Найти в Дзене
Монархизм в наши дни

Князья Эмухвари (ветвь рода Амилахвари)

Оглавление

Род князей Эмухвари - старинный мегрельский княжеский род, восходящий к древнему княжескому роду Амилахвари из Картли.

Эмхъ или Эмухвари, какъ говорятъ сами абхазцы, виходцы изъ Грузiи, принадлежали къ княжской грузинской фамилiи—,,
Амилахвари".
Описательный путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому округу. С историко-этнографическим очерком Абхазии. Мачавариани, 1913 год

Фамилия Эмухвари представляет собой форму абхазской (скорее мегрельской) фамилии Эмхаа, адаптированной грузинами, на что указывает грузинский фамильный суффикс -ари. В свою очередь фамилия Эмхаа (в абхазском написании Емхаа) предположительно образована от абхазского личного имени Эмха, которое связано со словом «аимхаа» - «раскрыться». Следовательно, имя Эмха может означать «открытый».
Согласно абхазским преданиям, фамилия Эмухвари является родственной грузинской фамилии Амилахвари. Внебрачные дети представителей княжеского рода Амилахвари носили имя Эмухвая или Эхвая. Таким образом, потомок человека, которого звали Эмхаа, с течением времени получил фамилию Эмухвари. Эта фамилия встречается в Абхазии по сей день (преимущественно в Абживском округе).

Сей род также подарил стране двух Католикос-Патриархов всея Грузии.

Родоначальник этого рода, Иотам Зедгенидзе, в 1465 году спас жизнь царя Грузии по имени Гиорги VIII.

Он пожертвовал жизнью в 1465 году во время похода царя Гиорги VIII против князей Джакели. Когда армия стояла лагерем около Цалки, Иотам узнал, что царя хотят убить заговорщики. Он донёс об этом царю, но тот ему не поверил, и тогда Иотам предложил положить себя в постель вместо царя. Ночью заговорщики его убили.

Как пожертвовавший жизнью за царя Иотам был причислен к лику святых, а его детям царь дал в управление город Гори и должность Амилахори. День Святого Иотама сейчас празднуется 30 октября.

Царевич 18 века, Вахтанг (Алмасхан), сын Эреклэ II, правителя Картли-Кахети, пишет;
Словом все истинные сыны отечества должны подражать, столь известному в нашей стране Амилохорову. Это проишествие может быть стократно повествованно, столь оно редко и изящно.
*Иотам Амилохоров узнав, что некоторые соумышленники вознамерились лишить жизни Царя Георгия X, находящегося в походе, приходить к своему Гоударю и открывает ему ковъ (зло замыслящих). (*В Грузии)
Положено было соумышленниками тайным образом войти к царю в его палатку и там умертвить его. Этот верный подданный почтен клеветником: Георгий не хочет ему верить и тем сам стремится в пропасть. Амилахоров соболезнует о недоверчивости Царя, предается непоколебимому своему усердию к его особе и предпринимает спасти его насчет своей жизни. Он уговаривает Георгия уступить ему в ту ночь свою постель и скрыться в толпе телохранителей. В полночь, вторгаются в Царскую Палатку изменники, и пресекают жизнь Амилахорова, надеясь поразить Георгия. Сей редкий слуга, получая смертоносные удары, не произнес ни одного слова, могучего открыть тайну его верности. Он усердствовал сколько к своему Государю, сколько и к отечеству, которое могло сделаться по смерти Георгия, жертвою беспорядков и мятежей.

Эта версия важна тем, что считается канонической как минимум в церковной среде.

Владения князей Амилахвари (Саамилахваро) составляли примерно соверную половину современного Каспского района. Там находились их замки Схвило и Чала и собор Самтависи, где многие Амилахвари были захоронены. Второй усыпальницей был монастырь Шио-Мгвиме.

крепость Схвило, резиденция рода Зедгенидзе (Амилахвари) в XIV - XVII вв.
крепость Схвило, резиденция рода Зедгенидзе (Амилахвари) в XIV - XVII вв.
Храм Самтависи, фамильная усыпальница рода Амилахвари
Храм Самтависи, фамильная усыпальница рода Амилахвари
крепость в Квемо Чала, резиденция рода Амилахвари в нач. XVII- кон. XVIII вв.
крепость в Квемо Чала, резиденция рода Амилахвари в нач. XVII- кон. XVIII вв.

Им же принадлежали сёла к северу от города Гори. На востоке земли граничили с княжеством Мухранским (Самухрано), а на севере, примерно по линии современной Южной Осетии — с ксанским эриставством. На западе они могли соприкасаться с землями Мачабели (Самачабло), а на юго-западе с землями Цицишвили (Сацициано).

Амилахвари после XVI века

Папуна Амилахвари известен тем, что был главнокомандующим (сардаром) картлийской армии в 1605 году, когда его отправили в Кахетию, чтобы он сверг кахетинского царя Константина (сына Тинатин Амилахвари который перешёл на сторону персов), и помог стать царём Теймуразу I, брату Константина. Ввиду малолетства Теймураза временным И. О. царя стала его мать, известная сейчас как Великомученица Кетеван.

Этот же Папуна был женат на Тамаре, дочери царевича Вахтанга, сына царя Луарсаба I. В 1609 году вероятно именно он участвовал в Ташискарском сражении вместе с царём Луарсабом II и Гиоргием Саакадзе. Если же и не участвовал, то хотя бы присутствовал неподалёку.

Не вполне понятно, чем занимался Папуна в 1612 году, когда Саакадзе бежал в Иран, и в 1614 — 1615 годах, во время нашествия шаха Аббаса. Его сын Андукапар сразу явился на встречу с шахом в Гянджу.

Известно, что армия Аббаса проходила через земли Амилахвари, но каких-то разрушений не упоминается. Вероятно, Андукапар как-то наладил отношения с шахом. Папуна был убит в 1625 году ксанским эриставом Иессеем.

У Папуны было много детей:

*Иотам Амилахвари (-1649), женат на дочери ксанского эристава.

*Бежан. Известно, что в 1630-х жил в Иране.

*Андукапар, женат на дочери Имамкули-хана Ундиладзе (грузина на иранской службе)

*Тамара, замужем за шахом Аббасом.

В 1625 году кахетинцы при содействии Саакадзе разгромили иранскую армию в Марткопском сражении. Андукапар Амилахвари был известен своей лояльностью шаху, поэтому его арестовали и вместе с женой отправили в крепость Арша. В 1626 году персы победили в Мерабдинском сражении и потребовали вернуть Андукапара.

Им разрешили дойти до крепости Арша, но на обратном пути в ущелье Ксани на них напали и почти всех истребили.

Андукапар выжил. Пишут, что он явился в город Мцхета, забрал сокровища из собора Светицховели и угрожал прислать туда муэдзина (вероятно, имеется в виду, что обещал превратить собор в мечеть). Он пришёл в Тбилиси, и действительно собрался приглашать в Мцхету муэдзина, но случано выпал из окна в крепости Нарикала и так умер.

Как мы видим, дети Папуны почти все как-то связаны с Ираном, кроме Иотама. Когда Саакадзе поругался с царём Теймуразом и началась война, Иотам поддержал Теймураза, и на его стороне сражался в Базалетской битве.

В 1629 году Зураб эристави пригласил проиранского царя Свимона в замок Схвило, который вроде бы принадлежал Иотаму. Там в замке царя убили. Непонятно, как именно участвовал в происходящем сам Иотам.

Когда в 1633 году персы отправили Хосро-мирзу (Ростома) в Тбилиси, чтобы сделать его царём, Бежан Амилахвари был в свите Ростома, а его брат Иотам присоединился к царю Теймуразу, который собирался Ростому препятствовать.

Понятно, что в царствование Ростома Иотам оказался в оппозиции. В 1642 году сложился заговор против Ростома с участием князей и католикоса. Иотам присоединился к этому заговору. Но дело сорвалось, Иотама избили, но отпустили, а его замок Схвило царь Ростом приказал разрушить.

Это говорит о том, что в середине XVII века Амилахвари всё ещё жили в замке Схвило.
Менее понятно, что означает "разрушить", потому что замок до сих пор стоит на своём месте. Вероятно, были разрушены жилые помещения.

Иотам умер в 1649 году. У него осталось несколько сыновей:

*Андукапар (-1656)

*Кетеван, замужем за Багратом Мухранским

*Гиви (-1700), жена на Тамаре Мухранской, дочери царя Вахтанга V.

*Димитре

*Николай, католикос 1675 — 1695.

*Бардзим, отец Бежана, погибшего в 1723.

*Паата (его сын Эдишер был российским генералом и командиром гусарского полка)

Наследовал ему, вероятно, Гиви, которого не следует путать с его знаменитым внуком Гиви Амилахвари. У него были хорошие отношения с царём Вахтангом V (он был «затем и преданным» по словам Сехнии Чхеидзе), поэтому когда царю пришлось отправлять своего сына Арчила в Иран, Гиви Амилахвари отправился вместе с ним. Известно, что в 1678 году он отремонтировал храм в Шио-Мгвимском монастыре, о чём в монастыре имелась надпись. Её видел Платон Иоселиани.

В 1688 году царь Гиорги XI был изгнан в Имеретию, но без него в стране стало так плохо, что князья, и в их числе Гиви, уговорили царя вернуться. Гиоргий XI находился в условном плену в Ахалцихе и Гиви даже собрал денег на подкуп турецких чиновников. Царю удалось бежать, он прибыл в Картли и первым делом навестил Гиви в Чала. Это существующий по сей день замок в Квемо-Чала. Получается, что Схвило разрушили в 1642 году, замок Чала уже использовался в 1691, и стало быть, переезд произошёл где-то в эти 50 лет.

С возвращением царя Гиоргия началось пятилетие хаоса. Гиви Амилахвари в это время, в 1693 году, участвовал в неудачном походе на кахетинцев. В 1695 Гиорги XI вынужден был покинуть царство и уйти в Имеретию. С ним ушли многие сторонники, в частности Гиви Амилахвари и его брат, католикоз Николоз. Все эти годы Николоз Амилахвари помогал царю Гиоргию бороться с Ираклием Кахетинским, и его ставленником, католикосом Иоанном.

Иногда пишут, что Гиви умер в 1700 году. Сехния Чхеидзе, современник событий, пишет, что он умер в Имеретии в 1697. У Гиви осталось несколько сыновей:

*Андукапар (-1742), женат на Анне-Ханум, дочери Заала, эристава Арагвского.

*Димитре (-1728)

*Гиорги (-1723)

*Вахтанг (-1723)

С 1697 по 1709 год царь Гиорги находился в Иране и Афганистане, а страной временно управлял его племянник Вахтанг (VI). Около 1705 года он составил свод законов, в котором оговорил иерархию князей. Согласно закону, высшими тавадами-дидебулами являются:

«лично сам арагвский эристав,

лично сам ксанский эристав,

лично сам Амилахор,

лично сам Орбелишвили,

Наряду с ними был и Цицишвили, когда не состоял в разделе.

Хотя и не наряду с ними, но можно назвать и Сомхитского мелика»

ЭМУХВАРИ

В более поздние времена их вражда с царем Картли-Кахети Ираклием II привела к опале потомков Гиви Амилахвари, и они уходят из большой истории.

Даже даты жизни сыновей Гиви нигде не приводятся.
Возможно, они умерли в детстве. В монастыре Шио-Мгвиме есть надгробия Вахушти и Андукапара с датировкой 1732.

Спустя время этот род (а точнее его линия) займут высокое положение в Абхазии, став местными князьями.

Из их известных представителей более позднего периода семеро братьев:

*Хвихви (старший брат)

*Хото

*Муджь

*Гуда (самый младший)

Родом эти братья происходили из Чхуартала, что в Самурзакани.

Необходимо указать истинную причину, побудившую юных братьев, являвшихся традиционными абхазами, уйти в абреки. Таковой причиной стал конфликт, произошедший на свадьбе в Абхазии, когда один из подвыпивших гостей, по фамилии Пачулиа, сознательно оскорбил мать братьев, происходившую из семьи абхазских дворян Лакрба. В ходе ссоры Пачулиа был убит Гудой. После чего старший из братьев, Хвихви, принял нелёгкое решение, заявив готовность сдаться властям, взяв всю вину на себя. Однако, дальнейшие события приняли совершенно иной оборот.

Буквально через несколько дней после злосчастной свадьбы к их отцу Омару Аимхаа явился начальник НКВД района Гал, Варлаам Кецба, в сопровождении своих милиционеров. И был ещё один сопровождающий: родственник Омара — Ражден Аимхаа из села Уақәым, Галского (Гальского) района (исторической Самурзакани). Отобедав в доме Омара, милиционеры попросили князя проехать в Гал для мирного разрешения конфликта, в который оказались замешаны его дети. Но по дороге князь Омар Аимхаа был вероломно убит в спину Варлаамом Кецба. Подлое убийство отца заставило братьев окончательно принять решение уйти в абреки и объявить войну всем тем, кто был повинен в смерти Омара.

Так началась многолетняя война братьев с Советской властью по всей Абхазии. Ражден Аимхаа проявил завидную оперативность, сменив фамилию на Парпалия и скрывшись в Восточной Грузии. Другим соучастникам преступления повезло меньше… По свидетельству Бориса Соколова, «популярность братьев Аимхаа была столь велика в народе, что позволяла им находить приют и убежище в любой точке Абхазии. И это продолжалось на протяжении семи лет». Для ликвидации «банды» были присланы из Москвы лучшие чекистские кадры. И через семь с лишним лет братья Аимхаа были «загнаны в угол». На предложение сдаться братья ответили отказом. Тогдашний глава Абхазии Нестор Лакоба, который был другом этой семьи, назвал действия братьев «бессмысленной борьбой братьев Аимхаа за мнимую справедливость».
Николай Аимхаа в борьбе за истину

В середине 1950-х годов в Москве «Воениздатом» была издана военно-приключенческая повесть полковника КГБ Бориса Соколова, называлась она «Абхазская повесть» или «Мы ещё встретимся, полковник Кребс!». Б. И. Соколов, будучи участником всех указанных выше событий в Абхазии, был в 1934 году тяжело ранен Братьями Аимхаа. Это произведение повествует о борьбе советских чекистов с иностранными спецслужбами, в частности с английской разведкой. И что самое примечательное: в роли английских агентов выступают князья — братья Аимхаа, старшему из которых Хвихви не было и 29 лет.

В 1975 году сухумский хирург Николай Аимхаа (Эмухвари), будучи в Москве, разыскал Бориса Соколова и задал ему вопрос: «Что побудило Вас так исказить историю о братьях Аимхаа?» На что Борис Соколов ответил: «Доля вымысла (художественного) в этом произведении велика, но причиной тому стал заказ военного издательства КГБ и Министерства обороны СССР, так как личностный конфликт братьев Аимхаа перерос в непримиримую борьбу с Советской властью в Абхазии. И в эту борьбу было вовлечено огромное количество сотрудников НКВД и ОГПУ как из Тбилиси, так и из Москвы. Многие из них пали от рук братьев. Но самое главное: популярность братьев Аимхаа была столь велика в народе, что позволяла им находить приют и убежище в любой точке Абхазии. И это продолжалось на протяжении семи лет. Все это пугало власть. Даже после ликвидации братьев долгие годы добрая молва о них гремела по всей Абхазии. И тогда было принято решение развенчать с братьев ореол „народных мстителей“ и сделать их агентами иностранных разведок. А сделать это можно через литературное остросюжетное, приключенческое произведение с политическим подтекстом.» Что и было сделано Соколовым..

Образ братьев Аимхаа был использован в историко-революционном фильме «Колокол священной кузни» 1982 года (автор сценария — Шалоди Аджинджал) о событиях первых революционных лет в Абхазии (1918—1922), когда Советская власть укрепляла свои позиции на Кавказе.

Братья считаются национальными героями Абхазии, они были мощнейшей организацией из Абхазии против советской оккупации, их популярность была в народе так высока, что они в каждом доме могли найти пристанище.

Примечателен и другой представитель этого рода по материнской линии - Николай Николаевич Акиртава.

Родился он 31 декабря 1894 году, в селе Чубурхинджи.

Старший из восьми детей (2 сыновей и 6 дочерей) влиятельных дворян — Николая и Еши Акиртава.

Его мать, происходившая из рода владетельных Самурзаканских князей Эмухвари, была известна своей образованностью (имела гимназическое образование) и общественной деятельностью. Она стояла, например, у истоков становления церковно-приходской школы в с. Чубурхинджи, в которой много лет преподавала сама, а затем там учительствовали две её старшие дочери — Юлия и Евгения.

Благодаря влиянию матери все дети Акиртава получили хорошее образование.

Николай до 1911 года проходил обучение в Ставропольской гимназии, считавшейся одним из лучших средних учебных заведений России XIX века, затем был переведен в Кутаисскую классическую гимназию, которую успешно окончил в 1913 году.

После окончания гимназического обучения он поступает на юридический факультет Харьковского университета, одного из старейших университетов Восточной Европы.

Начало революционной деятельности

В тот момент в стенах университета образовалась довольно сильная студенческая революционная организация в состав которой входили такие известные впоследствии деятели партии большевиков в Абхазии как: Н.А Лакоба, С.А Картозия, и И. Н. Маргания, сокурсником, а затем и одним из преподавателей Николая был И.В Межлаук, известный позже как один из народных комиссаров и заместитель председателя СНК СССР.

Юноша довольно быстро увлекся социалистическими идеями и включился в революционную борьбу, уже в 1914 году он вступает в ряды партии большевиков.
В 1916 году Акиртава был ненадолго арестован полицией за революционную пропаганду.
В 1917 году Акиртава принимает деятельное участие в установлении советской власти в Харькове, после образования в феврале 1918 года Донецко-Криворожской республики работал следователем в Главном управлении по борьбе с контрреволюцией, сохранил должность и после вхождения ДКСР в созданную в марте 1918 года Украинскую советскую республику.
В связи с наступлением немецко-австрийских войск в апреле 1918 года вместе с правительством УСР переехал в Луганск, где вступил в 5-ю армию Ворошилова К.Е вместе с которой отступил за Волгу и принял участие в знаменитой обороне Царицына.

В сентябре 1918 года Акиртава был контужен, демобилизован по ранению и направлен обратно в Харьков, где советская власть была уже восстановлена. В Харькове он работает в военно-окружном комиссариате, командует частями особого назначения, а с декабря 1918 года руководит агитационно-просветительным отделом правительства Украины.

Деятельность в Абхазии

  • член партии с дореволюционным стажем. С 1921 член Военно-революционного комитета Абхазии.
  • 1922-1923 ответственный секретарь Абхазского областного комитета КП(б) Грузии.
  • с 1925 заместитель председателя СНК Абхазской ССР
  • переведен в СНК Грузинской ССР, занимает пост заместителя народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции Грузинской ССР
  • с 1926 ответственный секретарь Аджарского областного комитета КП(б) Грузии
  • в 1927 исключен из партии и сослан в Коканд. В 1930-х арестован и расстрелян.