От успеха "зерновой сделки" зависели цены на продовольствие по всему миру
Выход России из "зерновой сделки" будет иметь серьезные последствия для мира, сообщает Bloomberg. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Украина — вторая по площади страна Европы, а ее обширные равнины с плодородной почвой идеально подходят для сельского хозяйства. Продукты питания с Украины помогли сформировать ход европейской истории, накормив население быстрорастущих промышленных городов в XIX веке и поддержав Советский Союз на протяжении десятилетий изоляции.
До конфликта Украина экспортировала больше зерна, чем весь ЕС, и поставляла около половины продаваемых в мире семян подсолнечника и масла. Даже в сезоне 2022/23 — первом полном году после начала СВО — Украина оставалась шестым по величине поставщиком пшеницы и третьим — кукурузы.
К концу сезона экспорт зерна с Украины составил более 48 миллионов тонн, что примерно соответствует уровню 2021/22.
"Зерновая сделка" - соглашение о поставках зерна, подписанное в июле 2022 года - вновь открыла три украинских черноморских порта для отгрузки урожая. Все суда должны были проходить входящий и исходящий контроль в центре, созданном в Стамбуле, в котором работали Россия и Украина, а также Турция и Организация Объединенных Наций - две стороны, выступившие посредниками в заключении соглашения.
За год действия соглашения было отгружено почти 33 миллиона тонн кукурузы, пшеницы и подсолнечника. Ежемесячные поставки по коридору достигли максимума в 4,2 миллиона тонн в октябре, но с апреля оставались ниже трех миллионов тонн, поскольку досмотр становился все более длительным, а Россия заблокировала регистрацию судов в одном из портов.
По данным министерства сельского хозяйства Украины, до конфликта она экспортировала в общей сложности до пяти миллионов тонн зерна в месяц по всем маршрутам.
Проблемы с соглашением привели к тому, что больше урожая было отправлено в небольшие украинские речные порты на Дунае, а также к железнодорожному и автомобильному транзиту через границу ЕС. Тоннаж, отгруженный таким образом, фактически превысил объемы, перемещенные по Черноморскому коридору, по крайней мере, по состоянию на май.
Тем не менее, эти альтернативы более громоздки и дороги, чем доставка через порты Украины. Дунайские порты могут принимать только суда меньшего размера, что сокращает объем, в то время как экспорт зерна по железной дороге замедляется из-за рельсов разного размера на пограничных переходах.
Эти поставки также вызвали напряженность в отношениях с соседями по ЕС, которые утверждают, что избыток поступающего зерна вредит их фермерам из-за снижения местных цен. ЕС разрешил пяти восточным государствам-членам ввести ограничения на закупки украинского зерна внутри страны, при продолжении транзита. Срок действия запрета истекает в сентябре, но "пятерка" призывает к его продлению.
На этой неделе "зерновая сделка" была остановлена. Россия заявила, что это произошло из-за того, что не были сняты препятствия для экспорта российских удобрений и продовольствия.
Санкции напрямую не касаются продуктов питания, но ограничения в отношении банков и международных компаний, таких как John Deere, принявших решение уйти с российского рынка, вызвали проблемы у фермеров, поскольку они не смогли приобрести некоторые запасные части или семена.
Министерство иностранных дел России выдвинуло пять основных требований, чтобы остаться в сделкеоблегчение фрахтования судов для российских поставок, облегчение оформления страховок на грузы как на зерно, так и в целом на продовольственные товары РФ, подключение Россельхозбанка к системе SWIFT, разрешение на отгрузки удобрений РФ, застрявших в балтийских портах, и облегчение их поставок, а также возобновление отгрузок по аммиакопроводу Тольятти - Одесса.
Москва заявила, что эти требования не были выполнены, и что она не видит прогресса в решении других вопросов, связанных с транспортной логистикой, страхованием и размораживанием активов.
Крупнейшими покупателями украинских продуктов питания, поставляемых через безопасный коридор, были Китай, Испания и Турция, но более бедные страны, такие как Египет и Бангладеш, также импортировали более миллиона тонн каждая. ООН подчеркнула, что транспортировки в рамках сделки помогали увеличить мировые поставки и снизить цены, независимо от того, куда отправляется зерно.
В долгосрочной перспективе, если Украина сможет экспортировать продукцию только альтернативными маршрутами, увеличатся издержки для фермеров. Это побудит их уменьшить посевы, что приведет к дальнейшему сокращению поставок с Украины.
Мировые цены на зерно резко подскочили после выхода России из сделки.