Если мы посмотрим на, допустим, голливудскую продукцию (как наиболее кассовую) в кинематографе во второй половине XX-XXI вв., то можно выделить не менее нескольких десятков кинофильмов, связанных так или иначе с греческой мифологией и ее сюжетами. Причем речь идет о таких фильмах, как "Троя" (2004 г), "Александр (2004)" или "Одиссее" реж. А. Кончаловского.
Можно вспомнить, хотя и с улыбкой, о Перси Джексоне - среднем американском мальчике, который узнает, что он вообще-то не такой, а внебрачный ребенок Посейдона - бога морей из мифов Древней Греции. Ладно - оставим чистое творчество и вспомним, что мифология об аргонавтах попала на экраны в 1963. А те же 300 спартанцев выдержали две экранизации: в 1963 и в 2006 - что бы кто не думал об этих персонажах, а ведь это уже даже не мифология, а военная история Эллады - греко-персидские войны - V в. до н.э. И, простите, о той же Чудо-женщине уже и говорить нет смысла - DC Studios также добрались до мифологии древних греков.
Ясно и без нее, что с фактического окончания того, что историография сегодня обозначает как Древняя Греция/Эллада, прошло 2 с лишним тысячи лет. Однако персонажи ее мифов стали нарицательными, как и крылатые выражения с ними связанные: олимпийское спокойствие, троянский конь, пища богов и бесконечно многое другое.
Некоторые даже шагнули в науку, благодаря чему мы можем описать комплекс Электры или тот же нарциссизм. Легко понимаем, если открывают ящик Пандоры и что за этим последует.
Произошло это не только потому, что именно мифы Эллады не затерялись в истории последующих тысячелетий, но и в силу тех особенностей, которые их выделяют среди существующих языческих концептов. Так каковы же эти особенности - они же и стали причинами того, почему забвение им не грозит.
Претензия на историчность
Любой, кто читал о богах, которые соперничают на стороне троянцев или ахейцев у Гомера, заметил, что автор абсолютно не сомневается, что все так и было на самом деле. Это не в "некотором царстве, некотором государстве..." - это четкая временная, географическая и личностная точность события. И да - описание всех, кто на чьей стороне был и какова их роль в конкретных схватках и сражениях. Сам Гомер - это рассказчик - почти свидетель, но ни в коем случае не сказочник или коллекционер преданий.
Его смысловое наполнение поэм больше походит на летописца, который имеет собственное мнение на излагаемые события, чем стороннее описание ходя вещей.
Бог с ним с Гомером - он же поэт. Но отношение к мифам, как к объективной реальности делает возможным находить их изложение также и у древнегреческих историков: Диодора, Полибия, Дионисия Галикарнасского; у географа Страбона.
Образность
Это понятие лучше всего отражает факт, что мифы эллинов (как себя и сегодня называют греки) на каждом этапе имеют совершенно конкретный образ в качестве центробежной силы: Крон или Кронас - на начальном этапе; Зевс - больше в период классики.
Эти персонажи, их действия, взаимоотношения с окружением - ближайшим и случайным - первопричина основных событий мироздания и запутанных связей внутри остальных действующих лиц. Он сам и его окружение определяют ход Троянской войны, выбирая стороны и вмешиваясь в конфликт людей.
Героика
Само по себе понятие героя - конкретной личности, которая проходит через бесконечные испытания, наживая врагов и обретая друзей, оставляя свой вклад в текущих событиях и на перспективу, - характерно для развитой мифологической концепции вообще. Мы можем найти героев египетских мифов (Осирис, Гор), в германском эпосе - Хильдебранта и т.д. Но греческие герои мифов отличны своей численностью и происхождением. Геракл - сын Зевса и Алкмены - дочери царя Микен.
С Тесеем миф вообще делает невозможное - он сын царевны Эфры и имеет двух отцов - царя и Посейдона - человека и бога. Дальше - круче: Ахиллес - внук Зевса и нимфы, и сын морской богини Фетиды и царя Пелея и т.д. Греческих героев много. И если у тех же египтян они чаще всего - боги, обычные люди - у германцев или ирландцев, то у греков - это полулюди-полубоги.
Близость к людям и земной жизни
Именно по этой причине боги у греков живут обычной жизнью: им ничего не стоит влюбиться/завести роман с обычными людьми. Главное, чтобы понравилась или понравился - отсюда герои-полулюди-полубоги. По той же причине близости к людям они принимают слишком близко к сердцу земные события. В результате чего мир божественного и мир земного имеют весьма размытую границу.
Отсюда те же самые боги обладают человеческими добродетелями и пороками. Они ссорятся, мирятся, дружат и предают, прощают и спасают. Одинаково - как своих коллег по цеху, так и простых смертных. Поэтому и образы греческой мифологии часто запечатлены в лирике, драме и комедии. И произведения Эсхила, Софокла и Аристофана мифографы берут в расчёт, как самостоятельные источники сюжетных линий мифов.
Географичность
Греческая мифология - это во многом сборник сюжетов, распространенных в рамках устного народного творчества греков, населяющих Балканы: ахейцев, ионийцев, дорийцев и т.д. Но помимо них нашли свое отражение и предания совсем не греческих племен - тех же пеласгов, фракийцев, карийцев, лидийцев, финикийцев - помимо греков расселившихся на Эгейских островах.
Сами же греки, чья культура представляла культуру городов-полисов, настроенных на перманентную колонизацию возможных территорий, смогли распространить и свою мифологию. Допустим, древнеримская мифология - ее калька: похожи сюжетные линии - только другие имена богов и названия у божеств.
Греческая мифология развивалась в рамках периода начального - доолимпийского, перейдя плавно в период олимпийский - он же - классический. Последний как раз и оказался более популяризирован в виде историй олимпийских богов. На него приходится большая часть максимально известных рассказов о героях и их приключениях. В его завершении они в большей степени становятся фоном для выражения политической мысли, этических идей, философии и морали уже рабовладельческого общества греческих городов- полисов. Но мы в дальнейшем все же рассмотрим все самое интересное с самого начала.
Читайте также:
Фараон, который верил в единого Бога
Христиане, почитающие звезды
и многое другое!