Если бы по истории экстремальной музыки существовали учебники, то стенчкор в них был классифицирован примерно так:
Стенчкор (от англ. stench — зловоние, "зловонный хардкор") — cформировавшаяся в Британии в середине восьмидесятых годов сильно метализированная форма краст-панка, содержащая элементы трэш-метала и дэт-метала.
Впрочем, примерно таким определением и пользуется, например, база данных Rate Your Music. Загвоздка такого описания в том, что стенчкор — это не какая-то особая модификация краста, а буквально его первородная и самая ортодоксальная форма — прямое развитие идей первопроходцев Amebix и Antisect. Даже термин "стенчкор" предшествовал "красту". Часто ассоциирующиеся же с крастом параллельные формы метализированного ди-битного хардкора (родом преимущественно из Швеции) непосредственно крастом начнут называть позднее. Для британцев же ди-бит как барабанная ритмика не был каноничным и обязательным, а влияние Discharge было не настолько всеобъемлющим.
С металом и вовсе ситуация, скажем так, нюансная. Без метала краста не бывает, точка. Но вот количество его от направления к направлению разнится. Стенчкор напрямую восходит к анархо-панк сцене, а по музыке почти целиком и полностью металичен, специфически. И для обозначения этой особой специфики вместо "элементов трэш-метала и дэт-метала" потребуются самопальные термины вроде "первичного экстремального бульона" и "абразивного пост-панка" (по причине отсутствия общепризнанных обозначений для нижеописанных музыкальных тенденций). Об этом далее.
Misery – The Beginning. Миньон: The Beginning (2014)
Оглавление:
Истоки:
Анархо-панк
Именно внутри анархо-панк сцены зарождался краст, наследуя всю идеологическую базу: непосредственно анархизм, антикапитализм, антифашизм, антимилитаризм, защита окружающей среды и тому подобное, а также DIY-этика и культура сквоттинга. Разумеется, отразилось это и на лирике. Непосредственно анархо-панк с отчётливыми влияниями Crass и пост-панка играли будущие пионеры краст-панка Amebix на своей экстремально сырой демке 1979 года.
Amebix – 77 Faded Heaven. Демо: Amebix (1979)
На дебютном альбоме других первопроходцев Antisect – In Darkness, There Is No Choice (1983) анархо-панк соседствовал с мрачным сырым британским хардкором и уже прослеживающимся влиянием метала — до итоговой формулы краста оставалось немного, но сплав ещё не достиг необходимой однородности: закрученные политические декламации под панковый ритм с тяжёлыми саббатоидными кусками чередовались.
Antisect – Tortured And Abused. Альбом: In Darkness, There Is No Choice (1983)
Подобную же мешанину с дополнительной примесью фолка и пост-панка можно встретить и на демке Deviated Instinct – Tip of the Iceberg (1986). Но музыкально на британской краст-сцене отчётливые анархо-панковые истоки продержатся недолго, уступив место другим составляющим. А лирически исполнители стенчкора будут чаще прибегать к мрачным метафорам вместо прямолинейных политических декламаций (например, изображение антропогенных экологических катастроф в толкинских образах у Sacrilege).
Deviated Instinct – Out Of Sight, Out Of Mind. Демо: Tip of the Iceberg (1986)
UK82
UK82 — ретроспективный зонтичный термин, обозначающий совокупность британских хардкор-панк групп начала восьмидесятых. Очень разнородную совокупность, включающую и стрит-панк (производная от Oi!), и охаркоренные формы анархо-панка, и ранние примеры ди-битного хардкора. Общей музыкальной особенностью чаще всего выделяют влияние Motörhead, ознаменовавшее начало тенденций к перманентному взаимообмену между хардкор-панком и металом.
В дальнейшем представители UK82 вдохновят многих метал-музыкантов, в том числе способствовав зарождению ранних форм экстремального метала. В свою очередь, немалая часть долгоиграющих британских хардкор-групп обзаведётся полноценными метал-альбомами. Даже сформируется особая устойчивая гибридная форма, вроде Broken Bones и English Dogs (отличная от параллельно формирующегося преимущественно в США кроссовер-трэша), но влияние на ортодоксальный краст подобных групп обычно не отмечается (наследующий в том числе эти традиции современный "металпанк" в узком смысле: Children of Technology, Inepsy или Darkthrone конца нулевых — крастом в классическом понимании не является).
Broken Bones – It's Like. Альбом: Bonecrusher (1985)
А вот мрачный сырой хардкор-панк, как с отчётливой ди-битной ритмикой, так и без неё, в интервью музыкантов краст-сцены упоминается регулярно. Discharge само собой, но не только. Сопоставимое значение и у Disorder. Добавим ещё Chaos U.K. В основном такая музыка была довольно скоростной, но отдельные средне-темповые композиции с выпирающим басом уже максимально близки к тому, что изначально назовут краст-панком (для дискора/ди-бит краста они станут одной из основ и без всяких условий, но это уже отдельная тема).
Disorder – Condemned. Миньон: Perdition (1982)
Chaos U.K. – Victimized. Миньон: Burning Britain (1982)
Также именно из UK82 произрастают навеянные Холодной войной основополагающие для краста темы ядерного холокоста, послевоенной разрухи и апокалипсиса. Сценовая же связь прослеживается через музыкантов Warwound и The Varukers, в последствии образовавших группу Sacrilege (ранний демо-материал представлял собой смесь того же хардкор-панка со спид-металом). А также в факте продолжительного проживания Disorder вместе с Amebix буквально в одном сквоте. С распитием чая из общего самовара и одновременным участием ударника в обоих коллективах.
Sacrilege – Apartheid. Демо: Demo 1 (1984)
Пост-панк
Ключевая группа, повлиявшая на Amebix — это Killing Joke, чей дебютный альбом 1980 года характеризуется специфическим для пост-панка тяжёлым абразивным звуком гитар. Его можно назвать и метализированным (хотя к металу он отношение не имеет) или индустриальным. Благодаря нему, а также механизированным синтам и маршевой ритмике альбом относят к предтечам индастриал-рока (полноценный индастриал-рок и даже индастриал-метал Killing Joke заиграют намного позднее). Абразивный саунд можно встретить не только у Killing Joke, другие хорошие ранние примеры: UK Decay и 1919.
Killing Joke – The Wait. Альбом: Killing Joke (1980)
Именно в подобной стилистике были записаны мини-альбомы Amebix — Who's the Enemy (1982) и No Sanctuary (1983). Но если механизированные Killing Joke напоминали индастриал-рок в зачаточной форме, то в случае с испытывающими влияние метала Amebix подобный пост-панк (особенно трек Sunshine Ward) у современного слушателя может вызвать стойкие ассоциации с блэк-металом, причём отнюдь не первой волны (извечная тема для спекуляций о основополагающих панковых корнях блэка девяностых).
Amebix – Sunshine Ward. Миньон: No Sanctuary (1983)
Кстати, аналогичный профильтрованный через Amebix стиль можно найти и на демке Napalm Death – Hatred Surge (1985).
Napalm Death – What Man Can Do. Демо: Hatred Surge (1985)
Влияние пост-панка и в особенности Killing Joke сохранится и на последующих уже краст-панковых релизах Amebix, а через них разойдётся на многие стенчкорные коллективы: и в риффинге, и в партиях бас-гитары, и в акустических/синтезаторных интерлюдиях.
Метал
Из мира метала предопределяющее значение, безусловно, у Motörhead. Они, как уже было сказано, повлияли не только на ранние формы краста, но и британский хардкор-панк в принципе. Заимствовались и ритмические рисунки, и гитарный саунд, и вокальная манера. Но в случае с краст-панком необходимо сделать ремарку. Присущие Motörhead позитивность, "рок-н-роллистость" для традиционного британского краста не были свойственны — он в большей степени опирался на те же вещи от Лемми и компании, которые заложили основы раннего экстремального метала. И в дальнейшем ключевым компонентом стенчкора в итоге стал не Motörhead или не реже упоминаемые Black Sabbath, а именно этот самый первородный экстремальный метал, "первичный экстремальный бульон" по аналогии с биологическим "первичным бульоном". И на этом месте важно разъяснение.
Привычная схема "по учебнику", что дэт-метал и блэк-метал произошли из трэш-метала, "на практике" не особо работает. Трэш из мешанины хэви/спид-метала и хардкор-панка в нечто обособленное и самостоятельное оформится только к середине восьмидесятых. При этом внутри этой самой мешанины уже были группы, претендовавшие на куда более экстремальное звучание, которые уже постфактум можно характеризовать как дэт и/или блэк. Да, есть расхожий термин "прото-блэк", или "первая волна блэк-метал", и проблема в нём как раз в акцентированности на блэке. Hellhammer уже в 1983 был близок не только к будущему блэку, но и к будущему дэту, и даже к будущему дум-дэту, при этом трэш-металом с чистой совестью их назвать очень сложно. Да и в целом классифицировать подобные вещи критериями более поздней музыки — дело неблагодарное.
Hellhammer – Triumph of Death. Демо: Satanic Rites (1983)
Исполнители стенчкора ориентировались на Venom, Hellhammer/Celtic Frost (в особенности) и ранних Bathory (интересно, что и Hellhammer, и Bathory сами были под влиянием британского хардкор-панка в лице всё тех же Discharge, Disorder и GBH). Также в ходу был и американский трэш-метал, но самый ранний и ещё не прилизанный (те же Slayer), в дальнейшем к списку добавился и оформляющийся дэт-метал. Отдельные исполнители упоминают трад-дум в духе Trouble.
Метал составлял основу стенчкора. Это был не метализированный панк, а чуть припанкованный экстремальный метал. Но идеологически метал-сцену красти всячески осуждали: за оторванность от социальной проблематики, за инфантильность образов, за культуру рок-кумиров. Метал-музыканты высмеивались в текстах (например, трек Hellbastard – And nowwwwwwww.....: "Hammerhead! Heaviest band in... Boogie! Hellhammer, Frosties, hallow Sons of Bad Breath!") и на них делались пародии (этим делом любили заниматься Concrete Sox, проехавшиеся и по Metallica, и по Venom, и по многим другим).
Джулиан «Легго» Килсби (Deviated Instinct):
...Мы любили Motörhead, Venom и Hellhammer и подобное. Метал сильно повлиял на нас, но исключительно с музыкальной точки зрения. Нам нравилась музыка, но мы ненавидели все эти детские сатанинские кок-рок идеалы, которые пришли вместе с ними. Да, мы были частью анархо-сцены, поначалу, политически очень мотивированные... на протяжении всего существования группы на самом деле, но со временем это становилось всё менее очевидным. Но мне никогда не нравились прямолинейная лирика вроде “Война — это плохо…”, которая была распространена в то время, поэтому по мере того, как мои писательские навыки улучшались, я хотел добавить больше глубины нашим текстам и сделать их более метафорическими. Поскольку я любил фильмы ужасов, это также сказалось на используемых мной образах.
Малькольм «Скрафф» Льюти (Hellbastard):
У метал-групп были тупейшие тексты, которые не имели ничего общего с реальной жизнью. Все песни Venom были про Сатану, мотоциклы, Сатану, женщин… и снова Сатану! Знаете что? Я никогда не просыпался утром со словами “О, да! Сатана! Погнали знакомиться с моими последователями из Ада!” Я включал телевизор, и понимал, что сейчас увижу сотни погибших в результате землетрясений в странах третьего мира или умирающих от голода, пока расходы на военку только растут. И в прошлом, и в настоящем — это реальность. Все эти хэви-метал штуки — это побег от этой реальности, побег в другой мир… Чушь в общем.
Жанровые характеристики
Главная черта стенчкора это, конечно же, особые специфические "хрустящие" "чага-чага" риффы, на более поздних релизах они могут идти вперемешку с полноценными трэш-метальными и дэт-метальными сегментами. Партии баса акцентированы и выдвинуты на передний план, иногда могут напоминать нечто пост-панковое. В противовес другим формам краста темп преимущественно средний, а то и низкий, хотя в ходу и ускорения. Ди-биты используются, но не обязательны, на более поздних работах могут применяться бластбиты. В качестве вокала, как правило, "низкий хриплый ор" (не гроулинг и не харш как таковые). Иногда применяются акустические и синтезаторные интро и интерлюдии, сэмплы из фильмов подобного же характера. Сэмплы речей. Звук умеренно сырой. Широко используется эффект реверба.
Skaven – Severed. Сингл: Flowers of Flesh and Blood / Severed (1996)
Extinction of Mankind – Life In The Abyss. Сплит: Apocalyptic Crust (2001)
Swordwielder – Nuclear Winter. Альбом: System Overlord (2019)
Лирика мрачная и нигилистическая, политически ангажированная. Но как и отмечалось, анархические идеалы, антикапитализм, антимилитаризм, права животных и так далее подаются косвенно, через метафоры, в том числе мистические. Основа эстетики: ядерная война, послесмертие, экологические катастрофы, послевоенная и постапокалиптическая разруха. Тема смерти прослеживается и в оформлении альбомов: черепа, скелеты, признаки разложения, сам по себе образ персонифицированной смерти. Элементы боди-хоррора. Постапокалиптические пустынные ландшафты и сцены техногенного загрязнения. Средневековое оружие. Противогазы и символы опасности. Вороны. Политические карикатуры. Кельтские узлы. Изображения в большинстве случаев чёрно-белые. Причём на раннем этапе соответствие "канону" особо заострялось.
Тревор Спид (Axegrinder):
И когда мы сделали цветную фотографию на обратной стороне альбома (прим.: Rise of The Serpent Men), мы были полностью убиты! Нам писали столько писем-ненависти, люди называли нас позёрами на концертах, и всё такое… Это была не только фотография состава, но ещё и цветная! Это было кошмаром! Очень характерно — если ты выглядел и звучал неправильно, тебя очень быстро подвергали остракизму, и очень жаль, что такое случалось…
Малькольм «Скрафф» Льюти (Hellbastard):
...В то время я учился в колледже и уже связался со своим репетитором, женщиной по имени Уна Грэм, и она нарисовала картину, ставшую обложкой Heading For Internal Darkness, и продала ее какому-то русскому парню за огромные деньги. Она позволила мне отвезти оригинал в Ньюкасл и распечатать, прежде чем я вернул его ей, что я и сделал… она, конечно, никогда не увидела денег за работу над артом, потому что мы тоже никогда не видели денег, хотя и было продано много копий. Но она всегда этим гордилась, понимаете? А мы получили много гадостей за цветную обложку от недалеких британских панков… вы можете в это поверить? Вот и всё — у нас была цветная обложка, а это значит, что мы как Metallica!
Британская сцена
К середине восьмидесятых и Antisect, и Amebix были уже уважаемыми и хорошо известными в своей среде группами. Но настоящую революцию они произвели в 1985 года. Antisect к тому моменту разочаровались в панке, политизированность сохранилась, но отошла на второй план, лирика стала абстрактной и ещё более мрачной, а саунд под влиянием метала утяжелился многократно. Слепком той эпохи стал знаковый сингл Out From The Void (1985).
Джон Брайсон (Antisect):
Вопрос: какие группы из тех, что вы слушали, повлияли на утяжеление звучания?
В середине восьмидесятых мы были под Metallica и т. д. Когда в 1984 году Antisect турили по Италии Ride the Lightning от Metallica был массовым фаворитом, и мы слушали его на кассете в фургоне. Он нравился и всем панкам в сквоте, в котором мы остановились в Милане, они раз за разом брали его послушать.
В этой же стилистике шла запись второго полноформата Welcome to the New Dark Ages, но он так и не был закончен. Группа распалась в 1987 году из-за целого клубка причин: нестабильность состава, нарастающий разрыв интересов с аудиторией и череда жизненных неприятностей.
Antisect. Сингл: Out From The Void (1985)
Безумный сплав анархо-панка, Kiling Joke, Motörhead и Black Sabbath. Так обычно пытаются описать первый полноформатник Amebix – Arise! (1985) различные рецензенты со дня его выхода на принадлежащем Джелло Биафра лейбле Alternative Tentacles. Единственный их релиз на Alternative Tentacles. Биафра, когда услышал пластинку, был по-плохому в шоке и дал добро на выпуск лишь из-за обязательств. В недоумении была и пресса, и панк-аудитория, зато внезапно от материала были в восторге конфликтовавшие с панками байкеры. Остальным к новому саунду группы приходилось привыкать, но после он сносил людям головы.
Как Amebix до этого на самом деле не играл никто, а прямые параллели с названными коллективами верны лишь в контексте влияний, для характеристики они не подходят. А по грузности на сцене (в прямом и переносном смысле) тогда с Amebix сопоставимы были только их друзья из Antisect. Это был первый истинный краст-альбом, на который в дальнейшем будут ровняться десятки групп, причём не только в краст-среде. Но прямо как Arise! не будет больше звучать никто, даже сами Amebix. Все последователи будут либо более традиционно-метальны, либо более традиционно-хардкорны. И в категорию непосредственно "стенчкора" он входит с приставкой "прото-", но только по причине непохожести всего остального на него.
Amebix – Spoils of Victory. Альбом: Arise! (1985)
Третья группа, способствовавшая выделению краста и стенчкора — Sacrilege с культовой пластинкой Behind the Realms of Madness (1985). Они были намного скоростнее и в большей степени ориентировались на ранний, ещё сырой и непричёсанный, трэш-метал. Спецификой, конечно же, были и агрессивные выкрики в исполнении вокалистки Линды "Тэм" Симпсон.
Sacrilege – Shadow From Mordor. Альбом: Behind the Realms of Madness (1985)
Особняком стояли и Concrete Sox, испытывавшие серьёзное влияние как раннего американского трэш-метала, так и американского хардкор-панка. По этой причине их дебютный альбом Your Turn Next (1985), сочетающий британские и американские традиции, является не только образцом стенчкора, но и одним из самых первых релизов, который можно охарактеризовать как кроссовер-трэш.
Вик «Тимоверик» Кролл (Concrete Sox):
Мы с Лесом (прим.: Лес Дули, басист) разменивали кассеты с различным ранним метал-стаффом, вроде Metallica, Slayer и Exodus, задолго до того, как всем этим заинтересовался Kerrang!. Мы любили эту музыку, и мы начали играть в таком духе. Не могу сказать, что мы были самой первой панк-группой, заигравшей кроссовер, но мы абсолютно точно были одними из первых.
Concrete Sox – Sustain the Orgy. Альбом: Your Turn Next (1985)
В 1986 году произошло символическое обособление стенчкора из анархо-панк сцены, связанное с появление у образовавшей волны своего названия, которое происходит из демки Deviated Instinct – Terminal Filth Stenchcore (1986). Прижилось оно моментально. Зловонность была слишком хорошей характеристикой для групп, живущих в сквотах, где практически невозможно было поддерживать гигиену и процветало чрезмерное употребление алкоголя. Способствовал этому и имидж формирующейся суб-субкультуры, будто сошедшей из фильма Безумный Макс 2. Музыкально демка тоже стала определяющей, воплощая каноничную Hellhammer-овскую хтонь.
Роб «Мид» Мидллтон (Deviated Instinct):
Мы придумали тег "стенчкор" (прим.: "вонючкор") для нашей демо-записи как своего рода шутку, поскольку в то время было так много нелепых "ко́ров", а также люди часто высказывались о нашей обычной растрёпанности. Мы даже представить не могли, что к нему отнесутся так серьёзно, и что он станет своего рода отдельным поджанром. Наше общее состояние беспорядка объяснялось исключительно ленивым, ни на что не годным стилем жизни. Жить в грязных сквотах, ночлежках и т. д. Напиваться и падать в кусты. Разъезжать автостопом по всей стране, ночевать под мостами автомагистралей и так далее. Это была чистопородная грязь от грязной жизни.
Deviated Instinct – Human Banquet. Демо: Terminal Filth Stenchcore (1986)
Термин же "краст" напрямую связан с другой демкой 1986 года, тоже каноничной для стенчкора — Ripper Crust, на этот раз от Hellbastard.
Малькольм «Скрафф» Льюти (Hellbastard):
Многие говорят, что это именно мы изобрели краст-панк, если так хотят, я не против, но я не Малкольм МакЛарен (прим.: менеджер Sex Pistols), чтобы приписывать себе изобретение того, чего на самом деле не изобретал. Мы все поняли, что-то пошло не так, когда в поп-журнале Smash Hits (прим.: британский музыкальный журнал) в дополнительном буклете нашли стикер "Красти не допускаются".
...
На записанную песню “And nowwwwwwww.....”, которая заканчивается словом “Rippercrust”, выкликивавшимся всей нашей компанией, во время сведения было наложено эхо. И получилось много раз повторяющееся “Crust! Crust! Crust!” (прим.: англ. корка, струп; сленг. что-то мерзкое или отвратительное). В итоге и демка была названа “Ripper Сrust”!
Hellbastard – And nowwwwwwww..... Демо: Ripper Crust (1986)
В 1987 году метал-тенденции ещё в большей степени охватили Amebix, записавших свой второй полноформатный альбом Monolith на лейбле Heavy Metal Records. Его уже вполне можно было охарактеризовать как трэш-метал, нанизанный на пост-панковую ритм-секцию, уже не подчёркнуто сырой и грязный, но вязкий, монолитный и постапокалиптический.
Amebix – I.C.B.M. Альбом: Monolith (1987)
Впрочем, в том же году легендарные Amebix распадутся. Монолит их просто вымотал: трудности с записью, трудности с распространением и в итоге полное выгорание. Роб Миллер станет кузнецом-отшельником на шотландском острове Скай, а остальная часть группы сформирует недолговечный проект Zygote с трудно классифицируемой стилистикой на стыке гот-рока, краста и альтернативного рока.
Стенчкор же в 1988 году на альбомах Hellbastard – Heading for Internal Darkness и Deviated Instinct – Rock 'n' Roll Conformity окончательно принимает свои самые привычные формы. Или лучше сказать основные векторы. Эпичные и композиционно навороченные треки у Hellbastard, в которых среднетемповые части с классическими хрустящими крастовыми риффами сменялились трэш-метальными ускорениями, мелодичные элементы перерастали в шквалы ярости.
Hellbastard – We Had Evidence. Альбом: Heading for Internal Darkness (1988)
У Deviated Instinct же от трека к треку чередовались те же средне-темповые "амёбиксо-хеллхаммерные" вещи с ранними формами дэт-метала и заимствованными из трэшкора бластбитно-молотильными сегментами. Много в Rock 'n' Roll Conformity и сырой хардкорной архаики, подобной Discharge (собственно, кавером на них альбом и заканчивается). Ориентир на максимальную тяжесть, мрачность и "гнилость" понятен, но это была ещё не самая экстремальная форма стенчкора, порождённая Британией.
Deviated Instinct – When The Chapter Closes. Альбом: Rock 'n' Roll Conformity (1988)
Самую тяжеловесную и молотильную форму стенчкора, имевшую много общего с дэт-металом и грайндкором/дэтграйндом, ярко представили на своих дебютных альбомах Bolt Thrower – In Battle There Is No Law! (1988), Genital Deformities – Shag Nasty! Oi! (1989) и Prophecy Of Doom – Acknowledge the Confusion Master (1990).
Bolt Thrower – Nuclear Annihilation. Альбом: In Battle There Is No Law! (1988)
Genital Deformities – War Core / Skins of Our Fathers / Elderberry. Альбом: Shag Nasty! Oi! (1989, ремастер 2022)
Prophecy Of Doom – Earth Reality Victim. Альбом: Acknowledge the Confusion Master (1990)
Максимально близкими по духу наследниками почивших Amebix стали Axegrinder, в 1989 году выпустившие одну из самых признанных краст-пластинок The Rise of the Serpent Men, напрямую продолжавшую идеи "Монолита", только в ещё более метальной форме. Скорбные синтезаторные и акустические интро/интерлюдии, навевающие образы безжизненной постапокалиптической пустоши, достигли самого пика атмосферности, а композиционная сложность превзошла Hellbastard. Axegrinder сильно выделялись на фоне остальной краст-сцены. Они ценили исполнительскую профессиональность, а помимо Amebix ориентировались на проговый период Voivod образца Killing Technology (1987).
Тревор Спид (Axegrinder):
Нас в какой-то степени всегда считали аутсайдерами...
... Мы крутились в кругах сквоттеров при этом сами в сквотах не жили, так что многие команды думали, что мы позёры, сладкие мальчики, претендующие на что-то... так как репетировали и не надирались перед выступлениями, только потому что хотели хорошо звучать, они считали нас за это снобами! К чему всё это? Это было мелочью всё это время, я вспоминаю те дни с большой любовью, мы встречали много действительно хороших людей и вживую наблюдали за классными группами.
Axegrinder – War Machine. Альбом: The Rise of the Serpent Men (1989)
Можно было бы сказать, что The Rise of the Serpent Men был самым хитро-закрученным и концептуально-последовательным релизом направления, его кульминацией аккурат перед самым закатом, если бы не очередная проделка одних ярых приверженцев анти-музыки. И тут потребуется отступление.
Первоначально стенчкор применялся на все британские крастовые группы, иногда даже не только крастовые. Английские трэшкор (Heresy и Ripcord) и ранние грайндкор-группы (Napalm Death) варились, по сути, в том же котле.
Не удивительно, что постфактум в рамках одной сцены существовало и несколько форм краста. Были и последователи ветки Discharge (ди-бит краст): Raw Noise, Disattack (затем преобразуются в Carcass), Filthkick и, конечно же, Doom. И комбинирующие краст (в том числе стенчкор) с трэшкором на грани с прото-грайндкором: Electro Hippies и Atavistic. И непосредственно первопроходцы крастграйнда Extreme Noise Terror.
В том числе и на территорию краста заходили Sore Throat, провокаторы, принёсшие в мир анти-музыки нойзкор. Они игнорировали репетиции, а на своих выступлениях играли настолько быстро, насколько это возможно, параллельно выкрикивая мерзости и оскорбления. Иногда выходили и в полностью невменяемом состоянии. В свободное время экспериментировали с коллажной перезаписью аудиокассет. Одними из первых начали выпускать полушумовые альбомы с десятками треков в несколько секунд, критикуя и высмеивая за продажность всех, кто под руку попадётся: от D.R.I. до Sacrilege, в особенности часто доставалось S.O.D. Кто бы мог подумать, что именно Sore Throat, которых считали отвратительными бездарями и искренне ненавидели сами Napalm Death, запишут самую титаническую и монументальную пластинку сцены.
Inde$troy (1989) полностью отличался от предшествующего "творчества", поэтому название группы было временно изменено на Saw Throat. Музыкальными ориентирам были назначены Saint Vitus, Melvins и Swans. А на запись ушёл практически месяц продуктивной работы, итогом которой стал один концептуальный постапокалиптический 42-минутный трек, пускай условно и разделимый на сегменты, в котором уместились практически бесшовно сменяющие друг друга стенчкор с сильным духом Amebix, зачаточный сладж, альтернативный творчеству Godflesh первородный индастриал-метал, дарк-эмбиент и перкуссионные импровизации, включая обыгрывание сэмплов гула вертолётных лопастей и применение БЕНЗОпилы в качестве музыкального инструмента!
Рич «Милития» Уокер (Sore Throat / Saw Throat):
...когда альбом поступил в продажу и начали выходить рецензии, мы наконец поняли, какого монстра создали. В комбинации с превосходным и визионерским артворком Стива Хаттона альбом смутил, заинтриговал, отвратил и просветил массы. Это был не последний гвоздь в крышке гроба Sore Throat, а жемчужина в короне. Это были крутейшие времена, мы записали крутейший альбом, и мне действительно хотело бы думать, что после всех этих лет он выдержал испытание временем.
Saw Throat. Альбом: Inde$troy (1989)
Впрочем, дальше, после троллинга и развода на алкоголь журналистов, которые очень хотели записать интервью с уникальными инноваторами, Sore Throat сразу же вернутся в родную стезю секундных шумовых треков с приколами и оскорблениями.
Распространение
Просуществовало гнилостное британское звучание не долго. Последние ключевые группы перешли в более метал-ориентированное звучание почти без панковых элементов ещё в самом начале девяностых. После чего, как правило, распадались. Середину девяностых пережили только Concrete Sox, практически полностью уйдя в кроссовер-трэш. За скобками Bolt Thrower, чьи феноменальные успехи в дэт-метальной стезе не нуждаются в представлении.
Роб «Мид» Мидллтон (Deviated Instinct):
Мы пытались двигаться в разные направления: использовали сэмплы, добавляли элементы гранжа и индастриала в микс панка и дэт-метала (прим.: период миньона Nailed, 1990). Новый материал был нам по кайфу, но похоже только нам… Мы просто не могли избавиться от ярлыка "стенчкор", который стал нам как альбатрос в глотке. В конце концов мы просто полностью разочаровались и решили положить этому конец и начать нечто новое с новым именем...
Deviated Instinct после дэт-метальных работ (Guttural Breath, 1990 и Nailed, 1990) переродились в индастриал-метал по лекалам Godflesh в рамках проекта Spine Wrench. К полноценному трэш-металу обратились Hellbastard (начиная с Natural Order, 1990), Axegrinder (под названием Wartech взяли ориентир на Voivod, но их хватило только на пару демок) и Sacrilege (Within the Prophecy, 1987). Последние в итоге заиграют дум-метал под влиянием Candlemass и Trouble на альбоме Turn Back Trilobite (1989). Prophecy Of Doom издадут знаковую экспериментальную дум-дэт пластинку Matrix (1992). Это была остановка.
Какой след оставил за собой стенчкор? Отбросим непосредственное влияние Amebix, вероятно превосходящее всю остальную сцену, под них пытались косить слишком многие: от Union of Uranus до ранних Neurosis. Для начала очевидное — по причине общности сцены стенчкор косвенно поучаствовал в генезисе грайндкора. За пределами отзвуки стенчкора можно услышать у отдельных ортодоксальных сладж-групп, особенно у Dystopia. Экстремально же замедлившие классический стенчкор Winter стали одними из основателей дум-дэта, но именно такой дремучий архаический подход в итоге в жанре не прижился.
Dystopia – Stress Builds Character. Миньон: Human = Garbage (1994)
Winter – Servants of the Warsmen. Альбом: Into Darkness (1990)
Внутри самого же краста дальнейшей тенденцией станет срастание британской ветки с более популярной ди-битной шведской, вошедшей в плотную связку ещё и с шведо-дэтом. Чёткое разделение крастов по полочкам могло потерять смысл из-за групп вроде шведов Warcollapse или англичан Hellkrusher, игравших и то, и другое, и вместе. А стенчкор мог стать просто незначительным случайным образованием из восьмидесятых. Мог, если бы начиная с девяностых и продолжая до наших дней, во многих странах мира не продолжали воспроизводить именно британский стиль.
- В США: Misery, Skaven, Hellshock, Stormcrow, Sanctum, Femacoffin, Lifeless Dark, Death Evocation, Atakke
- В Японии: Effigy, S.D.S., ранние Guillotine Terror, AGE (частично), Asbestos (частично), Acrostix (частично), Armenia (вместе с гот-роком), Revölt, Zoe
- В Швеции: ранние Counterblast (вместе со сладжем и индастриал-металом), Swordwielder
- В Канаде: After the Bombs, Contagium, Limb from Limb, поздние Ahna
- В Италии: Cancer Spreading
- В Германии: Instinct of Survival, Nocturnal Scum
- В России: Fatum, Repression Attack, Юродивые
- В Польше: Filth of Mankind, Sorrow (Black Crow, 2021)
- В самой Британии: Extinction of Mankind, Alehammer
И так далее, и так далее.
Hellshock – Fathom Unknown. Альбом: Shadows of the Afterworld (2005)
Fatum – Назад в Пещеры. Миньон: Скверна (2010)
Filth of Mankind – Zamknięty Rozdzia. Альбом: The Final Chapter (2000)
Источники:
- Antisect (перевод)
- Amebix: No Gods No Masters (перевод)
8. Ian Glasper "Trapped In A Scene: UK Hardcore 1985-1989":
- Concrete Sox (перевод)
- Sacrilege (перевод)
- Deviated Instinct (перевод)
- Hellbastard (перевод)
- Axegrinder (перевод)
- Sore Throat (перевод)
Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo