Найти тему

Звездой Героя наградили, но вручили через 18 лет. Судьба одного из лучших лётчиков Балтийского флота

Торпедоносец
Торпедоносец

Разгонин Александр Иванович родился в Пятигорском уезде Терской области 30 августа 1919 года. С детства увлекался авиацией. Обучаясь в школе, занимался планеризмом. Потом посещал курсы филиала Пятигорского аэроклуба. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Службу начал на Балтике младшим пилотом минно-торпедного авиаполка.

Первый боевой вылет младший лейтенант Разгонин совершил 24 июня 1941 года. На морском бомбардировщике ДБ-3Ф он всё сделал грамотно: обошёл зенитный огонь, отбомбился по аннексированному немцами порту Мемель (Клайпеда), но нехватка опыта всё же сказалась. Топлива на обратный путь не хватило. Пришлось сажать самолёт рядом с Ригой и добираться в часть на поезде. Второй вылет 30 июня на уничтожение переправы через Западную Двину получился не менее запоминающимся. В нём было потеряно 13 экипажей, а сам Разгонин с трудом посадил получивший десяток пробоин самолёт.

В августе 1941 года Александр участвовал в одном из налётов на Берлин. Был подбит, но сумел вернуться. Часто вылетал без сопровождения истребителей и в сложных метеоусловиях, но пилотировал и сражался достойно. В одном из заданий в паре с другим торпедоносцем подвергся атаке группы «Фокке-Вульф 190». Экипажи сумели сбить три истребителя, самолёты получили по 30-40 пробоин, но уцелели. В другом бою самолёт Разгонина в результате зенитного огня лишился одного из моторов. Но и после этого сделал два захода на бомбометание и смог вернуться на аэродром.

-2
К сентябрю 1943 года Александр Разгонин имел на своём боевом счету шесть потопленных кораблей противника общим водоизмещением 20000 тонн. Это вывело его в число самых результативных воздушных торпедоносцев Балтийского флота.

Последний, 89-й боевой вылет, Разгонин совершил 16 ноября 1943 года. Погода была нелётная, но самолёт взял курс на порт Либава, где разведчики засекли несколько крупных немецких транспортных кораблей. Экипаж пустил торпеду по самому большому транспорту и ушёл в облака, укрываясь от плотного зенитного огня. Вскоре из-за обледенения один из моторов остановился. Удалось дотянуть до побережья, пройти ещё километров 30, но потом самолёт рухнул в лесу. К счастью, все остались живы. Лётчики три дня шли по лесу, пока не наткнулись на лесорубов. Так им представились эстонские полицаи, которые вывели воинов к фашистам.

Последовала череда лагерей для военнопленных. Неоднократно Александра Ивановича пытались склонить к предательству, но служить в РОА он отказался. В ноябре 1944 года его поместили в лагерь под баварским Ашаффенбургом, из которого он смог сбежать при налёте союзной авиации в марте 1945 года. Месяц пробирался на звук канонады и смог выйти на американских военных. 26 мая 1945 года советский офицер был передан представителям Красной Армии.

После двухмесячной проверки Александр Разгонин был восстановлен на службе. Но военная карьера из-за клейма бывшего пленного не клеилась, и в 1948 году ему пришлось уволиться. Золотую Звезду Героя Советского Союза, которой лётчик был удостоен Указом от 22 января 1944 года, вручать ему никто не спешил.

В 1962 году командующим авиацией ВМФ СССР был назначен Иван Иванович Борзов – бывший командир полка, в котором воевал Разгонин. С трудом, но генерал-лейтенант сумел добиться полной реабилитации своего бывшего подчинённого. Александру Ивановичу вручили его заслуженную награду и вновь восстановили на службе. Летать он уже не смог, но стал военпредом авиаремонтного завода в городе Пушкино Ленинградской области. В отставку вышёл в 1981 году в звании подполковника. Он прожил долгую и достойную, 92-летнюю жизнь, из которой ушёл 22 февраля 2012 года.

Лётчик-герой «вернулся с того света» и прожил 100 лет

После повторения подвига Гастелло лётчик остался в живых

Спас командира, закрыв своим «Пе-2» его подбитый самолёт