Среди мужчин кинематографистов существует мнение, что женщина режиссер вряд ли сумеет достигнуть таких же высот в профессии, как мужчина. Героиня этой статьи, Татьяна Лиознова, опровергает это спорное и странное мнение, как и многие другие женщины, посвятившие себя режиссуре.
Сегодня Татьяне Михайловне могло бы исполниться 100 лет со дня рождения.
Имя Татьяны Лиозновой неразрывно связано с легендарным телевизионным фильмом – «Семнадцать мгновений весны», поставленным по одноименному роману Юлиана Семенова.
Эта работа прославила режиссера и принесла ей Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а серьезные актерские работы талантливейших Вячеслава Тихонова, Ростислава Плятта, Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева стали одними из самых значительных в их творчестве.
Татьяна Михайловна Лиознова родилась в Москве 20 июля 1924 года. В 1949 году она окончила режиссерский факультет ВГИКа, где занималась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Несколько лет Лиознова работала ассистентом режиссера на фильмах Герасимова, участвуя в создании «Молодой гвардии», «Таинственной находки», «Земли и людей».
Первой самостоятельной работой Татьяны Лиозновой стал вышедший в 1958 году фильм «Память сердца».
В начале 1960-х годов режиссер сняла две картины - «Евдокия» и «Рано утром», а также фильм о погибших летчиках-испытателях «Им покоряется небо», который получил главный приз «Золотое крыло» на Международном фестивале в Довиле (Франция).
Известность режиссеру принесла лирическая картина «Три тополя на Плющихе», в которой главные роли блестяще исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Одной этой работы было бы достаточно, чтобы остаться в истории советского кинематографа.
В начале 1980-х годов выходят два других фильма Лиозновой - социально-производственная телевизионная драма «Мы, нижеподписавшиеся» с блистательным актерским составом и музыкальная картина «Карнавал», в котором главную роль исполнила Ирина Муравьева. В работе над сценарием «Карнавала» Татьяна Лиознова принимала активное участие.
Последняя режиссерская работа Татьяны Лиозновой - трехсерийный фильм «Конец света с последующим симпозиумом» (экранизация пьесы американского драматурга Артура Копита), где она выступила и в качестве сценариста.
Помимо личной режиссерской работы, Лиознова преподавала во ВГИКе и вместе со Львом Кулиджановым руководила режиссерско-актерской мастерской.
Из-за высокой требовательности Татьяны Лиозновой, режиссера часто называли «железной леди», «ежиком», «бой-бабой». Актеры, работавшие с Лиозновой, вспоминали Татьяну Михайловну как невероятно строгую, подверженную постоянным сменам настроения женщину.
Говорили, что Лиознова могла убить словом, поэтому некоторые после окончания совместной с режиссером работы старались больше с ней не пересекаться. Но таких было меньшинство, большинство же с пониманием относились к таким свойствам характера талантливого режиссера.
Что касается личной жизни, то замужем Татьяна Лиознова не была, своих детей не имела. Она не избегала отношений и романов, просто так уж складывалось, что мужчины оказывались слабее ее. Мужчину, который был бы ей под стать, режиссер до конца жизни так и не встретила.
Скончалась Татьяна Михайловна 29 сентября 2011 года в Москве на 88-м году жизни после продолжительной болезни.
__________________________________________________________________
Читайте также:
____________________________________________________________________
Если вам понравилась статья – поставьте «лайк» и поделитесь своим мнением . Поддержите канал!
Добавьте канал Ирина Ярославцева и "RL Разные Люди" в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.