Самое известное покушение на Гитлера было совершено группой высокопоставленных немецких офицеров 20 июля 1944 года. Полковник Клаус фон Штауффенберг, который был частью движения Сопротивления, заложил бомбу под столом в штаб-квартире Гитлера в Восточной Пруссии. Фюрер выжил, но как?
За всю историю Второй мировой войны на ее главного виновника было организовано не менее 40 покушений, некоторые из которых планировались задолго до вторжения вермахта в Польшу. Культ личности Гитлера, сложившийся в Германии, удовлетворял далеко не всех, и противники фашистской концепции мироустройства были готовы на все, чтобы остановить фюрера и избежать тотального поражения в войне. Однако ни один из заговоров не увенчался успехом, даже тот, что, казалось, был продуман идеально — операция «Валькирия». Но начнем сначала.
«Выбирающая убитых»
1943-й стал для кровопролитной кампании Гитлера началом конца. Поражения поджидали на каждом шагу: сперва провал в битве под Сталинградом, затем — потеря Северной Африки и продолжившееся отступление на Востоке. Все это било по самолюбию верховного главнокомандующего, для которого собственное «предназначение», ведущее к мировому господству, не подвергалось сомнению.
Но на этот раз система дала сбой. Оказалось, что слепой фанатизм и бесчеловечная нацистская идеология неспособны стать прочной основой для нового арийского общества. Всем адекватным людям (и высокопоставленным немецким офицерам в том числе) стало понятно, что путь Гитлера ведет в никуда. С этого началась подготовка очередного заговора, который вошел в историю как операция «Валькирия».
Заговорщики не стали изобретать велосипед и позаимствовали это название у уже существующего плана, который осуществлялся армией резерва. Изначально операция с кодовым наименованием «Валькирия» (с древнеисландского — «выбирающая убитых») была рассчитана на случай восстаний и других чрезвычайных ситуаций, которые могли возникнуть из-за недовольства политикой рейха. Гитлер серьезно опасался переворота и внутренних волнений, а потому, по иронии судьбы, лично одобрил проект и приказал сосредоточить особенно сильные части вокруг и внутри столицы.
Действующие лица
Подготовкой «Валькирии» занимался генерал Фридрих Ольбрихт — заместитель командующего резервной армией и один из центральных участников заговора. Он руководил подготовительными мерами и конспирацией, однако исполнителем плана стал совсем другой человек — полковник Клаус фон Штауффенберг, которого Ольбрихт взял на должность начальника штаба своего управления. Штауффенберг, лишившийся глаза и кисти правой руки во время службы в Африканском корпусе Роммеля (кстати, второй позднее также был обвинен в соучастии и покончил жизнь самоубийством), считался практически ветераном войны и не вызывал подозрений. К заговору присоединились и высшие военные чины, включая фельдмаршалов фон Вицлебена и фон Браухича, генералов Гепнера, Бека, Гальдера и фон Трескова.
Впрочем, не стоит идеализировать мотивы гитлеровской оппозиции. Конечно, единоличная власть фюрера им претила, однако они все еще в большинстве своем оставались националистами, искренне верящими в превосходство арийской расы. Тот же Штауффенберг в письме жене с фронта называл поляков «невероятным сбродом», пригодным только для совершенствования немецкого сельского хозяйства. Впоследствии он, возможно, и отрекся от своих взглядов, но факт остается фактом — такие высказывания даже среди участников заговора не были исключением.
Основной целью операции «Валькирия» было убийство Гитлера и молниеносное свержение нацистского правительства, дезориентированного смертью фюрера. В случае успеха Ольбрихт занял бы пост военного министра, так что во многом его мотивация определялась и личным интересом, хотя сам генерал это отрицал: «Не знаю, как потомки будут оценивать наш поступок, но знаю точно, что мы все действовали не ради своих личных интересов. В критической ситуации мы старались сделать все возможное, чтобы уберечь Германию от поражения».
Череда случайностей
Финальный этап оказался запланирован на 20 июля. Стоит сказать, что до этой даты уже предпринималось несколько неудачных попыток покушения, но всегда что-то шло не так. В итоге было решено нанести удар во время регулярного мероприятия: Гитлер часто менял свое местонахождение, а потому единственным возможным вариантом для проведения операции оставались военные брифинги в главной ставке — «Волчьем логове» около города Растенбург в Восточной Пруссии. Реализация плана легла на плечи Штауффенберга, который должен был присутствовать на совещании.
Около 12 часов утра полковник вошел в штаб, держа в руках неприметный кожаный портфель — именно там находилась бомба, приводящаяся в действие при помощи специальной капсулы с кислотой. Поставив его под стол и активировав детонатор, который должен был сработать через 10 минут, Штауффенберг вышел из комнаты, сославшись на телефонный звонок.
Но все прошло не так гладко: из-за спешки и травмированной руки он смог воспользоваться только одним из двух блоков взрывчатки, которого оказалось недостаточно для убийства. Кроме того, за мгновения до взрыва один из участников совещания переставил злополучный портфель подальше от Гитлера, и тяжелый дубовый стол защитил председателя НСДАП от ударной волны. Погибли четверо офицеров, но виновник происходящего остался целым и практически невредимым, отделавшись только легкой контузией.
Что было дальше
Несмотря на провал покушения, заговорщики попытались совершить переворот, воспользовавшись планом «Валькирия» и захватив правительственные учреждения в столице. Тем не менее разоружить СС и гестапо оказалось не так просто: во-первых, мало кто верил, что фюрер действительно мертв (сам Штауффенберг, видевший последствия взрыва издалека, был в этом уверен). Во-вторых, совершить покушение и одновременно скоординировать попытку переворота было просто невозможно. Полковник прибыл в Берлин только во второй половине дня, когда оставалось уже слишком мало времени, чтобы на что-то повлиять.
Ключевую роль в этот момент сыграл майор Отто-Эрнст Ремер. Вечером того же дня министр пропаганды Йозеф Геббельс соединил его по телефону с Гитлером, который пообещал при подавлении восстания сделать Ремера полковником. Тот от такого щедрого предложения отказываться не стал: в считанные часы его части вернули себе контроль над Берлином.
Многие заговорщики были арестованы, а некоторые казнены в тот же день. Клаус фон Штауффенберг был расстрелян в ночь на 20 июля 1944 года.
СС и гестапо безжалостно преследовали участников сопротивления, что привело к массовым репрессиям, которые продолжились вплоть до конца войны.
А вы слышали про операцию «Валькирия»? Как думаете, организаторы заговора действительно хотели мира или просто искали личной выгоды? Делитесь своим мнением в комментариях!