Найти тему
Вера Ард

"Леон": как смотрится сейчас культовый фильм 90-х

Для меня "Леон" относится к категории кино, которое, если случайно увидишь, листая каналы по телевизору, то обязательно оставишь включенным. Телевидение я не смотрю уже много лет, но “Леон” недавно попался на глаза в подписке стриминга и, увидев знакомые лица на постере, я решила фильм пересмотреть. И погрузилась в магию кино) Нередко ловя себя на мысли, что сейчас так не снимают. Не только в плане падения общего уровня кинематографа - “Леона” сейчас не выпустили бы и по “морально-нравственным” аспектам.  Однако есть в этой “несовременной” истории нечто, что заставляет пересматривать ее раз за разом. Фильму-то уже почти 30 лет…

Мне кажется впервые я смотрела “Леона” в подростковом возрасте (он у меня пришелся как раз на вторую половину 90-х). В памяти осталась маленькая хрупкая девочка, которая пытается отомстить за смерть семьи, молчаливый киллep и психопатичный антогонист. Кстати, моя любовь к Гэри Олдману началась именно в это время, когда мне сказали, что Дракулу, Зорга из “Пятого элемента” и полицейского в “Леоне” играет один и тот же актер. И это никак не укладывалось в голове.

Не буду пересказывать сюжет, думаю, всем, кто открыл эту публикацию, он хорошо знаком. Поделюсь мыслями о восприятии фильма сейчас. 

“Леон” нередко стали упоминать как “нехороший” образец “с@кcyализации” ребенка. В момент выхода фильма это не так активно обсуждалось, но сейчас вспоминают, что Люк Бессон на момент съемок фильма был женат на девушке, с которой он вступил в отношения, когда ей было всего 15 лет. И в первоначальном варианте сценария, который не согласовали студийные боссы, отношения между Леоном и Матильдой переходили за границу “дружеских”. Поэтому, в общем-то, изначально Бессон искал 14-летнюю актрису. Но не нашел. Зато разглядел талант 11-летней Натали Портман, отдав ей главную роль. 

Я помню, что в подростковом возрасте меня нисколько не удивляла влюблённость главной героини в Леона, равно как и было очевидным, что эта влюблённость никуда дальше не перейдет. За это спасибо образу Леона, Жан Рено специально решил играть его слегка “заторможенным”, чтобы зрители не видели в нем опасности для ребенка. И здесь фильм работает вполне по законам жанрового кино 90-х. Хрупкая героиня, которую нужно защищать. С одной стороны и сама она не промах, но с другой - её безрассудство в итоге и приводит к гибели героя. Вокруг жестокий мир, в котором и встретились 2 одиночества. 

Удивительно, но Леон и сейчас смотрится абсолютно нормально. Не хочется задавать вопросы, как герой Олдмана оправдывает горы тpyпов, где хоть какие-то службы опеки и почему никто не ищет пропавшего ребёнка, да и много других. Это история прежде всего о противостоянии злу, в котором героиня "взрослеет", потеряв все, а герой искупает свои прошлые ошибки, уничтожив куда более страшное зло, чем он сам. 

И понятно, что никто сейчас не позволит снимать 12-летнего ребёнка в таких открoвенных нарядах и строя сцены так, что видно, что героиня привлекательна. Приемлемый образ "девочки"-подростка, который рисует сейчас Голливуд, это Белла Рамси в "Last of Us", где нет ни хрупкости, ни привлекательности. Но может в том числе поэтому героиня Портман и вызывает столько сочувствия - она живая, и её чувства, будь то страх, или любовь, выглядят настоящими. 

Конечно, кастинг в фильме блестящий. Невозможно представить себе в роли Матильды другую актрису. Сейчас пересматривала фильм, пытаясь увидеть в детских чертах будущую обладательницу Оскара, но видишь испуганную девочку. Игра просто потрясающая. 

Тоже могу сказать и про Олдмана - в то время игравшего одного психа за другим. Кто-то скажет, что он играет себя, поэтому так органичен (тем более, что самые яркие его сцены  в фильме были импровизациями). Но сейчас, пересматривая, видишь там не только "кривляния", а вживание в роль. Герой не смотрится гротескным (как в том же Пятом элементе), он действительно пугает. Кстати, сейчас бросилось в глаза, что злодей любит слушать именно Бетховена. Не верится, что это совпадение, поскольку Олдман к съёмкам в "Леоне" приступил сразу после работы в "Бессмертной возлюбленной", где он как раз Бетховена и играл (если не смотрели, очень рекомендую). 

Жан Рено, конечно, тоже попадает в образ на 100%, но за персонажами Портман и Олдмана мне всегда было наблюдать интереснее, чем за главным героем. 

Ну и, конечно, режиссура. "Леон" - авторский проект Бессона. Он написал сценарий за месяц, пытаясь занять себя во время поиска финансирования для "Пятого элемента". И удивительно, но депрессивный мир этого фильма полюбился зрителям не меньше, а судя по его месту в 50 лучших фильмов за всю историю в рейтингах IMDB и Кинопоиска больше, чем любая другая работа режиссера. Ведь в потерянных персонажах, пытающихся бороться с несправедливостью в большом городе, так легко узнать себя. Особенно тем, кто пережил 90-е. Недаром фильм так любим в России, слишком уж его мир схож с окружающей действительностью тех лет. И хоть финал предопределен, это не мешает снова и снова смахивать слезу, видя как камера уносится вверх под звуки “Shape of my heart”, оставляя одинокую детскую фигуру, плачущую над цветком.

А вы пересматриваете этот фильм? Меняется восприятие со временем? 

P.S. Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться. Это очень поможет развитию канала📖