Начнем с того, что имя художника Ильи Остроухова порядком подзабыто. Хотя каждый, кто учился в советской школе или по УМК "Школа России" (это современная базовая программа начальной школы), наверняка припомнит одну картину этого живописца. Вот она:
Много поколений школьников в нашей стране пишут сочинение-описание по этой репродукции. О ней на канале есть публикация:
И знаете, что интересно? Обычно детям на уроке дают краткую биографическую справку о художнике, чтобы в начале сочинения можно было бы написать что-то вроде
"Илья Репин - великий русский художник..."
или
"Исаак Левитан - талантливый пейзажист..."
А про Илью Остроухова учителя обычно не рассказывают. И дети, соответственно, о художнике ничего не знают. И, что характерно, в учебниках и методических рекомендациях об этом человеке нет даже кратких сведений. И очень зря. Попробую исправить ситуацию.
Тем более, что побеседовать об Илье Остроухове интересно и полезно не только в связи с подготовкой к сочинению по его картине. Судьба этого человека достойна киносценария. Жаль, никто пока не догадался снять о нём фильм.
Давно не было на канале больших статей. Ну что же, любители лонг-ридов (долгого и увлекательного чтения), вот она - публикация для вдумчивого неспешного путешествия по страницам удивительной биографии.
Как Остроухов сначала оправдал надежды родителей, а потом нет
Илья Остроухов родился в семье состоятельного и успешного купца, потомственного почетного гражданина Москвы. Родители считали хорошее образование сына одним из важнейших приоритетов. Где именно учился Илья до 13 лет, информации найти не удалось, но известно, что к этому возрасту он:
- свободно общался на 3 иностранных языках (полагаю, это были английский, французский и немецкий - учитывая, с кем он позже состоял в переписке);
- прекрасно играл на рояле (впоследствии именно это позволило ему стать желанным гостем в обществе);
- отличался наблюдательностью и научным складом ума.
Позже знакомые отзывались об Илье Остроухове как о чрезвычайно эрудированном человеке с широким кругом знаний. Он был интересным и остроумным собеседником.
Предполагалось, что Илья пойдет по стопам отца: первое время будет помогать ему в семейном деле, а позже создаст своё коммерческое предприятие. Судя по всему, у подростка были все задатки успешного предпринимателя. Серьёзный, вдумчивый, наблюдательный, смышленый.
13-летний Илья Остроухов был принят в Московскую Практическую академию коммерческих наук и окончил её полный курс. Обучение было дорогостоящим - 500 р. в год. С помощью вот этого любопытного калькулятора-конвертера можно определить, что расходы в 4 тыс рублей за 8 лет обучения в те времена эквиваленты примерно 5,5 млн современных рублей.
Справочно: Московская Практическая академия коммерческих наук существовала в 1806-1917 гг. Среди ее выпускников - братья Рябушинские, А. Абрикосов и другие видные предприниматели. Полный курс обучения составлял 8 лет.
Итак, в 21 год Илья Остроухов получил диплом престижной Московской Практической академии коммерческих наук. Но предпринимателем не стал. И вообще коммерческой деятельностью, как надеялись родители, не занялся.
Семейные капиталы, вложенные в обучение сына, и надежды отца на наследника пошли прахом. Но это только на первый взгляд.
Как Остроухов увлёкся природой с научной точки зрения, а потом нет
Детство Ильи Остроухова тесно связано с фамильной усадьбой - имении на живописном острове Сенеж. Он не просто любовался красотами природы, а собирал образцы флоры и фауны. Проводил многие часы в поисках интересных экспонатов, из которых составил настоящую коллекцию по всем правилам атрибуции, классификации и хранения. Его энтомологическая коллекция подарена Московскому университету.
В 19 лет была издана серьезная монография Остроухова "Об ужении рыбы". А его биологические коллекции были известны не только в России, но и за рубежом. Подросток состоял в переписке непосредственно со знаменитым немецким зоологом Альфредом Брэмом.
В 17 лет юный натуралист Илья Остроухов, учащийся Московской Практической академии коммерческих наук, познакомился с книгоиздателем Анатолием Мамонтовым. Издательство Мамонтова специализировалось на детской, познавательной и научно-популярной литературе. Видимо, это направление и сблизило юношу и семейство Мамонтовых.
Анатолий Мамонтов планировал опубликовать очерки Остроухова о птицах средней полосы России. Но вместо этого познакомил талантливого юношу со своим родным братом, Саввой.
Дочку Саввы Мамонтова, Верочку, вы точно знаете в лицо. Это "Девочка с персиками":
Илья Остроухов стал желанным гостем в легендарной усадьбе Саввы Мамонтова "Абрамцево", где частыми гостями были художники, поэты, музыканты, люди мира искусства.
Как вы уже, наверное, догадались, Илья Остроухов не стал не только предпринимателем, но и ученым-натуралистом тоже не стал.
Какие потрясающие способности! Уже в 19 лет Остроухов получил мировую известность как юный биолог. Но и этой возможностью добиться успеха не воспользовался. При этом честно доучился в академии, как того хотели родители.
Как Остроухов захотел выучиться на художника, а потом нет
В 19 лет на выставке передвижников молодой человек увидел три картины, которые навсегда перевернули его судьбу. О каждой из них на канале есть публикации:
Пейзажи Поленова произвели на Илью Остроухова ошеломляющее впечатление. К тому времени он был уже дружен с семьей Мамонтовых и вскоре стал частым гостем в усадьбе Саввы Мамонтова "Абрамцево", где сформировался круг творческих людей. Гостеприимные хозяева радушно принимали в своем доме не только Поленова, чьи картины так поразили Остроухова, но также Сурикова, Левитана, Врубеля, братьев Васнецовых и Репина.
И все эти талантливые люди искренне восхищались Остроуховым, который вечерами музицировал на рояле в большой гостиной усадьбы Мамонтовых. Его исполнение признавали профессиональным, и ничуть не льстили. Илья действительно был прекрасным пианистом, но вообще никогда не планировал становиться музыкантом.
Именно в тот период Илья Остроухов захотел стать художником. Он наблюдал, как работают живописцы из числа гостей Мамонтовых. Стал постоянным участником вечерних дискуссий об искусстве и творчестве. И, конечно, понял: чтобы реализовать мечту и стать художником, нужно много и упорно учиться.
Уроки живописи Остроухов начал брать весной 1880 года. Его первым учителем стал Александр Киселёв - "домашний профессор", учитель детей в семье Мамонтовых, выдающийся педагог. Правда, и его молодой Остроухов умудрился обескуражить. Юноша отверг предложенный опытным наставником план обучения, который предполагал упражнения по рисованию гипсовой натуры, изучение основ композиции, аналитический рисунок и другие занятия классической методики.
Между прочим, именно из-за неумения рисовать гипсовую натуру провалил свой первый вступительный экзамен в Академию художеств Суриков:
Но Остроухов учиться живописи и рисунку по общепринятой и проверенной временем методике наотрез отказался. Он просто взял масляные краски и снял копию с одной из картин. (Какой именно - найти информацию не удалось. Похоже, это была одна из работ гостей "Абрамцева". Вероятнее всего, какой-то из пейзажей Поленова).
Качество работы произвело такое впечатление на педагога, что он немедленно признал в Остроухове несомненный талант копииста (создателя копий). И занятия стал проводить не по известной всем методике, а в процессе копирования картин Поленова.
Ближе к лету работы Остроухова увидел И.Е. Репин и пригласил молодого человека на совместные этюды. Юноша наблюдал за работой мастера, получал от Ильи Ефимовича советы и рекомендации. В дальнейшем они продолжали дружеское и профессиональное общение. Репин признавал за Остроуховым несомненный талант.
Вдохновленный этим, молодой художник решил поступить в Академию художеств менее чем через год после начала занятий живописью. И, конечно, провалил вступительные экзамены (провал был более громким, чем у Сурикова). И решил взять реванш - поступить в школу Чистякова.
Павел Чистяков - профессор Императорской Академии художеств. В свою школу он принимал одаренных молодых людей, при условии что они исключительно трудолюбивы и несомненно одарены. Остроухов соответствовал этим требованиям. Он продержался в художественной школе неполных 2 года. И на этом его профессиональное образование в сфере искусств закончилось.
Так что учиться "на художника" в традиционном понимании Остроухов так не стал. Он настоял на собственном пути в освоении техники живописи.
Смелый ход, правда? 22-летний юноша, представитель "золотой молодежи" топнул ножкой и отказался учиться так, как это предложил опытный и известный педагог. А потом решил, что 2 лет занятий в частной художественной школе достаточно, чтобы стать художником. И ведь не ошибся!
Как Остроухов стал известным художником, а потом нет
После ухода из школы Чистякова Остроухов поселился в Абрамцево у Мамонтовых и усердно принялся за работу. Его поведение было похоже на одержимость и на какое-то время было популярной темой для шуток у обитателей и гостей усадьбы. Несмотря на легкую иронию, к работе и увлеченности Остроухова относились с уважением, его всячески поддерживали и помогали.
Вместе Виктором Васнецовым и Валентином Серовым в тот период Илья Остроухов работал над декорациями к спектаклям в домашнем театре Мамонтовых, а позже - к нескольким операм в частном театре Саввы Мамонтова.
Наконец, в 1884 году состоялся долгожданный дебют. Картина Ильи Остроухова "Речка в полдень" была представлена на периодической выставке московского общества любителей художеств.
Через 1,5 года две работы Остроухова были включены в экспозицию XIV выставки передвижников - "Первый снег" и "Ранняя весна". Второй из этих картин сам художник оказался крайне недоволен и впоследствии доработал ее. Окончательный вариант можно увидеть сейчас в одном из залов Ярославского музея:
Художник без академического образования, освоивший технику живописи странным способом произвёл настоящий фурор! О нем стали писать в газетах, за его творчеством стали следить критики и любители живописи.
Картины "Золотая осень" и "Первая зелень" сразу же после окончания выставок, на которых они были представлены, выкупил Павел Третьяков для своей галереи. Кстати, "Первая зелень" была написана Остроуховым после его продолжительной поездки вместе с группой русских художников в Италию, где они изучали работы старых мастеров.
Разумеется, приобретение картин самим Третьяковым - своеобразный знак качества и символ признания. Казалось бы, Остроухов состоялся как художник и добился успеха. Но на этом его интерес к собственному творчеству стал угасать. Знакомство с Третьяковым показало путь к новому увлечению - коллекционированию предметов искусства.
Как вам такой поворот? На пике успеха внезапно понять, что быть художником уже не так увлекательно и почти забросить творчество? Да, это про Остроухова.
Как Остроухов стал коллекционером и галерейщиком, а потом... ну, вы догадались
После 1895 года новые картины Остроухова практически перестали появляться на выставках. Новое увлечение - коллекционирование - стало отнимать почти всё его время. Здесь пригодился юношеский опыт вдумчивого и внимательного отбора экспонатов для энтомологической коллекции.
По признаниям современников, коллекция живописи, которую собрал Остроухов, была уникальной. Он не приобретал какие-то отдельные выдающиеся полотна, а скупал целые серии работ какого-либо художника, причем необязательно признанного и прославленного. Ему просто нравилось собирать живопись ради живописи и видеть на картинах творческую биографию автора.
После смерти Павла Третьякова Илья Остроухов был избран членом Попечительского совета Третьяковской галереи. С 1899 по 1903 год он фактически руководил вопросами приобретения новых экспонатов для Третьяковки. Его траты были признаны избыточными, из-за чего Остроухова отстранили от должности. Но в 1905 году Илью Семёновича снова избрали главой Попечительского совета Третьяковской галереи. В 1906 года он стал действительным членом Академии художеств.
16 января 1913 года произошла трагедия. Душевнобольной посетитель Третьяковской галереи изрезал картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван".
После этого происшествия началась скрытая травля Остроухова. Он подал в отставку, должность передали Игорю Грабарю.
Немного о том, что эта картина имеет дурную славу можно прочитать здесь:
В общем, карьера в Третьяковской галерее закончилась, увы, бесславно.
Как у Остроухова сначала был собственный музей, а потом...
К началу ХХ века Остроухов приобрел репутацию выдающегося искусствоведа, эксперта, мастера атрибуции картин. Не забывал он и о пополнении собственной коллекции. С 1902 года основной интерес заключался в приобретении старинных икон.
Именно благодаря усилиям Остроухова был завершен спор о том, является ли иконопись живописью. Кроме картин, в коллекцию входили раритетные книжные издания (более 2000 томов). Всё собрание было представлено в частном общедоступном музее. Вот это здание, узнаёте? (Если нет - не беда. По ссылкам в начале статьи можно перейти на публикации о картинах Поленова, там про этот дом есть подробных рассказ с картами и фото).
Именно этот дом можно разглядеть на картинах Поленова "Бабушкин сад" и "Московский дворик", которые в юности так восхитили Остроухова. Он при первой же возможности купил этот особняк.
В 1918 году музей был национализирован, И.С. Остроухов стал пожизненным хранителем собранной им коллекции, а дом Остроухова стал называться «Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова». В марте 1929 года 70-летний Илья Остроухов, больной и почти ослепший, был лишен избирательных прав. Через 4 месяца он скончался.
За его вдовой, Надеждой Петровной Остроуховой-Боткиной не признали права пользования домом-музеем. А ведь она - дочь чайного магната, когда-то баснословно богатая наследница. Однако, последние месяцы своей жизни эта женщина провела в подвале одного из московских домов.
Через месяц после смерти Ильи Семёновича музей ликвидировали. Экспонаты его коллекции были отправлены в основном в Третьяковскую галерею и Русский музей.
С 1979 года в этом здании находится Выставочный зал Государственного музея истории литературы им. В.Даля. Сейчас там проводятся временные выставки, работает лекторий и литературный клуб, проводятся интересные интерактивные программы для школьников. Во времена, когда здесь жили прежние хозяева, дети были редкими гостями дома - Остроуховы умерли бездетными.
А память об Илье Остроухове - в основном, репродукция "Золотой осени" в школьном учебнике...
Спасибо, что дочитали статью до конца! Рассказ получился длинным, но, надеюсь, интересным и полезным для размышлений.
Еще одна история о художнике, который добился ошеломительного успеха и исчез при невыясненных обстоятельствах: