Найти в Дзене
Полит.ру

Москва против Константинополя

Политолог Алексей Макаркин пишет об итогах Архиерейского совещания Русской православной церкви:

«1. Конфликт с Константинополем продолжается и углубляется, но нового качества пока нет. В докладе митрополита Илариона <…> сведены воедино все претензии Москвы к Константинополю, связанные с экклезиологической концепцией о «первенстве власти» <…> Константинопольского патриархата.

2. Однако глобальный раскол в православном мире невозможен, так как ни одна церковь, кроме Русской, не прекратила общение с Константинополем – вне зависимости от своего отношения к экклезиологии патриарха Варфоломея. <…>

3. В постановлении совещания о Константинопольском патриархате говорится, что его руководители, «ослепленные жаждой удовлетворения частных интересов и амбиций», стали «одним из инструментов враждебных Православию политических сил». <…> Таким образом в официальном документе Константинополю предъявлены серьезные политические обвинения, но ключевая для церкви тема нарушения канонов в него не включена.

4. В заключении Синодальной библейско-богословской комиссии не концентрировалось внимание на <…> второбрачие клириков, при определенных условиях разрешенное Константинополем в 2018 году <…>. Сто лет назад именно второбрачие клириков было одним из важных аргументов в борьбе священноначалия Русской церкви против обновленческого движения.

5. Дело в том, что если подходить к вопросу отношений с Константинополем с предельно жестких канонических позиций, то надо прекращать общение не только с ним, но и с теми, кто совместно служит с нарушителями канонов. Но такой «зилотский» путь означает полную самоизоляцию Русской церкви, к чему она не готова.

6. С церковно-политической точки зрения главным событием совещания стало возвращение в российское публичное пространство митрополита Илариона, в прошлом году лишившегося почти всех своих должностей <…> и отправленного в Будапешт. <…> Патриарх Кирилл демонстрирует, что Иларион остается для него persona grata. <…>

7. Никакого признания канонической автокефалии Украинской церкви (УПЦ) быть не могло. В постановлении совещания выражена поддержка УПЦ, украинская власть названа «прямой наследницей большевиков-богоборцев» и выражена солидарность с заключенным под стражу митрополитом Павлом. <…>

8. <…> В Москве взяли под прямое патриаршее управление несколько епархий УПЦ, и этот процесс может продолжиться уже в ближайшее время. Возможностей для маневров с двусмысленностей становится меньше буквально с каждым днем».