Найти в Дзене

Как с Владимиром Высоцким в Театре на Таганке кефир пил. Правдивая история

На спектакль "Гамлет" с Владимиром Высоцким попасть в Театр на Таганке было практически невозможно. Тут только чудо в помощь. А мы были нахальными студентами, вот судьба и решила помочь. Пришли в кассы с утра. В очереди сразу предупредили, что шансов ноль. Но почему-то назад не повернули. Тогда не знал, что не просто увижу "Гамлета", но и пересекусь в театре с самим Владимиром Семеновичем. И еще много чего интересного увижу. И вот стою с друзьями в мертвой очереди. И тут к нам подходит ангел. И был ангел в рабочей робе. И несло от ангела перегаром. И говорит он... Но на секунду отвлекусь. В середине семидесятых Союз был театральной империей. В Москве тогда служили десятки гениальных актеров. Ульянов, Лановой, Смоктуновский, Яковлев - устанешь перечислять. Но в первой десятке был и Владимир Высоцкий. Тогда пребывал в столице на студенческой практике. Это всего семь месяцев, за которые надо было успеть посетить все самые интересные театры и рестораны первопрестольной. В некоторые театры
Высоцкий.  Гамлет
Высоцкий. Гамлет

На спектакль "Гамлет" с Владимиром Высоцким попасть в Театр на Таганке было практически невозможно. Тут только чудо в помощь. А мы были нахальными студентами, вот судьба и решила помочь.

Пришли в кассы с утра. В очереди сразу предупредили, что шансов ноль. Но почему-то назад не повернули. Тогда не знал, что не просто увижу "Гамлета", но и пересекусь в театре с самим Владимиром Семеновичем. И еще много чего интересного увижу.

И вот стою с друзьями в мертвой очереди. И тут к нам подходит ангел. И был ангел в рабочей робе. И несло от ангела перегаром. И говорит он...

Но на секунду отвлекусь.

В середине семидесятых Союз был театральной империей. В Москве тогда служили десятки гениальных актеров. Ульянов, Лановой, Смоктуновский, Яковлев - устанешь перечислять. Но в первой десятке был и Владимир Высоцкий.

Тогда пребывал в столице на студенческой практике. Это всего семь месяцев, за которые надо было успеть посетить все самые интересные театры и рестораны первопрестольной. В некоторые театры попасть так и не удалось. Зато театралами стали записными.

Особо любили Драматический театр Станиславского, что на Тверской (тогда улица Горького). Там и билеты всегда имелись, и великолепно играли два нам абсолютно неизвестных актера. Фамилии их были Бочкарев и Виторган. По тем временам мы их считали актерами средней руки. И еще. В буфетах некоторых театров было даже настоящее чешское пиво! Были времена.

Но вернусь на Таганку.

Ангел оказался рабочим сцены. Он искал трех парней в помощь своей бригаде. А тут мы, студенты. Отработать смену, а за это попасть на вечерний спектакль? Да не вопрос!

И все получилось. Даже больше. И "Гамлета" посмотрел. И с Высоцким пересекся.

Начну с впечатления от спектакля. Кто-то удивится, но восторга не испытал. Тогда каноном Гамлета была работа Смоктуновского в гениальном фильме.

Интеллигент и Средневековье. Так трактовал конфликт Смоктуновский. Рефлексия против мещанства. Дух против пошлости. Быть или не быть?

Это была трактовка интеллектуала.

А Высоцкий приземлял противоречие до конфликта экзистенциального. Почти бытийного. Он играл сплошное Быть.

Это сейчас я понимаю, что такая трактовка имела право на жизнь. Что надо смотреть шире. Что в определенных исторических условиях экзистенциальный аспект и должен выходить на первый план.

Но в молодости хочется простых суждений и решений. Чтобы раз! И мир прост и понятен. И вселенная счастлива.

В перерыве установок декораций я и очутился в служебном буфете, причем сидел за соседним столом от Высоцкого. Владимир Семенович подсел к Нине Сайко, игравшую в тот вечер Офелию.

Удивительное было ощущение от самого присутствия Высоцкого. Будто наблюдаешь мощное стихийное природное явление. В дальнейшие годы жизнь меня пересекала со многими замечательными людьми, но подобное ощущение повторилось лишь однажды. Случилось это при знакомстве с генералом Лебедем.

Все продолжалось считанные минуты, а потом в буфет заглянул наш бригадир и позвал работать. Быстро допили кефир. И вперед!

Кстати, бригадир был личностью характерной. Прост и угловат во всем. Универсальный сержант. Будто его вырезали из фанеры. Среди театральных декораций он выглядел лучшей декорацией.

Притащили мы на сцену могилу Йорика. Этакий здоровенный ящик с землей. На земле, как положено, череп.

Бригадир подошел с бутылкой кефира, отставил ее в сторону. Взял череп. Подумал. И изрек:

- Ну что, Йорик? Мать твою так!

Это было эпично.

Но смеялись мы в сторону. И осторожно.

В следующий раз в Театр на Таганке я попал через сорок лет.

Позвонил на домашний Николай Губенко, непонятно каким образом получивший мой номер, и пригласил на свой спектакль "Концерт по случаю конца света".

Творчество Николая Губенко многие ценят за мощную роль в фильме "Директор" и фильм с чеховской интонацией "Из жизни отдыхающих".

Взял букет роз, зная, кто будет меня встречать, и отправился знакомым маршрутом. Так выходило, что и во второй раз в этот театр я попал без билета. Зайцем. Видно, судьба.

А встретила меня в театре и провела на спектакль жена Николая Губенко - Жанна Болотова.

Но это уже совсем другая правдивая история.