Найти в Дзене
Notre-Dame de Lily

Иоанн Креста

"Христос Святого Иоанна Креста". Может опечатка - и Иоанна Крестителя?

Вовсе нет: Иоанн Креста - католический святой, реформатор ордена Кармелитов, глава Контрреформации в Испании.

Иоанн Креста особенно известен своими литературными произведениями. Его поэзия и исследования о развитии души считаются одними из величайших произведений испанской литературы.

Фундаментальный принцип богословия св. Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек — ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного соединения с Богом, в чём и состоит святость, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела.

Совместно с Терезой Авильской они стремились восстановить чистоту ордена кармелитов. Предполагался более простой и грубый образ жизни для монахов, длительный пост, уединение и чтение.

Где-то между 1574 и 1577 годами, во время молитвы, Иоанну было видение распятого Христа, которое привело его к созданию рисунка распятого Христа «сверху». Этот рисунок вдохновил Сальвадора Дали на работу «Христос Святого Иоанна Креста».

"Христос Иоанна Креста", Сальвадор Дали, 1550-1552 гг. Холст, масло. Кельвингроу, Глазго, Шотландия.
"Христос Иоанна Креста", Сальвадор Дали, 1550-1552 гг. Холст, масло. Кельвингроу, Глазго, Шотландия.

Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы.

Мы видим Распятие сверху, как бы глазами Бога. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром.

Треугольник, который образуют руки и голова Христа на картине, традиционно считается аллюзией к образу Святой Троицы. Он стрелой направлен сверху вниз, что олицетворяет жертву, направленную от Бога к человечеству.

Получив второе видение, Дали изменил первоначальный замысел отказаться от традиционных атрибутов распятия - венца и ран. Он решил показать «метафизическую красоту Христа», показать величие жертвы Спасителя не ужасом его ран, как другие художники, а его красотой.

В 1577 году группа кармелитов, выступавших против реформы, ворвалась в жилище Иоанна и взяла его в плен. Иоанн получил приказ руководства ордена, выступившего против реформы, покинуть Авилу и вернуться в свой прежний монастырь. Иоанн отказался на том основании, что его реформаторская работа была одобрена папским нунцием в Испании.

Кармелиты взяли Иоанна в плен. Его забрали из Авилы в монастырь кармелитов в Толедо - в то время главный монастырь ордена в Кастилии, с общиной из 40 монахов.

Иоанн предстал перед судом монахов и был приговорен к тюремному заключению. Восемь месяцев спустя ему удалось бежать, а после возобновить свою деятельность.

"Вид Толедо", Эль Греко, 1596-1600 гг. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
"Вид Толедо", Эль Греко, 1596-1600 гг. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Пейзаж Толедо, созданный крупнейшим мастером испанского Ренессанса, Эль Греко, в 1596-1600 годах, изображает монастырь, в котором был пленником Иоанн, прямо под старым Толедским замком.