Найти в Дзене
Люди Севера

В русской избе да с песней: как городская молодежь приобщается к традиционной культуре Русского Севера на «Фолк-кемпе»

Большинство городских жителей никогда не слышали живых деревенских песен, не спали в деревянных русских избах и не знакомы с традиционными промыслами. Герои нашего текста решили это изменить. Команда «Фолк-кемпа» уже четыре года возит в деревни Русского Севера городских жителей и исследует с ними не только народные песни и танцы, но и поморское восприятие мира. «Люди Севера» узнали, как появилась идея «Фолк-кемпа», чему можно научиться у местных и как новый опыт меняет участников. Из компании друзей в полевой лагерь В 2015 году несколько студентов-музыкантов, объединенных общим интересом к русской культуре и в особенности к традиционным русским песням, отправились в экспедицию на Русский Север. Туда они поехали с духовно-просветительской миссией Сретенского монастыря: несколько лет подряд летом они ездили по деревням, исполняли традиционную музыку и развлекали местных жителей. Постепенно из компании друзей появилось объединение «Под облаками», профессиональные музыканты которого исполн
Оглавление

Большинство городских жителей никогда не слышали живых деревенских песен, не спали в деревянных русских избах и не знакомы с традиционными промыслами. Герои нашего текста решили это изменить. Команда «Фолк-кемпа» уже четыре года возит в деревни Русского Севера городских жителей и исследует с ними не только народные песни и танцы, но и поморское восприятие мира. «Люди Севера» узнали, как появилась идея «Фолк-кемпа», чему можно научиться у местных и как новый опыт меняет участников.

Из компании друзей в полевой лагерь

В 2015 году несколько студентов-музыкантов, объединенных общим интересом к русской культуре и в особенности к традиционным русским песням, отправились в экспедицию на Русский Север. Туда они поехали с духовно-просветительской миссией Сретенского монастыря: несколько лет подряд летом они ездили по деревням, исполняли традиционную музыку и развлекали местных жителей. Постепенно из компании друзей появилось объединение «Под облаками», профессиональные музыканты которого исполняют старинные песни русских деревень.

Одной из путешествующих по Северу исполнительниц была Галя Лукашевич. «Нам задавали много вопросов: “Как вы туда добрались?”, “Неужели такие деревни до сих пор есть в России?”. Мы видели старинные поморские деревни, стоящие возле лесов, на лугах. Это очень красиво, с нами там каждый раз происходило что-то чудесное. Мы приезжали с какими-то новыми мыслями, идеями. И потом мы начали думать, как бы сделать так, чтобы простая городская молодежь могла тоже это ощутить, прикоснуться к этому», – говорит Галя. В итоге ребята, когда-то ездившие по Северу в одиночестве, решили создать собственный ежегодный лагерь. Так появился «Фолк-кемп».

Источник — телеграм-канал «ФОЛК-КЕМП»
Источник — телеграм-канал «ФОЛК-КЕМП»

Коллектив «Фолк-кемпа» сложился из людей, горящих своим делом, –  профессиональных музыкантов и этномузыкологов, художников, искусствоведов и реставраторов. Это во многом определило и фокус на практиках традиционного искусства, и место.

Русский Север нашел организаторов сам. Именно в северных деревнях, как отмечает Галя, сошлись потрясающей красоты природа, особый образ жизни и непривычные городскому жителю традиционные способы досуга. Поморские берега уникальны не только природным ландшафтом побережья Белого моря, но и старинной деревянной архитектурой. Эти места и стали постоянной территорией летних «Фолк-кемпов», организаторы сделали их главной фишкой своей программы.

«Это нужно русскому человеку»

Жить ближе к природе и подмечать в ней то, что скрыто от повседневного взгляда горожанина, участники и организаторы учатся у местных. Как говорит Галя, несмотря на тяжелые условия жизни, местные кажутся намного счастливее и намного глубже ощущают связь с окружающим миром: «Они живут там, где есть белые ночи. Смотрят, как море разливается, как река ходуном ходит. Это какие-то другие процессы, о которых мы не задумываемся. Оттуда сложно уехать: то ждешь отлив, то прилив. Удивительно, что в XXI веке люди продолжают жить по законам природы. А вот так и живут. И счастливы, и бодры, и умеют наслаждаться, и любить, и ценить свою жизнь. Это нужно русскому человеку, такая бесплатная терапия».

Участники живут в деревянных срубах, носят воду из колодца и пользуются удобствами на улице. Пусть и на короткое время, они подчиняют свою жизнь четкому расписанию, находятся вне Сети и воздерживаются от алкоголя – меняя ландшафт и привычки, помещая свое тело в необычные условия, они могут не только получить новые навыки, но и посмотреть на мир под новым углом.

Источник — телеграм-канал «ФОЛК-КЕМП»
Источник — телеграм-канал «ФОЛК-КЕМП»

«С нами там каждый раз что-то происходит, переключается. У нас много ребят, которые после лагеря решили в корне поменять жизнь. Кто-то уволился, уехал из большого города. Многие поменяли вообще взгляд на мир, – говорит Галя. – Хочется как-то больше и чаще погружаться в деревенский быт, культуру, где нет других забот, кроме твоего дома и семьи. Ты хочешь делать то, что нужно тебе, а не то, что тебе диктует общество».

В течение 10 дней эксперты на «Фолк-кемпе» делятся с участниками своими знаниями, а после надеются, что частица традиционной культуры также станет чем-то близким и родным для их слушателей. Ребята поют и танцуют, участвуют в мастер-классах по прикладному искусству, ездят на экскурсии и много взаимодействуют друг с другом в занятиях на природе.

Так сообщество неравнодушных к традиционной русской культуре людей возрождает будто давно забытые (по крайней мере в больших городах) песенные традиции, внедряя их в свою жизнь. Галя подчеркивает, что они не ставят перед собой задачу возродить традиционную культуру в принципе, но стараются продвинуть с помощью своего сообщества те ее аспекты, что могут легко и гармонично вписаться в современную жизнь.

Не песней единой

Песенная традиция, до сих пор важная и для деревенского человека, и для участников «Фолк-кемпа», не задает высокой академической планки. Люди поют, чтобы прожить эмоции и события – попечалиться и порадоваться, пережить горе. «Песня помогает объединиться. Ты слышишь свой голос и голос товарища – ты не один и ты не одинок. Песня – это другой язык самовыражения, – отмечает Галя, – для того, чтобы научиться этому языку, совсем не обязательно иметь выдающийся голос».

Потенциальный участник «Фолк-кемпа» в своей заявке должен записать творческий номер, даже если он не умеет петь. Нужно продемонстрировать свои навыки и умения, суметь проявить себя и показать свою открытость. «У нас были не поющие люди – им просто нравилось погудеть, позвучать. Если ты не поешь, у нас есть мастер-классы по инструментам, хореографии, прикладному творчеству. И без пения можно добавить старую культуру в свою жизнь», – говорит Галя.

Источник — телеграм-канал «ФОЛК-КЕМП»
Источник — телеграм-канал «ФОЛК-КЕМП»

Сообщество «Фолк-кемпа» живет и процветает и вне летнего сезона, собираясь на совместные празднования дней рождения и других праздников. Как говорит Галя, кемп меняет людей, учит их намного активнее и тоньше ощущать и проживать свои жизни – с песней и танцами, игрой на музыкальных инструментах, с играми и долгими душевными беседами.

Правда, запускался проект со скрипом. Первые сложности, с которыми столкнулись организаторы «Фолк-кемпа», были чисто бюрократическими – у команды не было ни юристов, ни бухгалтеров, не было и опыта организации мероприятий. Все это пришло с опытом, но более сложной задачей, как отмечает Галя, оказалось заразить своим энтузиазмом всех других – волонтеров, участников и местных жителей. Постепенно «Фолк-кемп» превратился из только летнего выездного лагеря в настоящее сообщество бывших и нынешних участников и организаторов.

Начиная с 2019 года в лагерь ежегодно приезжает от 30 до 38 исследователей на смену, то есть в этом году участников станет уже около 100. «Если у меня будут сложности – надо будет попросить помощи или получить поддержку, – я могу набрать вообще любому человеку и буду уверена, что на том конце провода услышу друга», – говорит Галя о сложившемся сообществе.

Источник — телеграм-канал «ФОЛК-КЕМП»
Источник — телеграм-канал «ФОЛК-КЕМП»

Участники «Фолк-кемпа» помогают местным развлечься, устраивают концерты, где исполняют песни и танцы. С каждым годом на выступления съезжается все больше людей – из Северодвинска, Онеги, Архангельска и местных деревень. Их деятельность, по словам Гали, помогает привлекать людей летом в деревню, а не в город, и также вдохновляет местных, рождает в них желание показать свой дом в лучшем свете перед гостями.

Как попасть на «Фолк-кемп»

В 2023 году помимо самого «Фолк-кемпа» организаторы проведут палаточный фестиваль для всех желающих, который пройдет с 22 по 23 июля на аэродроме деревни Наволок Архангельской области.

В программе фестиваля мастер-классы по традиционному пению, танцу, игре на народных инструментах, ярмарка, выступления молодежных фольклорных коллективов, этнографический кинотеатр на сеновале, экскурсия к храму деревни Пияла и многое другое.

Александра Засядько