Найти тему
1001.ru

Древняя Аравия: сонм племён и идолов

Территория Ближнего Востока представляет собой колыбель древних цивилизаций и центр возникновения основных мировых религий, а Аравийский полуостров является местом расселения первых восточных племен. В этом регионе зародились великие цивилизации ханаанеев, аккадцев, арамеев, древних евреев и других народов, чья культура повлияла на дальнейшее развитие языка, письменности и прочих элементов культуры народов современного Ближнего Востока.

Арабская эпитафия Имру аль-Кайса, «сына Амра, царя всех арабов», 328 год
Арабская эпитафия Имру аль-Кайса, «сына Амра, царя всех арабов», 328 год

Несколько тысяч лет назад, ещё задолго до возникновения ислама, в далекой аравийской пустыне бурлила жизнь местных арабских племен. Аравийский полуостров представляет собой пустынную местность с достаточно жарким климатом и скудной растительностью. Трудно было поверить, что это место мог кто-то населять, но здесь вели свою жизнь кочевые племена арабов. Слово «арабы» пришло к нам из древнесемитского языка. Этот термин обозначал группу народов, кочевавших по пустыни.

Племя всегда было основной частью организации социальной жизни древних народов. Арабские племена под предводительством вождей постепенно расселялись по всей Аравии и передвигались из одного места в другое. Были и осевшие племена, которые осваивали свои собственные государства, такие как Саба, Маин, Катабан и Хадрамаут на юге полуострова, а также Пальмира и Набатея.

Сегодня основной религией почти всех арабских стран является ислам. Большинство арабов исповедуют эту религию, в каждом арабском городе расположены мечети, на городских улицах отмечаются мусульманские праздники. Глядя на современную картину, можно подумать, что ислам существовал всегда, а арабы всегда были строгими монотеистами. Однако это не так. По большей части древние арабы были язычниками, и только единицы верили в единого бога. Большинство арабов обожествляло силы природы и космоса, а у каждого племени были свои собственные боги, понимаемые как покровители, и идолы — истуканы, у многих из которых были свои храмы почитания. Как и во многих древних верованиях, у арабов был пантеон, верховным божеством которого был ал-Илах или ал-Лах (созвучно с мусульманским богом Аллахом, т.к. с арабского само слово переводится как «бог»).

Именно из-за того, что доисламские арабские племена были язычниками и отрицали идею одного бога, в современной истории эту эпоху называют термином «джахилия» (араб. невежество), подразумевая под этим скорее именно религиозное невежество. На первый взгляд может показаться, что под «джахилией» имеется в виду безграмотность. Но напротив, первые арабские племена были весьма грамотным и культурно развитым народом. Об этом как минимум свидетельствует дошедшая до нас доисламская поэзия.

Одежда арабских мужчин, IV—VI века
Одежда арабских мужчин, IV—VI века

Тут стоит отметить, что классического арабского языка, каким мы его знаем сегодня, до возникновения ислама как такового не было. У каждого племени были свои собственные диалекты, а позже язык разделился на две группы: язык северных и южных арабов. При этом письменность использовалась набатейская, а известная нам арабская вязь появится в VII в. в Коране в эпоху возникновения ислама.

В V—VI вв., когда сформировавшиеся царства начали терять свою политическую мощь и совсем исчезли, в Западной Аравии начал формироваться крупный торговый центр – город Мекка. Сегодня религиозный центр всего мусульманского мира, где находятся главные святыни ислама. Сегодня мы вспоминаем о Мекке именно в контексте мусульманской религии, однако до возникновения ислама это был центр торговли, которые располагался на перекрестке торговых путей. В древние времена Мекка со своими святынями (храм Кааба, мечеть Аль-Харам) также была центром паломничества, однако для почитания идолов. Её широкая популярность связана с серединой VI в., когда господствующее здесь племя курайшитов укрепило свой религиозный статус, заключив договоры с племенами бедуинов. Жизнь в Мекке была довольно праздной и роскошной, что совсем не вяжется с современным образом этого религиозного священного города. Именно религия стала определяющим фактором дальнейшего развития арабского мира.

В то время, как центральная Аравия развивалась как центр торговли и идолопоклонничества, в западной ее части возник ханифизм – новая форма монотеистической религии. Ханифы верили в единого бога и осуждали идолопоклонство, а также роскошный образ жизни мекканских купцов. Так, в Аравии в противопоставление языческим политеистическим верованиям начали зарождаться идеи единого бога. Это ещё не тот ислам, который нам известен, но именно ханифы оказали влияние на развитие этой идеи. С конца VI в., зарождается идея той религии, которая и по сей день оказывает большое влияние на развитие арабского мира. Позже, в начале VII в. жизнь в эту идею вдохнёт пророк Мухаммед, начавший новую главу в истории Ближнего Востока и всего мира.

Александра Лантухова
Материалы автора

___________________

При поддержке «СОЛО на клавиатуре»

Всё ещё тратите 15-20 минут на то, чтобы набрать одну страницу текста? Но зачем? Ведь можно пройти курс «СОЛО на клавиатуре», научиться печатать вслепую и делать то же самое в 3-4 раза быстрее, да ещё без лишней нагрузки на зрение!

_____________________

Другие тексты наших авторов:

  • К вопросу о насилии. В кино и вообще (Глеб Буланников)
    Прошедшей весной у меня возникли три свободных дня, и я решил слетать к своему другу Иво в Белград. Нас связывает давнее знакомство, ещё из школьных времён. Мы познакомились в группе «Любители дедукции» в соцсети «Вконтакте». Как показало время...
  • Как я учился верить (Талгат Иркагалиев)
    Ковид размахнулся из 2019-го и ударил по 2020-му году, когда стрелки часов остановились не только у меня дома, но и по всему миру. Даже не столько из-за пандемии, сколько из-за социального коллапса, ей порождённого. 2020-й стал для меня годом потерь и приобретений, поисков и находок...
  • Человек в философии всеединства В.С. Соловьева (Арсений Прошин)
    На протяжении 70-ти лет существования Советского Союза и диктата марксистско-ленинской идеологии, русская религиозная философия была предана забвению. О ней писались книги, выходили статьи, однако ее интерпретации всегда происходили через призму критики идеализма и религии...