Найти тему

Одолевай ненависть - любовью, неправду - правдой, насилие - терпением (Махатма Ганди)

Ему (Махатме Ганди) организатору и вдохновителю освободительного движения Индии от двухсотлетней колониальной зависимости Великобритании, как никому, именно этими истинами приходилось добиваться того, что Англия, могущественная Англия, державшая в колониальной узде более тридцати стран, была вынуждена покинуть Индию, причем не под вооруженным давлением местного населения, а объединенной армией силы Духа индийского народа. При этом мало, кто знает, что Великобритания, захватив Индию в 1757 году, тут же издала приказ, запрещающий местному населению иметь любое оружие, и строжайшим образом контролировали его выполнение. Сами же любые противостояния новой власти подавляли оружием.
Представить себе невозможно сам этот процесс, когда зло, вопиющее зло, творящееся на твоей Земле и с твоим народом, ты и все остальные должны противостоять ему – злу ненасилием. Да, неподчинением, но, не прибегая к насильственным методам.

Как легко, относительно, конечно, с помощью оружия было победить поникшую от поражения российскую армию большевикам, тем более с поддержкой интеллигенции, надеющейся на достойные, цивилизованные изменения устоев жизни государства российского. Но получили террор.
А тут, в Индии: нет оружия, нет военных спецов, было только одно - неистребимое желание вытеснить оккупантов со своей территории. И ведь смогли без единого выстрела, без единого погрома, без единого насилия над угнетателями. Весь многомиллионный народ в едином противостоянии, но без использования насилия все-таки сумел победить огромную милитаристскую систему самой сильной в мире по тем временам Великобритании, под каблуком которой оказались многие малоразвитые страны, в которых они, используя силу и насилие, беззастенчиво грабили их национальные богатства.
«Вы слышали, что сказано «око за око и зуб за зуб». А я говорю вам, не противься злу» (Мф, гл. 5).
Христос учит тому, чтобы не противиться злу. Учение это истинно, потому что оно вырывает с корнем зло из сердца и обиженного, и обижающего. Учение это запрещает делать то, от чего умножается, а не прекращается зло в мире. Когда один человек нападает на другого, обижает его, он этим зажигает в другом чувство ненависти - корень всякого зла. Что же нам сделать, чтобы потушить это чувство зла? Неужели сделать то же самое, что вызывает это чувство зла – обидеть другого, то есть повторить дурное дело? Поступить так, значит вместо того, чтобы изгнать дьявола, усилить его. Сатану нельзя изгнать сатаною, неправду нельзя очистить неправдой и зло нельзя победить злом.
Поэтому непротивление злу злом есть единственное средство победить зло. Оно убивает злое чувство и в том, кто сделал зло, и в том, кто нанес зло.
Несравненно безопаснее поступать справедливо, чем несправедливо; сносить обиду, чем противиться ей насилием – безопаснее даже в отношении к настоящей жизни. Если бы все люди не противились злу злом, наш мир был бы блажен.

«Таким образом, если бы все соблюдали заповедь непротивления, то, очевидно, не было бы ни обиды, ни злодейства. Если бы таких было большинство, то они установили бы управление любви и доброжелательства даже над обижающими, никогда не противясь злу злом, никогда не употребляя насилия. Если бы таких людей было довольно многочисленное меньшинство, то они оказали бы такое нравственное влияние на общество, что всякое жестокое наказание было бы отменено, а насилие и вражда заменились бы миром и любовью. Если бы их было только малое меньшинство, то оно редко испытывало бы что-нибудь худшее, чем презрение мира, а мир между тем, сам того не чувствуя и не будучи за то благодарен, постоянно становился бы мудрее и лучше.
И если бы, в самом худшем случае, некоторые из членов меньшинства были бы гонимы до смерти, то эти погибшие за правду оставили бы по себе свое учение, уже освященное их мученической кровью» (Балу, сподвижник Л.Н. Толстого).