Найти в Дзене
Арман Матан

Защита проекта или как правильно питчить?

Оглавление

Тема актуальна не только школьникам, нашей целевой аудитории, но и людям любого возраста. Здесь речь пойдет не о том как правильно писать и создавать проект, а именно как ее интересно и эффективно презентовать. Что-то из личного опыта, что-то вычел, но постарался собрать самые важные советы.

Зачем это нужно?

Во-первых, в школе обучающиеся в 9-ом и 11-ом классах защищают индивидуальные проекты, за которые получают оценку.

Во-вторых, сейчас есть огромное количество возможностей, где обучающийся будучи школьником может найти инвестора и запустить свой стартап.

В-третьих, сейчас в образовательном процессе особый упор делают, ну по крайней мере хотелось бы чтобы все делали, это проектная деятельность. Чтобы ребенок мог что-то создать, придумать, исследовать. На практике зачастую эти проекты выстреливают, побеждают на конкурсах, получают высокую экспертную оценку, а иногда получают финансирование от инвесторов.

Так что искусство защиты проекта или питча очень важно и необходимо школьнику. Как это сделать интересно и эффективно, давайте разбираться.

Защита в лифте

Первый вид питчей - Elevator pitch, так называемая «презентация в лифте», которая 30 секунд рассказывает о вас самую суть. Приведу пример питча, который нашел в сети, по мне так это хорошо. Вот как выглядит Elevator pitch фонда AltalR Capital:

«Я хочу привлечь деньги в фонд, потому что AltalR - ведущий игрок на рынке ранних инвестиций в стартапы, который способен приносить своим инвесторам десятки процентов годовых и больше. Для того, чтобы участвовать в крутых раундах лучших проектов, я хочу поднять фонд на 300 млн. долларов».

В двух предложениях выступающий рассказал о себе и обозначил инвестору его выгоду и для чего компании нужно дать денег.

Питч должен быть очень простым, вам нужно рассказать по пунктам:

  1. Мой стартап решает вот такую проблему.
  2. Эта проблема действительно назрела, и для нее есть огромный рынок.
  3. Мы собрали команду мечты, которая это сделает.
  4. У нас обоснованная и понятная бизнес модель с привлекательной экономикой.
  5. Наш план в течение года иметь 10 млн. пользователей, а через 2 года мы дойдем до 20 млн. долларов чистой выручки (было бы очень хорошо).
  6. У нас есть обоснованные каналы привлечения клиентов, и наше соотношение стоимости привлечения клиента к его жизненному циклу будет 1 к 10.
  7. Bсe! Вот такой питч заинтересует инвестора, а комиссия с радостью поставить вам "отлично".
-2

А как же презентация?

Kpome, Elevator pitch ecть еще pitch deck (слайды), и здесь тоже много проблем. Не нужно присылать рекомендации и презентации на 250 слайдов. Я это повторяю каждый раз своим ученикам.

Питч должен выглядеть сжато и понятно.

  1. Постарайтесь уложиться в 5 слайдов, максимум 10.
  2. Меньше картинок, единый стиль, шрифты.
  3. Четко пишите, какую проблему вы решаете.
  4. Желательно написать, что вы изобрели что-то абсолютно новое или что-то известное сделали лучше. Здесь вы показываете свою команду и как она будет решать эту проблему.
  5. Четко указывайте, как вы пойдете на рынок и где ваши клиенты.
  6. Отдельным слайдом дайте бизнес-модель, чтобы инвестор понимал, что вы хотите сделать.
  7. Не пишите, пожалуйста, что я сделаю продукт, а потом у меня будет куча источников дохода, я буду продавать семечки утром, а вечером шить, так не работает, особенно для стартапа на ранней стадии.
  8. Постарайтесь включить воображение и посчитать количество потенциальных клиентов в зависимости от вашей модели и стоимость их привлечения.
  9. Покажите расходы на команду.
  10. Прикиньте, какие продажи ваш сервис/товар/услуга будут генерировать.
  11. Добавьте страничку расчета в Excel, которая покажет ваши затраты, сроки выхода в бизнес (первые продажи и экономику) и как вы планируете дальше развиваться. Здесь вы сможете просчитать свои этапы финансирования и донести их до инвестора.
  12. Выделите один слайд для конкурентов.

Инвестору важно, что у вас есть одна своя крутая функция, которую вы делаете лучше всех! Если вы пишете, что конкурентов у вас нет, на это 2 причины: вы плохо искали или вы решили не тем заняться.

Если резюмировать, то ваш питч должен быть о том: - что вы собираетесь делать - почему ваша команда имеет шансы сделать это хорошо - почему ваш рынок большой и масштабируемый - каким образом вы будете его завоевывать. Такой питч стреляет, и после него с вами будут разговаривать.

За первые 30 секунд презентации уже все понятно, поэтому зацепите своего инвестора/преподавателя и заработайте свой первый миллион!

-3