Найти тему
Сравни

Какие странные услуги навязывают МФО и можно ли от них отказаться, ответили эксперты

Россиянам вместе с займами продают необычные допы, например инструкцию к снегоходу или сертификат на посадку дерева.

Микрофинансовые организации (МФО) нередко при заключении договора займа предлагают клиентам необычные дополнительные услуги, рассказали «Известиям» в Службе финансового уполномоченного (финомбудсмена). По данным ЦБ, в этом году количество таких жалоб от клиентов МФО выросло на 35%, от клиентов банков — на 11%.

Какие странные допы навязывают банки и МФО:

  • юридические услуги в виде «обзора изменений законодательства по запросу клиента»;
  • консультации психологов, ветеринаров и астрологов;
  • консультация диетолога в комплекте с программой для похудения;
  • услуги телемедицины;
  • учебные пособия;
  • подписки на сервисы партнёров;
  • «оригинальная система безопасности» для документов;
  • сертификаты «помощь на дорогах»;
  • «непериодическое электронное издание Off-road, размещённое на USB-flash-накопителе», которое оказывалось пособием по эксплуатации квадроцикла или снегохода;
  • благотворительные сертификаты на посадку деревьев.

Допы часто включаются в тело займа и обрастают процентами, говорит глава регионального блока проекта «За права заёмщиков» Галактион Кучава. Клиентов уверяют, что без покупки дополнительной опции кредит не одобрят либо он будет дороже. «Всё это вводит граждан в заблуждение, так как оформление подписки не влияет на принятие решения по заявке и является нарушением закона о защите прав потребителей», — подчёркивает эксперт.

Как вернуть деньги за навязанные услуги, рассказал юрист Пётр Гусятников:

  • В течение 14 дней обратиться с заявлением к поставщику услуг.
  • Если он не ответил, то в течение месяца, но не позднее 180 дней с момента заключения договора следует написать непосредственно в финорганизацию, которая продала продукт.
  • При её бездействии — идти к финомбудсмену и далее в суд.

Всё чаще такие опции предоставляются клиенту третьими лицами формально не «при кредите». «Всё это затрудняет защиту прав потребителей, поскольку если допуслуга куплена не при оформлении займа, то по закону финансовой организации нельзя предъявить требование о возврате её стоимости», — заявили в службе финуполномоченного.

Эксперт Сравни советует внимательно изучить договор до его подписания. В нём не должно быть графы «дополнительные услуги», а сумма должна совпадать с той, которую вы запрашивали.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной