Найти тему

Илья Остроухов: художник, который сначала во всем добивался успеха, а потом...

Оглавление

Начнем с того, что имя художника Ильи Остроухова порядком подзабыто. Хотя каждый, кто учился в советской школе или по УМК "Школа России" (это современная базовая программа начальной школы), наверняка припомнит одну картину этого живописца. Вот она:

И. Остроухов "Золотая осень" (1886 г. Государственная Третьяковская галерея). Изображение из открытых источников
И. Остроухов "Золотая осень" (1886 г. Государственная Третьяковская галерея). Изображение из открытых источников

Много поколений школьников в нашей стране пишут сочинение-описание по этой репродукции. О ней на канале есть публикация:

И знаете, что интересно? Обычно детям на уроке дают краткую биографическую справку о художнике, чтобы в начале сочинения можно было бы написать что-то вроде

"Илья Репин - великий русский художник..."

или

"Исаак Левитан - талантливый пейзажист..."

А про Илью Остроухова учителя обычно не рассказывают. И дети, соответственно, о художнике ничего не знают. И, что характерно, в учебниках и методических рекомендациях об этом человеке нет даже кратких сведений. И очень зря. Попробую исправить ситуацию.

Тем более, что побеседовать об Илье Остроухове интересно и полезно не только в связи с подготовкой к сочинению по его картине. Судьба этого человека достойна киносценария. Жаль, никто пока не догадался снять о нём фильм.

Давно не было на канале больших статей. Ну что же, любители лонг-ридов (долгого и увлекательного чтения), вот она - публикация для вдумчивого неспешного путешествия по страницам удивительной биографии.

Как Остроухов сначала оправдал надежды родителей, а потом нет

Илья Остроухов родился в семье состоятельного и успешного купца, потомственного почетного гражданина Москвы. Родители считали хорошее образование сына одним из важнейших приоритетов. Где именно учился Илья до 13 лет, информации найти не удалось, но известно, что к этому возрасту он:

  • свободно общался на 3 иностранных языках (полагаю, это были английский, французский и немецкий - учитывая, с кем он позже состоял в переписке);
  • прекрасно играл на рояле (впоследствии именно это позволило ему стать желанным гостем в обществе);
  • отличался наблюдательностью и научным складом ума.

Позже знакомые отзывались об Илье Остроухове как о чрезвычайно эрудированном человеке с широким кругом знаний. Он был интересным и остроумным собеседником.

Предполагалось, что Илья пойдет по стопам отца: первое время будет помогать ему в семейном деле, а позже создаст своё коммерческое предприятие. Судя по всему, у подростка были все задатки успешного предпринимателя. Серьёзный, вдумчивый, наблюдательный, смышленый.

13-летний Илья Остроухов был принят в Московскую Практическую академию коммерческих наук и окончил её полный курс. Обучение было дорогостоящим - 500 р. в год. С помощью вот этого любопытного калькулятора-конвертера можно определить, что расходы в 4 тыс рублей за 8 лет обучения в те времена эквиваленты примерно 5,5 млн современных рублей.

Справочно: Московская Практическая академия коммерческих наук существовала в 1806-1917 гг. Среди ее выпускников - братья Рябушинские, А. Абрикосов и другие видные предприниматели. Полный курс обучения составлял 8 лет.

Итак, в 21 год Илья Остроухов получил диплом престижной Московской Практической академии коммерческих наук. Но предпринимателем не стал. И вообще коммерческой деятельностью, как надеялись родители, не занялся.

Семейные капиталы, вложенные в обучение сына, и надежды отца на наследника пошли прахом. Но это только на первый взгляд.

Как Остроухов увлёкся природой с научной точки зрения, а потом нет

Детство Ильи Остроухова тесно связано с фамильной усадьбой - имении на живописном острове Сенеж. Он не просто любовался красотами природы, а собирал образцы флоры и фауны. Проводил многие часы в поисках интересных экспонатов, из которых составил настоящую коллекцию по всем правилам атрибуции, классификации и хранения. Его энтомологическая коллекция подарена Московскому университету.

И. Остроухов "Сиверко" ("Северный ветер") Изображение из открытых источников
И. Остроухов "Сиверко" ("Северный ветер") Изображение из открытых источников

В 19 лет была издана серьезная монография Остроухова "Об ужении рыбы". А его биологические коллекции были известны не только в России, но и за рубежом. Подросток состоял в переписке непосредственно со знаменитым немецким зоологом Альфредом Брэмом.

В 17 лет юный натуралист Илья Остроухов, учащийся Московской Практической академии коммерческих наук, познакомился с книгоиздателем Анатолием Мамонтовым. Издательство Мамонтова специализировалось на детской, познавательной и научно-популярной литературе. Видимо, это направление и сблизило юношу и семейство Мамонтовых.

Анатолий Мамонтов планировал опубликовать очерки Остроухова о птицах средней полосы России. Но вместо этого познакомил талантливого юношу со своим родным братом, Саввой.

Дочку Саввы Мамонтова, Верочку, вы точно знаете в лицо. Это "Девочка с персиками":

Илья Остроухов стал желанным гостем в легендарной усадьбе Саввы Мамонтова "Абрамцево", где частыми гостями были художники, поэты, музыканты, люди мира искусства.

Как вы уже, наверное, догадались, Илья Остроухов не стал не только предпринимателем, но и ученым-натуралистом тоже не стал.

Какие потрясающие способности! Уже в 19 лет Остроухов получил мировую известность как юный биолог. Но и этой возможностью добиться успеха не воспользовался. При этом честно доучился в академии, как того хотели родители.

Как Остроухов захотел выучиться на художника, а потом нет

В 19 лет на выставке передвижников молодой человек увидел три картины, которые навсегда перевернули его судьбу. О каждой из них на канале есть публикации:

Пейзажи Поленова произвели на Илью Остроухова ошеломляющее впечатление. К тому времени он был уже дружен с семьей Мамонтовых и вскоре стал частым гостем в усадьбе Саввы Мамонтова "Абрамцево", где сформировался круг творческих людей. Гостеприимные хозяева радушно принимали в своем доме не только Поленова, чьи картины так поразили Остроухова, но также Сурикова, Левитана, Врубеля, братьев Васнецовых и Репина.

И все эти талантливые люди искренне восхищались Остроуховым, который вечерами музицировал на рояле в большой гостиной усадьбы Мамонтовых. Его исполнение признавали профессиональным, и ничуть не льстили. Илья действительно был прекрасным пианистом, но вообще никогда не планировал становиться музыкантом.

И. Остроухов "Гортензии" (Изображение из открытых источников)
И. Остроухов "Гортензии" (Изображение из открытых источников)

Именно в тот период Илья Остроухов захотел стать художником. Он наблюдал, как работают живописцы из числа гостей Мамонтовых. Стал постоянным участником вечерних дискуссий об искусстве и творчестве. И, конечно, понял: чтобы реализовать мечту и стать художником, нужно много и упорно учиться.

Уроки живописи Остроухов начал брать весной 1880 года. Его первым учителем стал Александр Киселёв - "домашний профессор", учитель детей в семье Мамонтовых, выдающийся педагог. Правда, и его молодой Остроухов умудрился обескуражить. Юноша отверг предложенный опытным наставником план обучения, который предполагал упражнения по рисованию гипсовой натуры, изучение основ композиции, аналитический рисунок и другие занятия классической методики.

Между прочим, именно из-за неумения рисовать гипсовую натуру провалил свой первый вступительный экзамен в Академию художеств Суриков:

Но Остроухов учиться живописи и рисунку по общепринятой и проверенной временем методике наотрез отказался. Он просто взял масляные краски и снял копию с одной из картин. (Какой именно - найти информацию не удалось. Похоже, это была одна из работ гостей "Абрамцева". Вероятнее всего, какой-то из пейзажей Поленова).

Качество работы произвело такое впечатление на педагога, что он немедленно признал в Остроухове несомненный талант копииста (создателя копий). И занятия стал проводить не по известной всем методике, а в процессе копирования картин Поленова.

Ближе к лету работы Остроухова увидел И.Е. Репин и пригласил молодого человека на совместные этюды. Юноша наблюдал за работой мастера, получал от Ильи Ефимовича советы и рекомендации. В дальнейшем они продолжали дружеское и профессиональное общение. Репин признавал за Остроуховым несомненный талант.

Вдохновленный этим, молодой художник решил поступить в Академию художеств менее чем через год после начала занятий живописью. И, конечно, провалил вступительные экзамены (провал был более громким, чем у Сурикова). И решил взять реванш - поступить в школу Чистякова.

Павел Чистяков - профессор Императорской Академии художеств. В свою школу он принимал одаренных молодых людей, при условии что они исключительно трудолюбивы и несомненно одарены. Остроухов соответствовал этим требованиям. Он продержался в художественной школе неполных 2 года. И на этом его профессиональное образование в сфере искусств закончилось.

Так что учиться "на художника" в традиционном понимании Остроухов так не стал. Он настоял на собственном пути в освоении техники живописи.

Смелый ход, правда? 22-летний юноша, представитель "золотой молодежи" топнул ножкой и отказался учиться так, как это предложил опытный и известный педагог. А потом решил, что 2 лет занятий в частной художественной школе достаточно, чтобы стать художником. И ведь не ошибся!

Как Остроухов стал известным художником, а потом нет

После ухода из школы Чистякова Остроухов поселился в Абрамцево у Мамонтовых и усердно принялся за работу. Его поведение было похоже на одержимость и на какое-то время было популярной темой для шуток у обитателей и гостей усадьбы. Несмотря на легкую иронию, к работе и увлеченности Остроухова относились с уважением, его всячески поддерживали и помогали.

Вместе Виктором Васнецовым и Валентином Серовым в тот период Илья Остроухов работал над декорациями к спектаклям в домашнем театре Мамонтовых, а позже - к нескольким операм в частном театре Саввы Мамонтова.

Наконец, в 1884 году состоялся долгожданный дебют. Картина Ильи Остроухова "Речка в полдень" была представлена на периодической выставке московского общества любителей художеств.

И. Остроухов "Речка в полдень" (Изображение из открытых источников)
И. Остроухов "Речка в полдень" (Изображение из открытых источников)

Через 1,5 года две работы Остроухова были включены в экспозицию XIV выставки передвижников - "Первый снег" и "Ранняя весна". Второй из этих картин сам художник оказался крайне недоволен и впоследствии доработал ее. Окончательный вариант можно увидеть сейчас в одном из залов Ярославского музея:

И. Остроухов "Ранняя весна" (Изображение из открытых источников)
И. Остроухов "Ранняя весна" (Изображение из открытых источников)

Художник без академического образования, освоивший технику живописи странным способом произвёл настоящий фурор! О нем стали писать в газетах, за его творчеством стали следить критики и любители живописи.

И. Остроухов "Последний снег" (Изображение из открытых источников)
И. Остроухов "Последний снег" (Изображение из открытых источников)

Картины "Золотая осень" и "Первая зелень" сразу же после окончания выставок, на которых они были представлены, выкупил Павел Третьяков для своей галереи. Кстати, "Первая зелень" была написана Остроуховым после его продолжительной поездки вместе с группой русских художников в Италию, где они изучали работы старых мастеров.

И. Остроухов "Первая зелень" (Изображение из открытых источников)
И. Остроухов "Первая зелень" (Изображение из открытых источников)

Разумеется, приобретение картин самим Третьяковым - своеобразный знак качества и символ признания. Казалось бы, Остроухов состоялся как художник и добился успеха. Но на этом его интерес к собственному творчеству стал угасать. Знакомство с Третьяковым показало путь к новому увлечению - коллекционированию предметов искусства.

Как вам такой поворот? На пике успеха внезапно понять, что быть художником уже не так увлекательно и почти забросить творчество? Да, это про Остроухова.

Как Остроухов стал коллекционером и галерейщиком, а потом... ну, вы догадались

После 1895 года новые картины Остроухова практически перестали появляться на выставках. Новое увлечение - коллекционирование - стало отнимать почти всё его время. Здесь пригодился юношеский опыт вдумчивого и внимательного отбора экспонатов для энтомологической коллекции.

С. Малютин. Потрет Ильи Семёновича Остроухова (Изображение из открыты источников)
С. Малютин. Потрет Ильи Семёновича Остроухова (Изображение из открыты источников)

По признаниям современников, коллекция живописи, которую собрал Остроухов, была уникальной. Он не приобретал какие-то отдельные выдающиеся полотна, а скупал целые серии работ какого-либо художника, причем необязательно признанного и прославленного. Ему просто нравилось собирать живопись ради живописи и видеть на картинах творческую биографию автора.

После смерти Павла Третьякова Илья Остроухов был избран членом Попечительского совета Третьяковской галереи. С 1899 по 1903 год он фактически руководил вопросами приобретения новых экспонатов для Третьяковки. Его траты были признаны избыточными, из-за чего Остроухова отстранили от должности. Но в 1905 году Илью Семёновича снова избрали главой Попечительского совета Третьяковской галереи. В 1906 года он стал действительным членом Академии художеств.

16 января 1913 года произошла трагедия. Душевнобольной посетитель Третьяковской галереи изрезал картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван".

Журнал Искры № 3, Воскресенье, 20 января 1913 г. (Изображение из открытых источников)
Журнал Искры № 3, Воскресенье, 20 января 1913 г. (Изображение из открытых источников)

После этого происшествия началась скрытая травля Остроухова. Он подал в отставку, должность передали Игорю Грабарю.

Немного о том, что эта картина имеет дурную славу можно прочитать здесь:

В общем, карьера в Третьяковской галерее закончилась, увы, бесславно.

Как у Остроухова сначала был собственный музей, а потом...

К началу ХХ века Остроухов приобрел репутацию выдающегося искусствоведа, эксперта, мастера атрибуции картин. Не забывал он и о пополнении собственной коллекции. С 1902 года основной интерес заключался в приобретении старинных икон.

Именно благодаря усилиям Остроухова был завершен спор о том, является ли иконопись живописью. Кроме картин, в коллекцию входили раритетные книжные издания (более 2000 томов). Всё собрание было представлено в частном общедоступном музее. Вот это здание, узнаёте? (Если нет - не беда. По ссылкам в начале статьи можно перейти на публикации о картинах Поленова, там про этот дом есть подробных рассказ с картами и фото).

Дом И.С. Остроухова (дом Баумгартен) в Трубниковском переулке, Москва. Изображение из открытых источников.
Дом И.С. Остроухова (дом Баумгартен) в Трубниковском переулке, Москва. Изображение из открытых источников.

Именно этот дом можно разглядеть на картинах Поленова "Бабушкин сад" и "Московский дворик", которые в юности так восхитили Остроухова. Он при первой же возможности купил этот особняк.

И.С. Остроухов в собственном музее. Изображение из открытых источников
И.С. Остроухов в собственном музее. Изображение из открытых источников

В 1918 году музей был национализирован, И.С. Остроухов стал пожизненным хранителем собранной им коллекции, а дом Остроухова стал называться «Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова». В марте 1929 года 70-летний Илья Остроухов, больной и почти ослепший, был лишен избирательных прав. Через 4 месяца он скончался.

Илья Остроухов с супругой Надеждой. Изображение из открытых источников
Илья Остроухов с супругой Надеждой. Изображение из открытых источников

За его вдовой, Надеждой Петровной Остроуховой-Боткиной не признали права пользования домом-музеем. А ведь она - дочь чайного магната, когда-то баснословно богатая наследница. Однако, последние месяцы своей жизни эта женщина провела в подвале одного из московских домов.

Через месяц после смерти Ильи Семёновича музей ликвидировали. Экспонаты его коллекции были отправлены в основном в Третьяковскую галерею и Русский музей.

С 1979 года в этом здании находится Выставочный зал Государственного музея истории литературы им. В.Даля. Сейчас там проводятся временные выставки, работает лекторий и литературный клуб, проводятся интересные интерактивные программы для школьников. Во времена, когда здесь жили прежние хозяева, дети были редкими гостями дома - Остроуховы умерли бездетными.

А память об Илье Остроухове - в основном, репродукция "Золотой осени" в школьном учебнике...

Спасибо, что дочитали статью до конца! Рассказ получился длинным, но, надеюсь, интересным и полезным для размышлений.

Еще одна история о художнике, который добился ошеломительного успеха и исчез при невыясненных обстоятельствах: