Когда ребёнок рождается, он попадает в среду, которая уже сформировалась: мама и папа умеют ходить, сидеть, бегать, разговаривать, одеваться, самостоятельно есть и обслуживать свои потребности.
Перенимая навыки взрослых, которые необходимы для жизни, ребёнок развивается.
Условно, мы можем обозначить внутренний посыл взрослых так: «делай как я, и ты будешь всё правильно делать».
Воспитывая детей взрослые передают знания через повторение действий.
Даже если значимый взрослый не стремится «передать» свои поступки в качестве примера, он тем не менее, делает именно это.
В моей практике есть различные кейсы, когда уже «взрослые дети» обнаруживают у себя модели поведения родителей, которые не перенимали осознанно. Это может быть взгляд, речевые обороты, походка, мимика, тембр речи, выбор стиля в одежде, реакции на происходящее и многое, многое другое.
Модель повторения закладывается в первый год жизни. Большую часть действий, особенно после шести месяцев ребёнок повторяет интуитивно.
Этот способ развития сопровождает нас с самого детства. Он является куда более устойчивым, чем мы можем это представить.
И именно умение быстро адаптироваться и повторять действия значимых взрослых или референтной (значимой) группы и играет в дальнейшем ключевую роль в развитии личности. Или же в её регрессе.
Во взрослой жизни происходит всё то же самое: окружая себя более развитыми людьми мы стремимся научиться делать то, что умеют они.
Если посмотреть на пословицу «Повторение – мать учения» с другой стороны, то можно допустить, что в ней заложена ещё одна мысль - повторяя за другими мы учимся новому.
Мы реализуем те программы, которые приобрели в детстве и юношестве.
Что в общем-то, сопровождает нас всю жизнь и в семье, и в дружбе, и в отношениях с другими, и по отношению к деньгам и карьере.
Именно поэтому «плохая компания» учит деградировать, а «успешные люди» способствуют личному развитию.
💭Похоже пришло время оглядеться по сторонам…
С моделью научения через повторение всё понятно, она с нами с самого рождения и до конца жизни. Но есть ещё один значимый фактор в развитии каждого человека.
Обучаясь через окружение нам важно не только слепо перенимать опыт, но и научиться самовыражаться, проявляться, а главное - уметь самостоятельно анализировать и принимать верные для себя решения.
Присваивая общественные нормы и принципы мы должны осуществить переход от внешнего к внутреннему и найти точки опоры внутри себя.
Но как мы видим в исследованиях, очень и очень немногие доходят до этой стадии развития:
✾ До 10 лет ребёнок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными от взрослых. Далее он размышляет о той пользе, которую может извлечь и начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка.
✾ До 13 лет ребёнок начинает размышлять о том, получит ли его поступок одобрение других людей или нет. Далее суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.
✾ С 13 лет оправдание поступка основывается на уважении прав человека. Далее, поступок расценивается как правильный, если он продиктован совестью.
Вышеупомянутые исследования показывают, что всего 10% людей доходят в своём развитии до принятия решений, основываясь на внутренних убеждениях. Остальные 90% людей делают выводы о поступках опираясь на общественное мнение.
Мы настолько привыкаем повторять модели поведения других, что будучи взрослыми не утруждаем себя выстраивать собственные логические суждения. Намного легче, проще и быстрей опираться на мнение других людей, чтобы сделать выводы и мчаться дальше, по своим делам.
И в этом процессе мы становимся уязвимыми и зависимыми.
Даже если вокруг нас успешные люди, тем не менее, мы должны всегда перепроверять, совпадает ли личное мнение с мыслями окружающих.
Окончательное решения нужно принимать только после того, как вы самостоятельно и детально всё обдумали.