Современная жизнь так же далека от всего, что может быть описано словом «духовность», как земля от неба.
И дело не в том, что люди стали как-то по-особенному бездуховны. Но сам строй жизни общества и всей цивилизации таков, что единственным её мотивом становится выживание в условиях жестокого морального подавления со стороны государств, их правящих элит и т.н. «финансовых кругов».
Взаимное равнодушие, черствость, коммерциализация всего и вся давно уже стали мейнстримом общественного сознания.
На этом фоне нарастает стремление сбежать от невыносимого душевного перенапряжения, погрузившись в бесконечный поток т.н. «развлечений», психологических практик, квазирелигиозных доктрин и философий, претендующих на то, чтобы дать личности хоть какое-то измерение, помимо животного существования.
Как же реагирует на это Церковь?
Никак! Двадцать лет минуло с тех пор, как был издан документ «Основы социальной концепции РПЦ», отражающий взгляд Церкви (а вернее её мизерной части, занятой при составлении этого доктринального труда) на окружающую действительность.
И нельзя сказать, что этот труд пропал даром.
Но дело в том, что, как всякая писанная концепция, ОСК так и осталась бумажной доктриной, которую изредка достают на свет отдельные церковные деятели только для того, чтобы напомнить обществу о своей инаковости.
Но на практику жизни этот документ не повлиял никак.
В общем, если смотреть на это честно, то и не мог повлиять (а зачем составлялся написано выше) - но всё же подобная практика должна была бы быть продолжена уже на собственно церковной почве.
И подобные внутрицерковные доктрины, отражающие взгляд на соотношение человека и церковной действительности, лет 15 назад стали появляться.
Но, кажется, они так и не развились до стадии, предполагающей их практическую реализацию.
В итоге получилось то, что получилось - Церковь как религиозная организация существует сама по себе, а люди, которые к ней принадлежат по факту крещения, - сами по себе.
Религиозная организация, будучи не в состоянии отказаться от архаичных воззрений на роль человека в Церкви и суть его духовного устроения, не желая сообразовываться с наличной реальностью, вместо проповеди радости жизни с Богом, сублимирующей весь негатив, что возможно, в положительное личное и социальное мировоззрение (хотя бы под эгидой «всё, что ни делается - к лучшему») добавляет тяжести жизни, сверх уже существующих кандалов налагая «бремена неудобоносимые» своими бесконечными каноническими методиками и запретами.
При этом ожидая от людей «духовного роста» в заданном канонами направлении и постоянно ставя «на вид», что никакого роста нет, а есть в лучшем случае стагнация - приводя в пример «святых», живших в совершенно иных социальных и нравственных условиях.
Само понятие святости в такой постановке становится чем-то вроде сверхспособности, не достижимой для обычного человека. И это понятие святости и становится критерием «духовности», с которым церковная организация подходит к оценке душевной и духовной жизни людей.
И тут вспоминаются слова русского писателя, «буревестника революции» Горького: «Если постоянно говорить человеку, что он свинья - он в конце-концов захрюкает».
А между тем христиане, по слову ап. Петра - это род избранный, царственное священство, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет.
Избранный же - и есть святой в первом смысле этого слова. «Отделенный» от общества, погруженного во тьму жестокой борьбы за существование - не телом, но духом. Живущий иными, чем диктует мода, идеалами, полный высокими устремлениями и делающий (хотя бы стремящийся делать) те дела, которые достойны звания царя и священника Богу.
И такому человеку нужна помощь, поддержка, понимание и со-чувствие, а не остракизм.
Нужна проповедь социального единства и высоких общественных идеалов - а не монашеского отвержения мира ради не очевидного (как это стандартно звучит в проповедях) будущего с непонятным (но, тем не менее, «благим») содержанием, не зависящим ни от чего - как будто речь идёт о выигрыше путёвки в санаторий, даруемой за хорошее поведение и достигнутые результаты труде.
Тогда-то духовность, а не её суррогаты, начнут становиться обычными среди людей.