Найти тему
Магия древних славян

Мистическая Космология Славян

В славянской традиции существует загадочная модель мира, пронизанная мифологическими и эзотерическими элементами. Эта мифопоэтическая система представлений о мире раскрывает нам взаимосвязь основных пространственных и временных координат, описывая мир дохристианской славянской традиции, фольклор и христианскую книжную традицию. Однако, в аутентичном виде дохристианская славянская модель мира осталась недоступной для нашего понимания, и мы можем лишь реконструировать ее на основе различных источников.

В славянской фольклорной представлении земля держится на могучих существах, будь то животные или рыбы. Некоторые верят, что она укреплена на трех китах, которые плывут в океане, а дно океана опирается на железный столп. И этот столп, в свою очередь, стоит на неугасимом огне, который можно сравнить с адом и прочими мистическими сущностями. Землетрясения, по верованиям, возникают из-за движения одного из китов или рыбы, на которых держится земля. В одном из мифов, записанных Афанасьевым, мир держится на семи китах, но потом трое из них ушли, а еще один умер, так что осталось всего три кита, что и объясняет нестабильность мира. Этот мотив также схож с мифами в других культурах, где падение одного из "столпов мира" может вызвать катастрофу. Такое распределение китов (3 + 1 + 3) может свидетельствовать о множественности миров - три были до нашего и три будут после нашего. Этот аналогичный мотив можно найти у индейцев хопи или в учении о пяти мирах у бамбара. Чтобы предотвратить разрушение мира, его обвивает Змей, что символизирует постоянную угрозу со стороны одного из творцов. Аналогичный мотив присутствует и в скандинавской мифологии, где появляется мировой змей Ёрмунганд.

-2

Купол мира в славянской традиции сотворен из камня, иногда из кремния. Это объясняет возникновение молнии, ведь камень является символом застывшего времени. Небесная твердь сравнивается с каменным сводом, состоящим из трех, семи, девяти сводов и т.д., или же с глиняным сосудом, крышкой и другими предметами. В некоторых преданиях говорится, что небо изначально находилось низко над землей, но было оттолкнуто косцом или пахарем, осквернителями божьего дара - хлеба.

У славянская вера включает в себя также представления о загробном мире и путешествии душ умерших. Согласно верованиям, души умерших путешествуют в загробный мир по мосту, который по ночам является Млечным Путем, а днем - радугой. В материалах Марии Гладышовой Млечный Путь называется "Путем Души" или "Путем Войска", и говорится, что он усыпан звездной пылью. Еще одной осью мира, связывающей различные миры, является Родовое дерево, которое имеет глубокую связь с предками. Считалось, что имя умершего также является его личностью и существует, пока кто-то его помнит. Когда имя забывается, душа присоединяется к безымянной группе душ. Души, находящиеся в загробном мире, могут вернуться на землю при лучах солнца.

В славянской традиции мировые деревья могли также представлять собой мировые горы. Горы всегда считались магическими местами, где возведены храмы и проводятся обряды. Особенно почитались такие горы, как Сьленжа, Тумский холм, Киевский холм или Лыса Гура. Черногорцы называли гору Дурмитор "Голубым столпом", а словаки считали святой горой Кривань. В древнерусской культуре говорили, что "из воды первой показалась высокая гора Триглав".

В русском духовном стихе "Стих о Голубиной книге" описана фольклорная космография, которая раскрывает сакральные элементы вселенной и ее устройства. В этом стихе Иерусалим представлен как "пуп земли", а главный храм - храм Воскресения Христа, возведенный на Голгофе. "Белый царь" символизирует высшую власть, а "Святая Русь" - все земли, которые являются матерью. Фаворская гора (Сионская гора) считается матерью всех гор, а кипарис - матерью всех деревьев, так как из него был вырезан крест, на котором распят Христос. Адамова голова является матерью всех голов. В стихе также упоминаются море, озеро, река, рыба, птица, зверь, камень, трава. Камень Алатырь считается отцом всех камней, а плакун-трава, выросшая из слез Богородицы, - матерью всех трав. Океан считается отцом всех морей, а кит-рыба - матерью всех рыб (ведь земля держится на трех или семи китах). Индрик (единорог) - отец всех зверей и так далее.

Эта загадочная мифологическая модель мира славян пронизана тайнами и символами, которые глубоко влияли на культуру и верования народа. Верования в связь с миром животных, силой природы и загробным миром отражают богатство славянской эзотерической традиции. Познание этой модели мира открывает нам двери в мир мистики и загадок славянской культуры.

Наука
7 млн интересуются