Формула-1 протестирует новый формат проведения квалификации на предстоящем Гран-при Венгрии. Поможет ли это изменение сбить «Red Bull» с пути к успеху? В превью у нас есть вся последняя информация о грядущем сражении на Хунгароринге.
В Барселоне второй силой был «Mercedes», в Монреале — «Aston Martin», в Шпильберге — «Ferrari» и совсем недавно в Сильверстоуне неожиданно — «McLaren». Но одно осталось неизменным: трофей победителя всегда попадал в коллекцию «Red Bull». Макс Ферстаппен продлил победную серию команды-чемпиона мира до одиннадцати гонок подряд. Это побило рекорд «McLaren» из сезона 1988 года. В Будапеште «быки» теперь хотят сразу поставить новый рекорд.
Мало что говорит о том, что классичный Хунгароринг будет отличаться от предыдущих гонок года. Трасса с множеством крутых поворотов кажется специально созданной для «RB19», которая особенно хороша на медленных участках. Тем не менее, Будапешт также преподнес множество сюрпризов в своих 37 Гран-при. Мы помним недавнее чудо Эстебана Окона в сезоне 2021 года.
Помимо Окона, в списке победителей в Будапеште есть много других выдающихся гонщиков, которые отпраздновали здесь свой первый успех: Тьерри Бутсен (1990), Деймон Хилл (1993), Фернандо Алонсо (2003), Дженсон Баттон (2006) и Хейкки Ковалайнен (2008). Причина большого потенциала сюрпризов кроется в обгонном характере трассы. Вот почему квалификация всегда играет особенно важную роль.
Кстати, о квалификации: в этом году Ф1 опробует новый формат Гран-при Венгрии, премьера которого на самом деле должна была состояться на отмененном уик-энде в Имоле. Эксперимент проходит под официальным названием «Альтернативное распределение шин» и предписывает типы шин для команд на три квалификационных раунда: жесткие (Hard) в первом сегменте, средние (Medium) во втором и мягкие (Soft) в третьем.
Эксперимент, который также будет применяться во второй раз в Монце, предназначен не только для того, чтобы создать больше волнения, но и для обеспечения устойчивости. С меньшими потерями мягкой резины в квалификации общее количество комплектов шин может быть уменьшено. Например, «Pirelli» предоставляет каждому гонщику в Будапеште только 11 вместо 13 комплектов сликов. Конечно, это также повлияет на выбор шин на тренировках и стратегию в гонке.
Но в итоге может получиться иначе. Дожди ожидаются в Будапеште в пятницу и субботу. Командам, возможно, придется задействовать промежуточные или дождевые шины. Если подготовке помешает мокрая трасса, это, конечно, сулит больше зрелищности в гонке. В воскресенье пилотов ожидает жара на солнце и +30°C.
Последний двойник перед четырехнедельным летним перерывом начинается с уик-энда в Будапеште. То, что мы ожидаем от большинства команд — это в первую очередь небольшие новинки, которые дополнят более крупные пакеты обновлений за последние несколько недель. В Будапеште важна не столько аэродинамическая эффективность, сколько максимальная прижимная сила. Сопротивление воздуха играет незначительную роль.
Мы ожидаем более масштабного этапа развития машин, который принесет видимые изменения, прежде всего от «Red Bull». Ранее была информация, что команда Кристиана Хорнера собрала пакет с новыми боковыми понтонами, которые по оценкам специалистов, может принести около двух десятых на круге. «Alpha Tauri» объявила о завершении крупного обновления в Сильверстоуне с добавлением большего количества аэродинамических деталей. Кроме того, сестринская команда «Red Bull» также была обновлена с точки зрения состава. Новичок Ник де Врис покинул команду, но теперь Даниэль Риккардо возвращается. Будет интересно посмотреть, насколько хорошо австралиец сможет проявить себя в команде, которая хромает на дне Кубка конструкторов. Конечно, первой целью должно быть победить партнера по команде Юки Цуноду. Непростая задача, когда нужно сесть в новую машину посреди сезона.
Как уже было сказано, в Будапеште всегда можно ожидать сюрпризов. Но «Red Bull» выглядел настолько солидно в течение первых десяти гонок, что трудно поверить, что какой-то середняк или аутсайдер может победить. Плавная трасса с множеством медленных и средне-быстрых поворотов идеально вписывается в дизайн машины «быков». Если конкуренты хотят шанса, «Red Bull» придется победить самих себя, что вполне возможно.
Состав преследователей в последних гонках был неоднозначным. Две недели назад в Сильверстоуне у «McLaren» внезапно появились козыри. Однако анализ GPS уже показал в Англии, что «MCL60» не особенно любит медленные повороты. Поэтому мы ожидаем, что гонщики из Уокинга немного отступят в Будапеште. В «Aston Martin» все наоборот — «зеленые ракеты» всегда сильны, когда сопротивление воздуха не является основным фактором.
Над «Mercedes» до сих пор витает вопросительный знак. «W14» было трудно читать даже его собственным инженерам. Если износ шин становится проблемой в гонке, корнкурентам обязательно нужно помнить о «черных серебряных стрелах». С другой стороны, «Ferrari» надеется, что шины выдержат испытание временем. Чрезмерная нагрузка на резину часто приводила к тому, что гонщики Скудерии в этом году отставали в гонке. По словам Фредерика Вассера, основные проблемы «красных машин» в ветре.
С «Red Bull», «Mercedes», «McLaren», «Aston Martin» и «Ferrari» образовалось пять команд, которые находятся в топе по очкам между собой, если никто не выбывает и не ошибается. Первый преследователь «Alpine» в последнее время показал слишком много недостатков, в том числе и с точки зрения надежности. Мы видим, что «Williams» будет немного слабее, чем обычно: машина требует быстрых трасс с длинными прямыми. С другой стороны, «Haas» должен снова стать немного сильнее, если износ шин не станет проблемой.
О трассе…
Место проведения: Модьород (Будапешт), Венгрия
Длинна круга: 4,381 км
Дистанция: 70 кругов (306,630 км)
Время пит-стопа: 16 секунд
Шины: C3, C4 и C5
Расстояние от поул-позиции до первого поворота: 444 метра
Быстрый круг в гонке (2020 год) – 1.16,627 Льюис Хэмилтон «Mercedes»
Лучший круг в квалификации (2020 год) – 1.13,447 Льюис Хэмилтон «Mercedes»
Последний победитель: Макс Ферстаппен «Red Bull»
Хунгароринг, расположенный почти в 20 километрах от Будапешта, с 1986 года регулярно служит ареной для гонок Ф1. Трасса с 14 в основном медленными и средне-быстрыми поворотами проходит по часовой стрелке и является одним из самых медленных в календаре. Восемь поворотов проходятся со скоростью менее 150 км/ч.
Обгон всегда был чрезвычайно проблематичным на технически сложной трассе. Длинный последний поворот перед не особенно длинной финишной прямой мешает машине впереди следовать в слипстриме. Две зоны DRS перед первым поворотом и вторым в прошлом помогали лишь в ограниченной степени. Поэтому квалификация и хороший старт всегда особенно важны. Даже на тренировках гонщики и инженеры больше внимания уделяют прохождению быстрого круга. Охота за временем — это большой вызов на Хунгароринге. Искусство заключается в том, чтобы не перегружать шины на первых двух секторах, чтобы обеспечить достаточное сцепление с трассой на последнем участке. Если вы перегреете шины на ранней стадии, вы потеряете непропорционально большое количество времени на круге.
Путь от поула до первого поворота — один из самых длинных в году. Левая сторона стартовой решетки находится на идеальной траектории и, следовательно, обеспечивает значительно большее сцепление. Когда пелетон сжимается перед первой точкой торможения, ситуация снова и снова становится очень напряженной. Аварии и контакты здесь скорее правило, чем исключение.
В прошлом Хунгароринг часто сравнивали с Монте-Карло — медленная трасса, только без барьеров. Но в последние годы характер изменился, поскольку машины продолжали увеличивать прижимную силу. Скорость прохождения поворотов увеличилась. Медленные повороты превратились в средне-быстрые. Среднескоростные повороты превратились в более быстрые проходы. Особенно на средней части трассы многие повороты проходятся на четвертой или пятой передаче – не сравнить с городскими трассами в Монако и Баку, где преимущественно угловые виражи проходят на второй или третьей передаче. Тем не менее: поворот следует за поворотом. Прямые короткие. Все это влияет на настройку. Полная прижимная сила — главный девиз инженеров.
Поскольку характер трассы Хунгароринг очень плавный, к тормозам и шинам не предъявляются чрезмерные требования. Тем не менее, гонщикам приходится быть осторожными с резиной. В гонке, где ожидается очень высокая температура, будут использоваться, в частности, два более жестких состава.
При отсутствии длинных прямых не так просто обеспечить постоянную подачу свежего воздуха для силовых установок. Требуется много мощности, особенно в нижнем диапазоне скоростей, чтобы хорошо выходить из медленных поворотов. Подвеску также необходимо немного смягчить, чтобы улучшить сцепление с трассой, а также уменьшить недостаточную поворачиваемость и сгладить поребрики.
Назад в прошлое…
В Будапеште в 2022 году болельщики испытали самый большой сюрприз в квалификации. Джордж Рассел мчался к поулу в первый и единственный раз на страдающей машине «Mercedes». Ферстаппену, напротив, пришлось отказаться от погони за лучшим временем после неисправности мотора, и в воскресенье он стартовал только с десятого места. Но в итоге победитель чемпионата мира все-таки смог отпраздновать победу.
При необычно низких температурах Ферстаппен помог своей идеальной стратегией победить. Ранний первый пит-стоп на 16-м круге уже позволил ему опередить Хэмилтона в битве за четвертое место. Впереди две «Ferrari» сражались с Расселом. Благодаря преимуществу в темпе Шарль Леклер на 31-м круге опередил Рассела, который ранее оказал сильное сопротивление. Но на последнем отрезке «Ferrari» поставила жесткие шины, которые монегаск не смог привести в рабочее окно. Ферстаппен использовал это, чтобы обогнать его на 41-м круге. Разворот чемпиона мира на мгновение изменил последовательность впереди. Но и Леклеру пришлось без боя сдаться во второй атаке голландца.
В итоге две «Ferrari» откатились на четвертую и шестую позиции. Вслед за Ферстаппеном Хэмилтон и Рассел оказались на подиуме для «Mercedes». Как и Ферстаппен, Себастьян Феттель также показал отличную гонку, чтобы наверстать упущенное. Немец пробился с 18-го места на 10-е и был награжден очком.
Расписание уик-энда:
Пятница (21 июля)
1-я сессия свободных заездов – 14:30
2-я сессия свободных заездов – 18:00
Суббота (22 июля)
3-я сессия свободных заездов – 13:30
Квалификация – 17:00
Воскресенье (23 июля)
Гонка – 16:00
Прямая трансляция всех сессий Гран-при Венгрии на трассе Хунгароринг будет доступна на нашем сайте в разделе «Онлайн». Расписание других гонок на предстоящий уик-энд доступно в разделе «Календарь».