Через неделю стартует саммит Россия – Африка. Это площадка, на которой Москва может обрести новых союзников в построении экономики без Запада. Проблема только в том, что в 2019 году такой саммит уже проходил, был куда масштабнее и ничего не получилось.
На данный момент доля сотрудничества России и Африки практически нет. Торговый оборот в 2021 году между всеми странами Африки и Россией составил всего 14,7$ млрд. Для сравнения, в санкционном 2022 году торговый оборот России с США был 34$ млрд, а с Беларусью – 38$ млрд.
В общем, не очень получилось у российских компаний подружиться с черным континентом.
А как планировали в 2019 году?
В 2019 году прошел красивый саммит в Сочи. Главы государств, огромные представительства – все приехали в Россию открыть новую главу сотрудничества. Подписали аж 47 важных бумажек о сотрудничестве во всех сферах!
Договаривались не только экономически сотрудничать, но и политически. Обсуждать мировые проблемы и защищать интересы друг друга.
Но все это не получилось даже еще в "довоенное" время, а после февраля 2022 года и вовсе, казалось бы, шансов нет.
Почему у России и Африки не получилось?
Проблема в том, что в 2019 – 2021 годах российские компании не понимали зачем им идти в Африку. Такие корпорации как Яндекс и Касперский налаживали там свой бизнес, но скорее как прицел на будущее, чтобы опередить конкурентов. А остальные компании хотели работать с более богатыми рынками – Европой, Америкой, Азией и Ближним Востоком.
К тому же африканский рынок чудовищно коррумпирован, непрозрачен и непонятен. Нет понятных правил, точек входа. Если бы было торговое представительство Нигерии, например, оно бы подсказало где что и как, но без этого риски потратить деньги впустую слишком велики.
Так почему сейчас должно быть по-другому?
В 2023 году выбор для работы на экспорт не очень большой. Сельскохозяйственный и энергетический сектор России практически лишился доступа к развитым странам, а вот в Африке с этим как раз большие проблемы. Поэтому тут возможны совместные проекты.
Технологические компании из России, конечно, отстают от своих западных конкурентов. Зато в Африке конкурентов нет. Кажется, есть возможность работать на перспективу, формируя лояльную аудиторию.
При этом в Африке есть страны, где экономика растет невероятными темпами. Нигерия, Египет, Марокко – это заметные игроки. Международные эксперты прогнозируют, что африканская экономика за ближайшие десятилетия вырастет в несколько раз. К тому же обещается еще и демографический бум.
Поэтому африканским странам нужно все: помощь в обеспечении стабильности государства, медицина, кибербезопасность, продовольствие, энергетика, производство, финансовые услуги.
Но и России Африка очень нужна. Нужно как-то обходить санкции, добывать западные технологии и оборудование. Страны СНГ и Закавказья помогают, но к ним очень пристальное внимание от США и Брюсселя. Например, Киргизии недавно пригрозили вторичными санкциями.
Новые партнеры – новые возможности закупать и привозить то, что необходимо для российской оборонки и других чувствительных сфер.
Хотят ли африканские государства сотрудничать с Россией?
Политически Африка относится к конфликту в Украине гораздо спокойнее. Для них война – это обыденность, а не из ряда вон выходящее событие. Например, самый кровавый конфликт в 2022 году вовсе не украинский, а эфиопский, но кому в развитых странах это интересно?
Поэтому они не голосовали с осуждением России на резолюциях ООН, не присоединялись к санкциям и вообще не очень понимают почему все так недовольны – ну разбираются соседи между собой и разбираются.
К тому же не будем забывать, что Россия в Африке продолжает силами разных ЧВК обеспечивать стабильность и безопасность нескольких государств. Например, ЦАР – одна из крупнейших стран черного континента.
Но есть и подводные камни. Африканские страны гораздо больше заинтересованы в сотрудничестве с Западом – там и денег больше, и технологий. Поэтому придется брать скидками и готовностью делиться технологиями.
Чего ждать от саммита Россия – Африка?
В 2023 году ситуация политически и экономически совершенно другая. Российские компании едва-едва скорректировали свою финмодель из-за ухода из Европы и США. К тому же еще российский рынок не до конца освоен – необходимо заполнять ниши, которые освободили западные компании.
Африка же чувствует огромную угрозу для своей продовольственной безопасности из-за конфликта в Украине. Все остальное, впрочем, их волнует куда меньше.
России надо на саммите предложить свои возможности для обеспечения продовольственной и энергетической безопасности. Российскому экспорту придется осваивать черный континент, просто потому что другие рынки практически закрыты.
Реальными итогами саммита будет открытие торговых представительств, заключение инвестиционных контрактов, заключение договоров о запуске совместных проектов. Госкорпорации могут выступить в качестве ледоколов, которые проложат понятный и предсказуемый путь для остальных российских компаний.
Если этого не произойдет в 2023 году, то вряд ли произойдет и в ближайшие пять лет. А если не произойдет в ближайшие пять лет, то Москве придется общаться с Африкой на равных.