Традиционный, уже ΧΧΧΙΙ «Славянский базар» – международный фестиваль музыки, песен и искусства завершился в минувшие выходные в белорусском Витебске.
Фестивальную программу предварял концерт белорусской группы «АУРА» под названием «Мир нашему дому», прошедший в летнем амфитеатре накануне. Семейный дуэт авторов и исполнителей в лице Евгения Олейника и Юлии Быковой при поддержке известных белорусских певцов Анатолия Ярмоленко, Алёны Ланской, Руслана Алехно, Александра Солодухи и других создал атмосферу славянского колорита, исполняя песни на белорусском и русском языках. Название концерта напрямую созвучно с Годом мира и созидания, объявленным в Республике Беларусь в 2023 году.
По сути, этот концерт стал аналогом популярных в былые годы в фестивальной программе Дней Беларуси, которые наряду с Днями России и Днями Украины и составляли ядро праздника. Но Украина постепенно перестала участвовать в фестивале, поэтому от Дней трёх восточнославянских народов отказались, изменив формат.
13 июля в летнем амфитеатре состоялось официальное открытие фестиваля, в котором принял участие Александр Лукашенко. При непосредственной поддержке лидера белорусского государства фестиваль удалось сохранить в сложные 1990-е годы, а затем превратить в масштабный международный праздник.
Говоря о фестивале нынешнего года, А. Лукашенко отметил: «Мы, белорусы, не ради пафоса называем Витебск культурной столицей. Этот статус предопределён историей. И тысячу лет назад, когда здесь проходил путь из варяг в греки, и сегодня город был и остается перекрестком национальных культур и традиций разных народов… Мы все, участники, организаторы, гости, создаём здесь удивительную атмосферу истинного, настоящего искусства, которое объединяет народы и государства. Искусства, которое прекрасно своим национальным колоритом, которое является поистине высоким, всегда поднимаясь над политическими играми и интригами…»
«Девиз фестиваля "Через искусство – к миру и взаимопониманию" никогда не был так актуален, как сегодня», - подчеркнул белорусский лидер. И с этим нельзя не согласиться. Сегодня, когда Россия и Белоруссия испытывают огромное санкционное давление, когда демонстративно отстраняют от соревнований наших спортсменов, когда оказывают огромное давление на наших артистов, требуют от них осуждения своих стран в обмен на «признание в Европе», значение «Славянского базара», который проходит на нашей, не подконтрольной США и их сателлитам территории и позволяет строить мосты культурного международного обмена и взаимопонимания, возрастает ещё больше. Ибо не только россияне и белорусы, не только гости из зарубежья видят, что мы открыты для сотрудничества и дружбы, но это видят и украинцы, которых было немало на празднике.
Поэтому нарочитое игнорирование общеславянского фестиваля со стороны официальных властей Украины не только бросается в глаза, но и выглядит весьма показательно – славянские проблемы и интересы их давно не интересуют.
На концерте открытия выступили как те, кто сейчас стремительно набирает популярность, так и хорошо известные исполнители – Сергей Лазарев, Владимир Пресняков, Ваенга, Юрий Антонов из России, Анатолий Ярмоленко, Ирина Дорофеева и Руслан Алехно из Белоруссии и многие другие.
Несмотря на традиционно развлекательный характер концертов открытия, прозвучала и пронзительная песня «Бухенвальдский набат», исполненная оперными певцами Станиславом Трифоновым и Аскаром Абдразаковым. Едва прозвучали слова «Люди мира, на минуту встаньте», зрители один за другим начали подниматься со своих мест, и в итоге дружно встал весь зал. У некоторых на глазах выступили слёзы. И это, конечно же, было чем-то новым для фестиваля, напрямую связанным с тем, что происходит на Украине.
Пятница, 14 июля, прошла под знаком Союзного государства. Главный гала-концерт в летнем амфитеатре «Я с музыкой судьбу связал свою...» был посвящён 85-летию ушедшего из жизни пять лет назад знаменитого белорусского композитора Игоря Лученка. Белорусские и российские артисты исполнили хорошо знакомые зрителям песни. Тема войны прозвучала и здесь – была исполнена песня «Соловьи Хатыни».
О творчестве композитора и уровне его музыки высказался Анатолий Ярмоленко: «Игорь Лученок писал гениальную музыку. Для меня Пахмутова и Лученок – краеугольные камни, на которых стоит честная правильная песенная культура советской эпохи… Песни, написанные Игорем Лученком, не так просто исполнить артистам, которые появляются на небосклоне современной эстрады. Иногда говорю артисту, лучше не пой, не берись, видишь, какие здесь диапазон, мелодика, если бы так исполнить песню Лученка в советское время, в такой аранжировке, она бы никогда не стала популярной».
Но тема Союзного государства не исчерпывалась одним днём, поэтому середину фестиваля так и назвали – Дни Союзного государства, коих в этот раз было целых три.
16 июля в Витебской областной филармонии состоялся гала-концерт классического искусства «Очарование оперы», во время которого прозвучали отрывки из опер Бородина, Рахманинова, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Бизе, Вагнера, Верди. Уже упомянутый в связи с концертом открытия и исполнением «Бухенвальдского набата» Аскар Абдразаков и этот концерт начал арией из патриотичной оперы Александра Бородина «Князь Игорь». К слову, в этом году мы отмечаем 190-летие со дня рождения этого композитора, одного из представителей «Могучей кучки». На сцену также выходили солисты Мариинского театра, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко из России, Большого театра оперы и балета из Белоруссии.
Традиционно фестиваль стал ареной соревнования различных исполнителей – как детей, так и молодёжи. 12-летний Шерхан Арыстан из Казахстана стал обладателем Гран-при и набрал максимально возможное количество баллов за два конкурсных дня – 140 (по 70 возможных). Свою заслуженную награду Шерхан Арыстан получил прямо на сцене из рук белорусского президента.
Детский конкурс вызвал у зрителей интерес, однако, как и в предыдущие годы, многие отметили, что дети стараются копировать взрослых и больше похожи не на самих себя, детей, а на взрослых исполнителей, только маленьких, словно те стали детьми, как в «Сказке о потерянном времени», что не всегда уместно и порой смотрится странновато. Не случайно в одной из публикаций на сайте фестиваля «Дети пели с открытой душой и сердцем» было написано, что «прежней проблемой остаётся репертуар юных исполнителей: непонимание ими смысла текста и эмоционального содержания песни».
Я бы сказал, что это, пожалуй, главная проблема – дети должны петь детские песни, которые им близки и которые они понимают, как это было в советское время, а не быть карикатурой на взрослых из какого-то капустника. Впрочем, это вопрос не к детям, которые старались изо всех сил, а к устроителям как данного конкурса, так и других подобных детских конкурсов – такое дурновкусие (дети в образе «раскованных популярных взрослых» на эстраде), увы, давно стало нормой.
В основном конкурсе молодых исполнителей приняли участие 15 человек. У молодых исполнителей, как и у взрослых, было два конкурсных дня. Конкурсные выступления и составили основу концерта закрытия 16 июля.
Гран-при достался 28-летней Маше Мнджоян из Армении, получившей за два дня 135 баллов из 140 возможных. Помимо самой награды, она увезла на родину призовые в размере 20 тыс. долларов. Первую премию и 15 тыс. долларов призовых вручили Самиру Ёлчиеву, который уступил Маше Мнджоян всего 1 балл. Отец Самира – азербайджанец, мать – белоруска. От отца у него такие необычные для белоруса имя и фамилия. Вторая премия досталась Елизавете Слышкиной из России и Агапе из Италии. Они разделили между собой призовой фонд в 10 тыс. долларов. Третью премию и призовой фонд в размере 5 тыс. долларов также поделили между собой Куралай Мейрамбек из Казахстана и Малика Хакимова из Узбекистана. Россиянка Елизавета Слышкина также стала обладателем специального приза президента Республики Беларусь «Славянская надежда» и приза Союзного государства.
Мне довелось лично посмотреть концерт закрытия, который стал и вторым днём конкурса молодых исполнителей, и актом подведения его итогов. Позже я сравнивал свои впечатления с отзывами других зрителей, и многие были со мной солидарны. Концерт, как бы это помягче, получился скучным: конкурсанты пели никому не известные «мировые хиты» в основном на английском и других неславянских языках, между номерами были большие паузы, связанные со сменой декораций на сцене, сам концерт начался с получасовым опозданием.
К тому же конкурсанты, как это водится в последнее время, стремились уделить основное внимание владению вокальными технологиями, вроде мелизматики, субтона, вибрато, микста, фальцета и пр., громко брали ноты, вычурно вскрикивали и т. д. Зрители терпеливо хлопали в ожидании «чего-то поприятнее и повеселее», однако концерт в основном шёл в том же стиле. Это можно сравнить с популярными на кинофестивалях просмотрами кино «для избранных», которое, мол, массовый зритель «не понимает». Конечно, ведущие старались скрасить происходящее. В концовке спели свои популярные песни итальянец Пупо, россиянин Дмитрий Маликов и украинка Таисия Повалий (которая ровно 30 лет назад стала победителем «Славянского базар»), но всё же впечатление занудности у зрителей в итоге так и не рассеялось. Всё же скучает наш зритель без своей русской, белорусской и украинской песни. А если уж и петь «мировые хиты», то те, которые все знают, а не «широко известные в узких кругах».
Впрочем, это всё частности, которые никак не могли испортить сам «Славянский базар в Витебске» 2023 года, но их всё же стоило бы организаторам учесть.
Порадовали театральные постановки. Впервые фестиваль посетили Детский драматический театр из Санкт-Петербурга со спектаклем «Пекарня братьев Гримм, или Сказка о пряничном домике» и Новосибирский театр кукол с постановкой «Карлик Нос».
О фестивале можно рассказывать бесконечно, но размер статьи не бесконечен, и я бы хотел обратить внимание лишь еще на несколько наиболее ярких моментов, кроме отмеченных выше. Это концерты «Золотые хиты», выступления Владимира Преснякова и Дмитрия Маликова, уличный фестиваль «На семи ветрах». Как всегда, очень интересные показы и фотозоны с участием ростовых кукол организовали структуры МВД и МЧС.
Большой популярностью пользовался Город мастеров, на котором своё народное творчество представили более 270 мастеров из многих уголков Белоруссии. Россию представляли умельцы из Москвы, Смоленска, Великого Новгорода, Тольятти, Великих Лук, Воронежа, Нальчика, Дагестана. Благодаря их усилиям улицы напоминали весёлую красочную ярмарку из наших сказок.
Говоря о фестивале, государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев отметил, что «Славянский базар» стал неотъемлемой частью нашей духовной славянской традиции, а у белорусов и россиян «единые славянские корни» и добавил: «Мы ни перед кем не закрываем дверь. Наши сердца открыты музыкальному искусству, друзьям, партнёрам. Мы строим отношения на фундаменте дружбы, доверия и равноправия... Славянское братство всегда держит двери открытыми для тех, кто хочет быть рядом, вне зависимости от религии, опыта или близости, географической или какой-то другой».
Оригинал статьи размещен здесь