Найти тему
СаМари

Закон о маркировке рекламы: что нужно знать блогерам о штрафе за непредоставление информации

Начнем с базы: как маркировать рекламные публикации 👇

  • Слово «реклама» + информация о рекламодателе.
  • Токен в ссылке на публикацию.

Это 2 обязательных условия, которые друг без друга не работают. За токен без пометки штраф прилетит сразу, за пометку без токена чуть позднее 😅

Кандинский 2.2
Кандинский 2.2

Где взять токен 👇

  • Внести данные в ЕРИР через ОРД
ЕРИР — единый реестр интернет рекламы
ОРД — оператор рекламных данных

Когда вы подаете в ОРД информацию о будущей рекламной публикации (креатив, url, текст) + информация об участниках рекламной цепи (рекламодатель, реклапораспространитель и посредники) + договора между участниками, ОРД получает для вас токен в ЕРИР.

Потом нужно еще акты выполненных работ регистрировать и статистику передавать☝️

Слишком сложно?

Я уже говорила, что закон сырой, необкатанный и в нем много дыр. Но блогеры его боятся, потому что не понимают.

От этого непонимания рождаются слухи и страхи, а Дзен еще усиливает их своими изменениями в оферту. Страх растет как снежный ком.

Кандинский 2.2
Кандинский 2.2

Давайте рассуждать логически

Зачем нужен этот закон? 

— Чтобы ловить отмываемые в рекламных бюджетах лимоны и ярды. А еще, чтобы в этой путанной цепочке отчетов появились дополнительные «понимающие» звенья, без которых сложно или вообще невозможно работать.

И это даже отлично — чем больше в экономике работающих и уплачивающих налоги частиц, тем она стабильнее. А теперь в нашей экономике появилась такая глобальная штука, как ЕРИР и несколько среднеразмерных ОРД, без которых учет и маркировка рекламы невозможны.

А еще образовались мелкие агентства, которые за небольшие комиссионные берут на себя посредничество и ответственность за всю эту непонятную возню.

Короче, куча рабочих мест образовалась в стране, где экономика топчется по дну и никак не может оттолкнуться.

Неплохо, если честно. Но нашим-то блогам от этого не легче. И вообще непонятно, стоит ли эти блоги вести, вдруг сейчас за фото с бутылкой колы прилетит штраф в 500к?

За что штрафуют

  • Немаркированные рекламные публикации в рунете — то есть, не подали информацию о рекламе, подали нервные или неполные данные или не уложились с подачей в 30 дней.

За это физлицам грозит от 10 до 30к рублей, должностным (сотрудники агентства) — 30–100к,  юридическим — 200-500к.

Кандинский 2.2
Кандинский 2.2

  • Ошибки в размещении токена в ссылке
  • Неполучение токена

Физлицам — от 30-100к  рублей, должностным (сотрудники агентства) — 100-200к, юридическим — 200-500к. 

И тут возникает вопрос, кем является блогер Дзен, который облажался с подачей инфы, и штрафуют ли за это Дзен?

С блогером в целом понятно — самозанятость и физлицо — физлица. ИП, ООО и тд — юрлица.

С виной Дзена за блогера намного интереснее и точного ответа у меня нет — нет прецедентов. Поэтому, что бы вам не навешивали в качестве правды, это всего лишь домыслы, иногда обоснованные, а иногда — нет. Так что фильтруем инфу и развиваем критическое мышление — помним: прецедентов нет 😉

Кандинский 2.2
Кандинский 2.2

Могу предположить, что Дзен за блогера штрафовать не должны, так как он просто предоставляет пространство для блога и не несет абсолютной ответственности за действия блогера. 

Ну по аналогии, например, с законом об экстремизме — наказывают конкретно блогера-экстремиста, а не площадку, на которой он разместил материал. 

Тем не менее, площадка имеет за собой право лишить этого человека возможности публикаций, о чем обычно указано в правилах любой площадки. 

На этом фоне выглядит странно, что Дзен перестраховался в оферте перекладыванием штрафов с себя на физлица. (У этого дебилизма, кстати, прецедентов тоже нет).

И не связаны ли с обкаткой нового фильтра внезапные блокировки маленьких каналов? Может на них пробуют вычислять немаркированный рекламу по ссылкам? 

(Но тут тоже спорный вопрос, ведь должно прилететь и тем каналам, на которых располагалась реклама. Точнее, им и должно прилететь в первую очередь, хотя по закону, ответственность несет именно рекламодатель)

Кандинский 2.2
Кандинский 2.2

Опять же, были случаи, когда за высокий процент (!) антиугодных государству высказываний площадку таки наказывали: замедляли Твиттер, ограничили продукты Меты (признана экстремистский и ее деятельность запрещена на территории РФ). Но где Дзен и где эти гиганты… 

На мой взгляд Дзен от такого же непонимания, каким боком к нему может повернуться закон, перестраховывается и подстилает соломку со всех сторон. А лучше бы следил за маркировкой официальной рекламы на Дзене через РК — вот уж за что действительно площадке, как юрлицу может прилететь…

Короче, много букаф получилось, поэтому про ответственность и как избежать штрафов, будет отдельная статья. А вы пока делитесь этой, чтобы светом знаний освещать сумрак невежества запуганных блогеров 😃

А то самого интересного не напишу 😈