11 июля Михаил Мишустин заявил, что в России утверждена грандиозная программа по развитию судостроения. Премьер уверен: у страны нет будущего без полного самообеспечения всеми типами судов, начиная от ледоколов и заканчивая речными трамвайчиками. Рассказываем, что представляет собой программа, почему она означает полную смену стратегии, а также о других переменах в отрасли.
Материал создан при поддержке 76m2
Под натиском обстоятельств
Премьер особо подчеркнул необходимость локализации производства. Также он напомнил о составленной год назад программе дизелестроения, которая призвана обеспечить морской и речной флот низко- и высокооборотными двигателями. А значит, взят курс на то, чтобы закрыть все внутренние потребности страны.
До сих пор направленность России в этой сфере была принципиально другой. Отечественные предприятия в основном выпускали продукцию военного назначения (до 90%). Но недавно были сделаны важные шаги по развитию отрасли в целом. В прошлом году достигнут существенный прогресс по реконструкции Жатайской верфи, где строят и ремонтируют речные суда, нашёлся инвестор для строительства верфи на Сахалине, к 2040 г. планируется построить суперверфь за 200 млрд рублей.
«Сейчас прорабатываем вопрос о расширении ранее утвержденной программы, которой было предусмотрено строительство с использованием средств Фонда национального благосостояния 260 судов. До 2035 года российские верфи планируют спустить на воду около тысячи судов, в том числе класса «река – море». И отдельная большая работа ведется по созданию для них отечественного оборудования. Серийный выпуск более 60 его видов будет налажен в течение ближайших двух лет», — Михаил Мишустин
В условиях сложной геополитической ситуации коренным образом изменился сам подход к судостроению. Сложившиеся обстоятельства заставили необходимость импортозамещения отрицать стало невозможно, но и объём выпуска боевых кораблей снижаться не должен. Поэтому к прежним задачам добавились новые, которые сейчас, пожалуй, становятся первоочередными.
Выходим в дальнее плаванье
Сaнкции привели к необходимости пересмотреть некоторые проекты. Пришлось менять импортные комплектующие, поэтому стоимость строительства судов существенно выросла. Верфи оказались в крайне непростом положении.
Минпромторг ещё в прошлом году составил список наиболее критически важных позиций оборудования, которое следует заместить в кратчайший срок. На выполнение этой части работы направлены субсидии. Ощутимые результаты появятся к 2025-2026 гг., но некоторые предприятия уже производят средне- и маломощные двигатели.
Но это ещё не все первоочередные задачи. В 2022 г. возникла дополнительная потребность в морских судах. Нужны танкеры, сухогрузы, газовозы. Пока нехватку удалось восполнить за счёт покупки судов, бывших в эксплуатации довольно продолжительное время, однако развитие флота этим не ограничится.
Вместе с тем отрасль, несмотря на сложности и появление новых задач, продолжает развиваться. Параллельно с текущими, вновь возникшими, вопросами решаются давние, давно запланированные. Обеспечение круглогодичной навигации по Севморпути намечено на 2024 г., и сейчас строятся новые современные ледоколы. Также за 2022 г. заметно вырос грузооборот: в направлении Дальнего Востока — на 1,5%, в Азово-Черноморском бассейне — на 2,7%. Россия создаёт свой новый флот.