовавшие на куда более экстремальное звучание, которые уже постфактум можно характеризовать как дэт и/или блэк. Да, есть расхожий термин "прото-блэк", или "первая волна блэк-метал", и проблема в нём как раз в акцентированности на блэке. Hellhammer уже в 1983 был близок не только к будущему блэку, но и к будущему дэту, и даже к будущему дум-дэту, при этом трэш-металом с чистой совестью их назвать очень сложно. Да и в целом классифицировать подобные вещи критериями более поздней музыки — дело неблагодарное.

Hellhammer Triumph of Death. Демо: Satanic Rites (1983)

Исполнители стенчкора ориентировались на Venom, Hellhammer/Celtic Frost (в особенности) и ранних Bathory (интересно, что и Hellhammer, и Bathory сами были под влиянием британского хардкор-панка в лице всё тех же Discharge, Disorder и GBH). Также в ходу был и американский трэш-метал, но самый ранний и ещё не прилизанный (те же Slayer), в дальнейшем к списку добавился и оформляющийся дэт-метал. Отдельные исполнители упоминают трад-дум в духе Trouble.

Метал составлял основу стенчкора. Это был не метализированный панк, а чуть припанкованный экстремальный метал. Но идеологически метал-сцену красти всячески осуждали: за оторванность от социальной проблематики, за инфантильность образов, за культуру рок-кумиров. Метал-музыканты высмеивались в текстах (например, трек Hellbastard And nowwwwwwww​.​.​.​.​.: "Hammerhead! Heaviest band in... Boogie! Hellhammer, Frosties, hallow Sons of Bad Breath!") и на них делались пародии (этим делом любили заниматься Concrete Sox, проехавшиеся и по Metallica, и по Venom, и по многим другим).

Джулиан «Легго» Килсби (Deviated Instinct):

...Мы любили Motörhead, Venom и Hellhammer и подобное. Метал сильно повлиял на нас, но исключительно с музыкальной точки зрения. Нам нравилась музыка, но мы ненавидели все эти детские сатанинские кок-рок идеалы, которые пришли вместе с ними. Да, мы были частью анархо-сцены, поначалу, политически очень мотивированные... на протяжении всего существования группы на самом деле, но со временем это становилось всё менее очевидным. Но мне никогда не нравились прямолинейная лирика вроде “Война — это плохо…”, которая была распространена в то время, поэтому по мере того, как мои писательские навыки улучшались, я хотел добавить больше глубины нашим текстам и сделать их более метафорическими. Поскольку я любил фильмы ужасов, это также сказалось на используемых мной образах.

Малькольм «Скрафф» Льюти (Hellbastard):

У метал-групп были тупейшие тексты, которые не имели ничего общего с реальной жизнью. Все песни Venom были про Сатану, мотоциклы, Сатану, женщин… и снова Сатану! Знаете что? Я никогда не просыпался утром со словами “О, да! Сатана! Погнали знакомиться с моими последователями из Ада!” Я включал телевизор, и понимал, что сейчас увижу сотни погибших в результате землетрясений в странах третьего мира или умирающих от голода, пока расходы на военку только растут. И в прошлом, и в настоящем — это реальность. Все эти хэви-метал штуки — это побег от этой реальности, побег в другой мир… Чушь в общем.

Жанровые характеристики

Главная черта стенчкора это, конечно же, особые специфические "хрустящие" "чага-чага" риффы, на более поздних релизах они могут идти вперемешку с полноценными трэш-метальными и дэт-метальными сегментами. Партии баса акцентированы и выдвинуты на передний план, иногда могут напоминать нечто пост-панковое. В противовес другим формам краста темп преимущественно средний, а то и низкий, хотя в ходу и ускорения. Ди-биты используются, но не обязательны, на более поздних работах могут применяться бластбиты. В качестве вокала, как правило, "низкий хриплый ор" (не гроулинг и не харш как таковые). Иногда применяются акустические и синтезаторные интро и интерлюдии, сэмплы из фильмов подобного же характера. Сэмплы речей. Звук умеренно сырой. Широко используется эффект реверба.

Skaven – Severed. Сингл: Flowers of Flesh and Blood / Severed (1996)

Extinction of Mankind Life In The Abyss. Сплит: Apocalyptic Crust (2001)

Swordwielder Nuclear Winter. Альбом: System Overlord (2019)

Лирика мрачная и нигилистическая, политически ангажированная. Но как и отмечалось, анархические идеалы, антикапитализм, антимилитаризм, права животных и так далее подаются косвенно, через метафоры, в том числе мистические. Основа эстетики: ядерная война, послесмертие, экологические катастрофы, послевоенная и постапокалиптическая разруха. Тема смерти прослеживается и в оформлении альбомов: черепа, скелеты, признаки разложения, сам по себе образ персонифицированной смерти. Элементы боди-хоррора. Постапокалиптические пустынные ландшафты и сцены техногенного загрязнения. Средневековое оружие. Противогазы и символы опасности. Вороны. Политические карикатуры. Кельтские узлы. Изображения в большинстве случаев чёрно-белые. Причём на раннем этапе соответствие "канону" особо заострялось.

Тревор Спид (Axegrinder):

И когда мы сделали цветную фотографию на обратной стороне альбома (прим.: Rise of The Serpent Men), мы были полностью убиты! Нам писали столько писем-ненависти, люди называли нас позёрами на концертах, и ​​всё такое… Это была не только фотография состава, но ещё и цветная! Это было кошмаром! Очень характерно — если ты выглядел и звучал неправильно, тебя очень быстро подвергали остракизму, и очень жаль, что такое случалось…
Axegrinder – Rise of The Serpent Men (1989)
Axegrinder – Rise of The Serpent Men (1989)

Малькольм «Скрафф» Льюти (Hellbastard):

...В то время я учился в колледже и уже связался со своим репетитором, женщиной по имени Уна Грэм, и она нарисовала картину, ставшую обложкой Heading For Internal Darkness, и продала ее какому-то русскому парню за огромные деньги. Она позволила мне отвезти оригинал в Ньюкасл и распечатать, прежде чем я вернул его ей, что я и сделал… она, конечно, никогда не увидела денег за работу над артом, потому что мы тоже никогда не видели денег, хотя и было продано много копий. Но она всегда этим гордилась, понимаете? А мы получили много гадостей за цветную обложку от недалеких британских панков… вы можете в это поверить? Вот и всё — у нас была цветная обложка, а это значит, что мы как Metallica!
Hellbastard – Heading For Internal Darkness (1988)
Hellbastard – Heading For Internal Darkness (1988)

Британская сцена

Antisect
Antisect

К середине восьмидесятых и Antisect, и Amebix были уже уважаемыми и хорошо известными в своей среде группами. Но настоящую революцию они произвели в 1985 года. Antisect к тому моменту разочаровались в панке, политизированность сохранилась, но отошла на второй план, лирика стала абстрактной и ещё более мрачной, а саунд под влиянием метала утяжелился многократно. Слепком той эпохи стал знаковый сингл Out From The Void (1985).

Джон Брайсон (Antisect):

Вопрос: какие группы из тех, что вы слушали, повлияли на утяжеление звучания?
В середине восьмидесятых мы были под Metallica и т. д. Когда в 1984 году Antisect турили по Италии Ride the Lightning от Metallica был массовым фаворитом, и мы слушали его на кассете в фургоне. Он нравился и всем панкам в сквоте, в котором мы остановились в Милане, они раз за разом брали его послушать.

В этой же стилистике шла запись второго полноформата Welcome to the New Dark Ages, но он так и не был закончен. Группа распалась в 1987 году из-за целого клубка причин: нестабильность состава, нарастающий разрыв интересов с аудиторией и череда жизненных неприятностей.

Antisect. Сингл: Out From The Void (1985)

Безумный сплав анархо-панка, Kiling Joke, Motörhead и Black Sabbath. Так обычно пытаются описать первый полноформатник Amebix Arise! (1985) различные рецензенты со дня его выхода на принадлежащем Джелло Биафра лейбле Alternative Tentacles. Единственный их релиз на Alternative Tentacles. Биафра, когда услышал пластинку, был по-плохому в шоке и дал добро на выпуск лишь из-за обязательств. В недоумении была и пресса, и панк-аудитория, зато внезапно от материала были в восторге конфликтовавшие с панками байкеры. Остальным к новому саунду группы приходилось привыкать, но после он сносил людям головы.

Amebix
Amebix

Как Amebix до этого на самом деле не играл никто, а прямые параллели с названными коллективами верны лишь в контексте влияний, для характеристики они не подходят. А по грузности на сцене (в прямом и переносном смысле) тогда с Amebix сопоставимы были только их друзья из Antisect. Это был первый истинный краст-альбом, на который в дальнейшем будут ровняться десятки групп, причём не только в краст-среде. Но прямо как Arise! не будет больше звучать никто, даже сами Amebix. Все последователи будут либо более традиционно-метальны, либо более традиционно-хардкорны. И в категорию непосредственно "стенчкора" он входит с приставкой "прото-", но только по причине непохожести всего остального на него.

Amebix Spoils of Victory. Альбом: Arise! (1985)

Sacrilege
Sacrilege

Третья группа, способствовавшая выделению краста и стенчкора — Sacrilege с культовой пластинкой Behind the Realms of Madness (1985). Они были намного скоростнее и в большей степени ориентировались на ранний, ещё сырой и непричёсанный, трэш-метал. Спецификой, конечно же, были и агрессивные выкрики в исполнении вокалистки Линды "Тэм" Симпсон.

Sacrilege Shadow From Mordor. Альбом: Behind the Realms of Madness (1985)

Concrete Sox
Concrete Sox

Особняком стояли и Concrete Sox, испытывавшие серьёзное влияние как раннего американского трэш-метала, так и американского хардкор-панка. По этой причине их дебютный альбом Your Turn Next (1985), сочетающий британские и американские традиции, является не только образцом стенчкора, но и одним из самых первых релизов, который можно охарактеризовать как кроссовер-трэш.

Вик «Тимоверик» Кролл (Concrete Sox):

Мы с Лесом (прим.: Лес Дули, басист) разменивали кассеты с различным ранним метал-стаффом, вроде Metallica, Slayer и Exodus, задолго до того, как всем этим заинтересовался Kerrang!. Мы любили эту музыку, и мы начали играть в таком духе. Не могу сказать, что мы были самой первой панк-группой, заигравшей кроссовер, но мы абсолютно точно были одними из первых.

Concrete Sox Sustain the Orgy. Альбом: Your Turn Next (1985)

В 1986 году произошло символическое обособление стенчкора из анархо-панк сцены, связанное с появление у образовавшей волны своего названия, которое происходит из демки Deviated Instinct Terminal Filth Stenchcore (1986). Прижилось оно моментально. Зловонность была слишком хорошей характеристикой для групп, живущих в сквотах, где практически невозможно было поддерживать гигиену и процветало чрезмерное употребление алкоголя. Способствовал этому и имидж формирующейся суб-субкультуры, будто сошедшей из фильма Безумный Макс 2. Музыкально демка тоже стала определяющей, воплощая каноничную Hellhammer-овскую хтонь.

Deviated Instinct
Deviated Instinct

Роб «Мид» Мидллтон (Deviated Instinct):

Мы придумали тег "стенчкор" (прим.: "вонючкор") для нашей демо-записи как своего рода шутку, поскольку в то время было так много нелепых "ко́ров", а также люди часто высказывались о нашей обычной растрёпанности. Мы даже представить не могли, что к нему отнесутся так серьёзно, и что он станет своего рода отдельным поджанром. Наше общее состояние беспорядка объяснялось исключительно ленивым, ни на что не годным стилем жизни. Жить в грязных сквотах, ночлежках и т. д. Напиваться и падать в кусты. Разъезжать автостопом по всей стране, ночевать под мостами автомагистралей и так далее. Это была чистопородная грязь от грязной жизни.

Deviated Instinct Human Banquet. Демо: Terminal Filth Stenchcore (1986)

Термин же "краст" напрямую связан с другой демкой 1986 года, тоже каноничной для стенчкора — Ripper Crust, на этот раз от Hellbastard.

Hellbastard
Hellbastard

Малькольм «Скрафф» Льюти (Hellbastard):

Многие говорят, что это именно мы изобрели краст-панк, если так хотят, я не против, но я не Малкольм МакЛарен (прим.: менеджер Sex Pistols), чтобы приписывать себе изобретение того, чего на самом деле не изобретал. Мы все поняли, что-то пошло не так, когда в поп-журнале Smash Hits (прим.: британский музыкальный журнал) в дополнительном буклете нашли стикер "Красти не допускаются".
...
На записанную песню “And nowwwwwwww​.​.​.​.​.”, которая заканчивается словом “Rippercrust”, выкликивавшимся всей нашей компанией, во время сведения было наложено эхо. И получилось много раз повторяющееся “Crust! Crust! Crust!” (прим.: англ. корка, струп; сленг. что-то мерзкое или отвратительное). В итоге и демка была названа “Ripper Сrust”!

Hellbastard – And nowwwwwwww​.​.​.​.​. Демо: Ripper Crust (1986)

В 1987 году метал-тенденции ещё в большей степени охватили Amebix, записавших свой второй полноформатный альбом Monolith на лейбле Heavy Metal Records. Его уже вполне можно было охарактеризовать как трэш-метал, нанизанный на пост-панковую ритм-секцию, уже не подчёркнуто сырой и грязный, но вязкий, монолитный и постапокалиптический.

Amebix I.C.B.M. Альбом: Monolith (1987)

Впрочем, в том же году легендарные Amebix распадутся. Монолит их просто вымотал: трудности с записью, трудности с распространением и в итоге полное выгорание. Роб Миллер станет кузнецом-отшельником на шотландском острове Скай, а остальная часть группы сформирует недолговечный проект Zygote с трудно классифицируемой стилистикой на стыке гот-рока, краста и альтернативного рока.

Стенчкор же в 1988 году на альбомах Hellbastard Heading for Internal Darkness и Deviated Instinct Rock 'n' Roll Conformity окончательно принимает свои самые привычные формы. Или лучше сказать основные векторы. Эпичные и композиционно навороченные треки у Hellbastard, в которых среднетемповые части с классическими хрустящими крастовыми риффами сменялились трэш-метальными ускорениями, мелодичные элементы перерастали в шквалы ярости.

Hellbastard We Had Evidence. Альбом: Heading for Internal Darkness (1988)

У Deviated Instinct же от трека к треку чередовались те же средне-темповые "амёбиксо-хеллхаммерные" вещи с ранними формами дэт-метала и заимствованными из трэшкора бластбитно-молотильными сегментами. Много в Rock 'n' Roll Conformity и сырой хардкорной архаики, подобной Discharge (собственно, кавером на них альбом и заканчивается). Ориентир на максимальную тяжесть, мрачность и "гнилость" понятен, но это была ещё не самая экстремальная форма стенчкора, порождённая Британией.

Deviated Instinct When The Chapter Closes. Альбом: Rock 'n' Roll Conformity (1988)

Bolt Thrower
Bolt Thrower

Самую тяжеловесную и молотильную форму стенчкора, имевшую много общего с дэт-металом и грайндкором/дэтграйндом, ярко представили на своих дебютных альбомах Bolt Thrower In Battle There Is No Law! (1988), Genital DeformitiesShag Nasty! Oi! (1989) и Prophecy Of DoomAcknowledge the Confusion Master (1990).

Bolt Thrower Nuclear Annihilation. Альбом: In Battle There Is No Law! (1988)

Genital Deformities – War Core / Skins of Our Fathers / Elderberry. Альбом: Shag Nasty! Oi! (1989, ремастер 2022)

Prophecy Of Doom Earth Reality Victim. Альбом: Acknowledge the Confusion Master (1990)

Максимально близкими по духу наследниками почивших Amebix стали Axegrinder, в 1989 году выпустившие одну из самых признанных краст-пластинок The Rise of the Serpent Men, напрямую продолжавшую идеи "Монолита", только в ещё более метальной форме. Скорбные синтезаторные и акустические интро/интерлюдии, навевающие образы безжизненной постапокалиптической пустоши, достигли самого пика атмосферности, а композиционная сложность превзошла Hellbastard. Axegrinder сильно выделялись на фоне остальной краст-сцены. Они ценили исполнительскую профессиональность, а помимо Amebix ориентировались на проговый период Voivod образца Killing Technology (1987).

Axegrinder
Axegrinder

Тревор Спид (Axegrinder):

Нас в какой-то степени всегда считали аутсайдерами...
... Мы крутились в кругах сквоттеров при этом сами в сквотах не жили, так что многие команды думали, что мы позёры, сладкие мальчики, претендующие на что-то... так как репетировали и не надирались перед выступлениями, только потому что хотели хорошо звучать, они считали нас за это снобами! К чему всё это? Это было мелочью всё это время, я вспоминаю те дни с большой любовью, мы встречали много действительно хороших людей и вживую наблюдали за классными группами.

Axegrinder War Machine. Альбом: The Rise of the Serpent Men (1989)

Можно было бы сказать, что The Rise of the Serpent Men был самым хитро-закрученным и концептуально-последовательным релизом направления, его кульминацией аккурат перед самым закатом, если бы не очередная проделка одних ярых приверженцев анти-музыки. И тут потребуется отступление.

Первоначально стенчкор применялся на все британские крастовые группы, иногда даже не только крастовые. Английские трэшкор (Heresy и Ripcord) и ранние грайндкор-группы (Napalm Death) варились, по сути, в том же котле.

-11

Не удивительно, что постфактум в рамках одной сцены существовало и несколько форм краста. Были и последователи ветки Discharge (ди-бит краст): Raw Noise, Disattack (затем преобразуются в Carcass), Filthkick и, конечно же, Doom. И комбинирующие краст (в том числе стенчкор) с трэшкором на грани с прото-грайндкором: Electro Hippies и Atavistic. И непосредственно первопроходцы крастграйнда Extreme Noise Terror.

В том числе и на территорию краста заходили Sore Throat, провокаторы, принёсшие в мир анти-музыки нойзкор. Они игнорировали репетиции, а на своих выступлениях играли настолько быстро, насколько это возможно, параллельно выкрикивая мерзости и оскорбления. Иногда выходили и в полностью невменяемом состоянии. В свободное время экспериментировали с коллажной перезаписью аудиокассет. Одними из первых начали выпускать полушумовые альбомы с десятками треков в несколько секунд, критикуя и высмеивая за продажность всех, кто под руку попадётся: от D.R.I. до Sacrilege, в особенности часто доставалось S.O.D. Кто бы мог подумать, что именно Sore Throat, которых считали отвратительными бездарями и искренне ненавидели сами Napalm Death, запишут самую титаническую и монументальную пластинку сцены.

Sore Throat / Saw Throat
Sore Throat / Saw Throat

Inde$troy (1989) полностью отличался от предшествующего "творчества", поэтому название группы было временно изменено на Saw Throat. Музыкальными ориентирам были назначены Saint Vitus, Melvins и Swans. А на запись ушёл практически месяц продуктивной работы, итогом которой стал один концептуальный постапокалиптический 42-минутный трек, пускай условно и разделимый на сегменты, в котором уместились практически бесшовно сменяющие друг друга стенчкор с сильным духом Amebix, зачаточный сладж, альтернативный творчеству Godflesh первородный индастриал-метал, дарк-эмбиент и перкуссионные импровизации, включая обыгрывание сэмплов гула вертолётных лопастей и применение БЕНЗОпилы в качестве музыкального инструмента!

Рич «Милития» Уокер (Sore Throat / Saw Throat):

...когда альбом поступил в продажу и начали выходить рецензии, мы наконец поняли, какого монстра создали. В комбинации с превосходным и визионерским артворком Стива Хаттона альбом смутил, заинтриговал, отвратил и просветил массы. Это был не последний гвоздь в крышке гроба Sore Throat, а жемчужина в короне. Это были крутейшие времена, мы записали крутейший альбом, и мне действительно хотело бы думать, что после всех этих лет он выдержал испытание временем.

Saw Throat. Альбом: Inde$troy (1989)

Впрочем, дальше, после троллинга и развода на алкоголь журналистов, которые очень хотели записать интервью с уникальными инноваторами, Sore Throat сразу же вернутся в родную стезю секундных шумовых треков с приколами и оскорблениями.

Распространение

Просуществовало гнилостное британское звучание не долго. Последние ключевые группы перешли в более метал-ориентированное звучание почти без панковых элементов ещё в самом начале девяностых. После чего, как правило, распадались. Середину девяностых пережили только Concrete Sox, практически полностью уйдя в кроссовер-трэш. За скобками Bolt Thrower, чьи феноменальные успехи в дэт-метальной стезе не нуждаются в представлении.

Роб «Мид» Мидллтон (Deviated Instinct):

Мы пытались двигаться в разные направления: использовали сэмплы, добавляли элементы гранжа и индастриала в микс панка и дэт-метала (прим.: период миньона Nailed, 1990). Новый материал был нам по кайфу, но похоже только нам… Мы просто не могли избавиться от ярлыка "стенчкор", который стал нам как альбатрос в глотке. В конце концов мы просто полностью разочаровались и решили положить этому конец и начать нечто новое с новым именем...

Deviated Instinct после дэт-метальных работ (Guttural Breath, 1990 и Nailed, 1990) переродились в индастриал-метал по лекалам Godflesh в рамках проекта Spine Wrench. К полноценному трэш-металу обратились Hellbastard (начиная с Natural Order, 1990), Axegrinder (под названием Wartech взяли ориентир на Voivod, но их хватило только на пару демок) и Sacrilege (Within the Prophecy, 1987). Последние в итоге заиграют дум-метал под влиянием Candlemass и Trouble на альбоме Turn Back Trilobite (1989). Prophecy Of Doom издадут знаковую экспериментальную дум-дэт пластинку Matrix (1992). Это была остановка.

Какой след оставил за собой стенчкор? Отбросим непосредственное влияние Amebix, вероятно превосходящее всю остальную сцену, под них пытались косить слишком многие: от Union of Uranus до ранних Neurosis. Для начала очевидное — по причине общности сцены стенчкор косвенно поучаствовал в генезисе грайндкора. За пределами отзвуки стенчкора можно услышать у отдельных ортодоксальных сладж-групп, особенно у Dystopia. Экстремально же замедлившие классический стенчкор Winter стали одними из основателей дум-дэта, но именно такой дремучий архаический подход в итоге в жанре не прижился.

Dystopia Stress Builds Character. Миньон: Human = Garbage (1994)

Winter Servants of the Warsmen. Альбом: Into Darkness (1990)

Внутри самого же краста дальнейшей тенденцией станет срастание британской ветки с более популярной ди-битной шведской, вошедшей в плотную связку ещё и с шведо-дэтом. Чёткое разделение крастов по полочкам могло потерять смысл из-за групп вроде шведов Warcollapse или англичан Hellkrusher, игравших и то, и другое, и вместе. А стенчкор мог стать просто незначительным случайным образованием из восьмидесятых. Мог, если бы начиная с девяностых и продолжая до наших дней, во многих странах мира не продолжали воспроизводить именно британский стиль.

  • В США: Misery, Skaven, Hellshock, Stormcrow, Sanctum, Femacoffin, Lifeless Dark, Death Evocation, Atakke
  • В Японии: Effigy, S.D.S., ранние Guillotine Terror, AGE (частично), Asbestos (частично), Acrostix (частично), Armenia (вместе с гот-роком), Revölt, Zoe
  • В Швеции: ранние Counterblast (вместе со сладжем и индастриал-металом), Swordwielder
  • В Канаде: After the Bombs, Contagium, Limb from Limb, поздние Ahna
  • В Италии: Cancer Spreading
  • В Германии: Instinct of Survival, Nocturnal Scum
  • В России: Fatum, Repression Attack, Юродивые
  • В Польше: Filth of Mankind, Sorrow (Black Crow, 2021)
  • В самой Британии: Extinction of Mankind, Alehammer

И так далее, и так далее.

Hellshock Fathom Unknown. Альбом: Shadows of the Afterworld (2005)

Fatum Назад в Пещеры. Миньон: Скверна (2010)

Filth of Mankind Zamknięty Rozdzia. Альбом: The Final Chapter (2000)

Источники:

8. Ian Glasper "Trapped In A Scene: UK Hardcore 1985-1989":

Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo