В гостях у нашего проекта Елена Жукович — преподаватель сольфеджио, композитор и многодетная мама.
— Здравствуйте, друзья! Давайте знакомиться! Меня зовут Жукович Елена Михайловна. Я являюсь преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Менделеевской Детской Школы Искусств в городском округеСолнечногорск Московской области.
У меня 4 дочери. Они все тоже очень любят музыку, трое закончили музыкальные школы, младшая закончит в 2024 году. Двое из них участвовали во многих конкурсах по эстрадному вокалу, старшая Карина даже побывала на «Детском Евровидении - 2008» от Беларуси. Представьте, как весело мужу, техническому человеку, с пятьюдамами в семье, да еще и музыкантами!
В мои 35 лет мы с семьей осуществили смелый переезд «вникуда» с четырьмя детьми из Беларуси в Россию, чтобы осуществить мечту старшей дочери учиться в РАМ им. Гнесиных. Благодарна Богу, что при таком рискованном шаге все получилось.
— Вы с детства мечтали стать музыкантом или прийти в профессию помог случай?
— Мой приход в профессию можно назвать «случайности неслучайны». Судите сами:
В музыкальную школу я решила поступать благодаря случаю. В моей семье не было профессиональных музыкантов, и для мамы странно прозвучала просьба от 6-летней девочки отвести ее в музыкальную школу. На вопрос «почему ты хочешь там учиться?» мама услышала ответ: «Хочу папку с нотами, как у той девочки». Вот так увиденная папка с нотами привела меня в музыку. Ту девочку с папкой я, конечно же, не помню, но она сыграла важную роль в моей жизни. Могу предположить, что тогда у меня захватило дух от увиденного, так как до сих пор прихожу в восторг, когда вижу инструменты, ноты, музыкальную аппаратуру.
Неслучайной случайностью можно назвать и решение поступать в музыкальное училище, тем более, что музыкальная школа совсем не была моим «коньком». В общеобразовательной школе я была отличницей, причем легко давались и гуманитарные, и математические дисциплины (кроме физики). А вот в музыкальной школе дела обстояли хуже, накопилась усталость. Из-за частой смены педагогов по специальности пропал интерес к игре на фортепиано, сольфеджио в нашем периферийном городе в Беларуси преподавалось плохо, музыкальная литература ограничивалась чтением по учебнику. То, что я любила и делала хорошо, никто не замечал: с легкостью подбирала любую песню и мелодию сразу с аккордами, пыталась сочинять музыку, быстро писала музыкальные диктанты. Поэтому бросать уже было поздно, мама заставляла «доходить». И вдруг в 7-м, выпускном, классе поменялся педагог по сольфеджио. К нам пришла молодая выпускница консерватории Анна Сергеевна. И тут оказалось, что все может быть так интересно! Запомнились ее горящие глаза, когда она рассказывала о музыке и слушала ее вместе с нами; с теплом вспоминаю «посиделки» у нее дома со свечами и звучащей классической музыкой! Это было необычно и красиво! И, конечно, я влюбилась в классическую музыку, видя такое отношение к ней! Анна Сергеевна пригласила мою маму и сказала, что мне нужно сейчас же поступать в лицей при Белорусской консерватории в Минске, т.к. у меня абсолютный слух и прекрасные музыкальные данные. На этот шаг мама не пошла (другой город), и было принято решение поступать в музыкальное училище в своем городе Барановичи. Полагаю, что, не встретив Анну Сергеевну, я выбрала бы совсем другой путь, ведь было из чего выбирать. Я благодарна судьбе, что молодая выпускница пришла именно в нашу школу, именно в мой класс, и наша встреча состоялась. Помня этот случай, стараюсь очень внимательно присматриваться к ученикам и раскрывать их таланты. Ведь внимательный и заражающий любовью к музыке учитель может направить ребенка на правильный путь.
— Не приходилось ли Вам жалеть о своем выборе?
— В моей жизни дважды был непродолжительный опыт офисной работы. На первом месте я продержалась год, на втором - два месяца. Дела вела скрупулезно и четко, навела порядок. Но... Если нет творчества, умираю! Сбегаю при первой возможности.
Я окружила себя музыкальными символами со всех сторон. По моей квартире сразу понятно, что в ней живут музыканты: панно с роялем, обои с гитарами, нотами и скрипичными ключами, музыкальные сувениры. Название моего ЖК - «Мелодия леса», где тоже весь дизайн выполнен в музыкальном стиле: фонари - это музыканты с инструментами и дирижер, муляж рояля во дворе под окнами, клавиши на напольном покрытии, скрипичные ключи и ноты на дверях и перилах, а на каждом этаже - таблицы с фактами из жизни композиторов (мой подъезд посвящен Мусоргскому). Мне хорошо в этом!
— Еще в музыкальной школе Вы пробовали сочинять музыку. Расскажите немного о Вашем композиторском творчестве.
— В училище мы много сочиняли. На анализе музыкальных произведений приходилось на каждую музыкальную форму сочинять по несколько произведений. А на 3-м курсе появился предмет «Композиция». И мы стали с удовольствием «таскать» уже сочиненные пьесы туда, якобы, только что сочинили. На одну мою пьесу педагог сказал «скучно, неинтересно; подумай, как сделать ярче». Я придумала: мелодию полностью оставила, а аккомпанемент переписала не в долю, а между долями. То есть, добавила вначале восьмую паузу, и вся пьеса зазвучала «странно», как будто аккомпанемент опаздывает. Педагогу это безумно понравилось, и он поставил 5+! Вот так приходилось выкручиваться из-за нехватки времени.
В настоящее время я пишу песни для своих дочерей и для других исполнителей. Начала писать для 3-летней старшей дочери. Темы песен «росли» с детьми. Одна из песен «Маци-зямля» на белорусском языке популярна в Беларуси и часто исполняется на вокальных конкурсах.
— Многие музыканты мечтают о концертной карьере и в педагогику идут не по призванию. А как было у Вас?
— Я очень надеюсь, что педагогика - мое призвание. Сейчас модно в выборе профессии опираться на то, что вызывает интерес с самого детства. Мне очень нравилось приходить к маме на занятия в детский сад, - она была воспитателем. Сама в детстве любила возиться с детьми. Приведу несколько примеров.
В детские годы я была режиссером-постановщиком домашних концертов. Я проштудировала мамину книгу «Праздники и развлечения в детском саду», выбрала сценарий, распределила роли, собрала всех соседских детей на репетиции, продумала костюмы. И, главное, все слушались: учили наизусть длинные стихи и песни! А потом был концерт родителям и соседям. Все дружно аплодировали, что давало мне заряд для новых концертов. Ну и учителем тех же детей я тоже, конечно, была, потому что игра в школу тоже была моей любимой.
В то время меня с сестрой на все лето привозили к бабушке в деревню. Привозили также и двоюродных братьев и сестер. Я была старшей. И в деревне каждый день можно было наблюдать интересную картину: идет девочка, а за ней еще трое мал-мала-меньше. Они повсюду ходили за мной. Когда мне это надоедало, я от них пряталась или убегала. Но на следующий день была та же история. И, должна сказать, мне это нравилось: быть старшей, авторитетной, возиться с детьми. Смею предположить, что так проявлялась любовь к детям, которая так пригодилась мне в профессии и в материнстве.
Учась в музыкальной школе, я «примеряла» на себя образ любимого педагога по специальности Максатовой Натальи Никитичны. Мне хотелось быть похожей на нее. Она всегда на уроках была при полном параде! Красивая, модная, с приятным ароматом, очень добрая! По удивительному совпадению у меня с ней День рождения в один день. До сих пор поздравляем друг друга, держим связь.
— Что Вы считаете важным в педагогической деятельности?
— Когда я пришла работать преподавателем в Барановичский музыкальный колледж, мне было 22 года. А в группе духовиков были 23-летние парни, с некоторыми из них проводила индивидуальные занятия. Я чувствовала себя некомфортно, старалась строго одеваться и говорить сухо. Хотелось быть больше, старше. А когда брала ключ от класса, вахтеры спрашивали студенческий билет. Это меня злило.
Со временем и опытом многое изменилось. Предпочитаю расслабленную атмосферу на уроке, юмор. Обожаю общение с учениками, уважаю выражение своего мнения у ученика. Если обсуждаем шумно, бурно - замечательно! Еще и смеемся при этом? Восторг! Значит, урок прошел на все 100! Диктаторство педагога и назидательный тон не для меня.
Каким-то образом мне удается групповой урок или часть урока построить так, что учитывается скорость работы и продуктивность каждого ученика. Например, пишем музыкальный диктант. У кого-то получается быстро написать, а кому-то и 10 раз не хватает. Пока дописывают остальные, первые уже обозначат фразы, подпишут ступени, подберут гармонию, транспонируют в несколько тональностей, сыграют, выучат наизусть и т.п. В итоге не скучно никому. Конечно, для педагога сложнее одновременно контролировать выполнение разных заданий, но ученик получает максимум пользы от урока.
В сложных жизненных периодах меня спасала работа. С учениками у меня резко поднимается настроение, и я забываю о невзгодах. Считаю, что учитель всегда должен быть позитивным! А если ученик уйдет от тебя с улыбкой и хорошим настроением - это такая радость!
— Спасибо за интервью! Желаем вдохновения и творческих успехов!
~~~~~
Друзья, ваши лайки и комментарии помогают развитию проекта «Музыкальные сказки». Благодарим за поддержку!
Другие публикации этой рубрики:
БОЛЬШЕ ИНТЕРВЬЮ С МУЗЫКАНТАМИ ЗДЕСЬ