Марина мечтала жить недалеко от моря, иметь свой дом. Может, организовать там гостиницу. Для этого она искала земельный участок.
- Куплю, построю там домик, и исполню свои мечты.
Денис продавал земельный участок. Хороший участок, море недалеко. Продавал дорого. Но и участок был хорош: место замечательное. Продавал за 10 миллионов. Участок стоял долго, наконец-то нашелся покупатель. Вернее покупательница. Денис сбросил Марине 300 тысяч и заключил договор с рассрочкой платежа на пять лет.
Марина начала реализовывать свою мечту. Но, как выяснилась, за счет Дениса.
Прошла регистрация сделки, но деньги в срок не поступили. Денис позвонил:
- Марина, а где платеж?
- Ой, я дом строить начала, деньги потратила. Скоро обязательно переведу.
Денег так и не было, дом строился. Марина нагло заявила:
- Ничего перечислять не буду. И ты ничего со мной не сделаешь.
Денис вздохнул и переуступил право требования знакомому Дмитрию за половину цены. Хоть что-то получить.
Дмитрий хмыкнул, и послал Марине претензию:
- Не хотите ли Вы, мадам, заплатить за участок?
Марина наморщила нос, платить она не собиралась.
Дмитрий пошел в суд, предоставив документы, что земельный участок обременен ипотекой сроком на 5 лет с момента продажи. И попросил наложить взыскание за счет заложенного имущества. То есть участок изъять и продать с торгов. Деньги отдать Дмитрию.
Марина пришла в суд, предоставив документы, что на земельном участке ею построен дом. Хороший, трехэтажный.
- Я дом в собственность пока не зарегистрировала. Это единственное жилье для меня и детей. А дети у меня еще совсем маленькие, несовершеннолетние. Дом не в залоге, ничем не обременен. Выселять нас нельзя.
Районный суд исковые требования Дмитрия удовлетворил.
Марина пошла в апелляцию – деток же на улицу выселяют. Нельзя так делать. А денег нет, дом она построила, единственное жилье для детей.
Апелляция посмотрела на решение суда первой инстанции и отменила его.
- Там же семья живет, с детьми. Документов о том, что у них есть, где жить, кроме этого дома, не предоставлено. И живут в этом доме детки малые. Обратить взыскание на земельный участок, так и дом пострадает, не уносить же все три этажа в ладошках. Решение отменить.
- Да ладно,- возмутился Денис, - не согласен.
И направил жалобу в кассацию.
Кассация решение апелляции одобрила. Добавив только одно: не учтено, что домик в 1000 кв.м., по заключению экспертизы, используется Мариной под гостиницу. Но и это неважно. Просто факт.
Вроде бы дом есть, но не оформлен, и забирать его нельзя. А если нельзя забрать дом, то и участок забрать нельзя.
В иске Дмитрию отказать.
- Ну уж нет. Так каждый будет занимать участки, строить, и ничего сделать нельзя?
Дмитрий обратился в Верховный суд.
А тот посмотрел материалы дела, и решение апелляции отменил. Суд указал, что залог – это ипотека. Ипотека – это не только, когда в банке берешь кредит. Можно и у другого человека взять. И пока не расплатился – земля в залоге. А раз земля в залоге, то и дом, который построен, следует судьбе участка, на него все распространяется по залогу. То есть если участок в ипотеке, то и все строения на нем – в ипотеке.
А то, что там живут малолетние дети, не имеет значения. Раз в залоге, обременено ипотекой – подлежат выселению. Ведь не должен другой человек обеспечивать детей Марины жильем. Это обязанность родителей.
Марина плакала:
- Дом стоит больше 30 миллионов, и все продать?
- Ты получала прибыль от гостиницы, были деньги на стройку, могла рассчитаться за землю, и спокойно жить все эти годы. Теперь все пойдет с торгов. Отдадут мне мои деньги, а тебе остаток. За вычетом расходов на пристава.
От автора: либо у Марины все выставят на продажу. Продадут участок со зданием, отдадут деньги Дмитрию. Заберут свои расходы, остальное Марине. Либо женщина найдет деньги, расплатится, и будет дальше пользоваться участком.
Как бы вы поступили?
Определение Верховного суда РФ от 28.03.2017 по делу № 18-КГ17-23
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.