Когда дело доходит до обучения игре на музыкальных инструментах, у новичка во взрослом возрасте есть много преимуществ.
"О, посмотри! На YouTube есть 4-хлетний ребёнок, который играет на укулеле, катается на скейтборде и плавает на сёрфе. Как это возможно?» За годы преподавания игры на укулеле я слышал много горестных историй о том, что даже в самых смелых мечтах взрослый ученик, играющий на укулеле, не может достичь музыкального мастерства юных вундеркиндов. Но вам рано переживать! Есть преимущества, которые вы, как взрослый новичок, имеете перед всеми этими горячими подростками.
Вспомните на мгновение всю музыку, которую вы слушали и которой наслаждались в своей жизни. Подумайте об этом — Элвис, The Beatles, диско, панк, Хэнк Уильямс — вы прослушали десятки тысяч часов музыки, в то время как 4-хлетний ребенок прожил чуть более 35 000 часов. Так что вы далеко впереди в плане прослушивания. А какими еще преимуществами обладаете вы, взрослый студент, в отличие от младших школьников?
Существует целая академическая область исследований, посвященная взрослым студентам, которая называется «Теория обучения взрослых». Шаран Мерриам, профессор образования для взрослых в Университете Джорджии, много писала об андрагогике, методе и практике обучения взрослых учащихся. Она отмечает, что в теории обучения взрослых есть два основных принципа: самостоятельное обучение и трансформационное обучение.
По словам Мерриама, при самостоятельном обучении взрослый имеет независимую самооценку, и по мере взросления он становится все более самостоятельным. Трансформационное обучение зависит от жизненного опыта взрослых и более зрелого уровня когнитивного развития, чем у детей.
Преподаватель музыки Питер Луонго легко объясняет этот второй принцип модели теории обучения взрослых: «Дети не знают того, чего они не знают, и им все равно».
Луонго говорит исходя из своего опыта. Более трех десятилетий он был директором всемирно известного школьного ансамбля укулеле в Лэнгли, Британская Колумбия. В 2016 году Луонго решил создать группу, похожую на ансамбль Лэнгли, но на этот раз с участием пожилых людей. По словам Луонго, «преимущество взрослого заключается в способности рассуждать, используя свой богатый опыт. У детей нет такой истории понимания вещей».
Известный канадский музыкальный педагог и основоположник игры на укулеле Дж. Чалмерс Доан имеет многолетний опыт преподавания детям. Он также обучал музыке множество взрослых, в том числе одну группу пожилых людей в возрасте от 88 до 92 лет. Когда дело доходит до обучения взрослых или детей, Доан говорит: «С кем угодно я стараюсь опираться на то, что они уже знают. Например, у трехлеток на моих уроках игры на скрипке не так много мелодий в голове, но я опираюсь на то, что они знают. Возьмите мелодию вроде «Hot Cross Buns» (известная английская детская песенка). Я бы научил этому и 70-летнего ученика, и своих трехлетних детей».
Доан также указывает, что главным преимуществом у взрослых студентов является их жизненный опыт. «Разница между семилетним и 70-летним заключается в их опыте, — говорит он. «Итак, вы спрашиваете: ты можешь сыграть что-нибудь? Ты можешь что-нибудь спеть? Вы когда-нибудь прохлопывали ритм? Если вы не узнаете, на каком они этапе сейчас находятся, вы в конечном итоге будете делать то, что делают многие учителя музыки: они приходят со своим планом урока и делают свое дело. Но это не обязательно имеет отношение к опыту студента. Некоторые не знают, о чем говорит учитель, а другие делали это раньше».
Анализ навыков, которыми обладают дети и взрослые, является первым шагом в разработке успешной учебной программы для обеих возрастных групп. Однако аспект жизненного опыта взрослых студентов может обернуться против них. Луонго приводит пример: «Когда вы даете группе детей упражнение на синкопирование, будь то хлопки или щелчки пальцами, они говорят: «Хорошо». Они не осознают сложности этого, они просто делают это. С другой стороны, взрослые сначала скажут: «Я не могу этого сделать, потому что это звучит слишком сложно». Преодоление такого предубеждения является частью стратегии, направленной на то, чтобы показать взрослому, что он действительно может это сделать». Луонго борется с отношением «не могу» некоторых взрослых учащихся с помощью когнитивных упражнений. «Чтобы научить взрослых синкопировать, я буду заставлять их вовремя вставать и ходить по комнате. И только потом мы будем хлопать в синкопированном ритме».
Нет недостатка во взрослых, желающих брать уроки музыки. 70% взрослых жителей Северной Америки хотели бы брать уроки музыки в детстве (и только 17% в настоящее время посещают уроки музыки.) Другие преимущества, которыми обладают многие взрослые ученики по сравнению с их младшими сверстниками, — это время и деньги. Многие взрослые ученики укулеле приходят к инструменту незадолго до выхода на пенсию или после него.
Еще одно преимущество, которое может иметь взрослый студент-музыкант, — это его сильное желание научиться играть на музыкальном инструменте. Луонго говорит: «Что уникально и интересно в сегодняшних взрослых учениках, с которыми мне посчастливилось работать, так это то, что они действительно хотят учиться музыке на укулеле».
Оригинал статьи: https://ukulelemagazine.com/stories/am-i-too-old-to-learn-ukulele