Найти тему

Самоприкорм: благо или вред?

Сегодня разберём самый известный, после педиатрического, вид прикорма - самоприкорм или BLW (Baby-Led Weaning: прикорм, выбираемый ребёнком).

Это метод введения твёрдых продуктов, при котором ребёнок с самого начала питается кусочками самостоятельно с общего семейного стола. Он становится главным действующим лицом прикорма, руководит всем процессом. Звучит как минимум странно, не правда ли? С учётом того, что он ещё толком-то своё тело не освоил.

Давайте же посмотрим, так ли хорош самоприкорм, как о нём вещают. Вам может показаться, что он мало отличается от педприкорма. Но у него есть нюансы, негативно сказывающиеся на пищевом поведении крохи.

Вот они:

- Малышу дана ОГРОМНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. В 6 месяцев ребёнок уже САМ ВЫБИРАЕТ и РЕШАЕТ, что и в каких объёмах он будет есть, наравне со взрослыми родителями. Мама никак не участвует в процессе. Но её участие определённо необходимо, ведь правила поведения за столом - навыки социальные, человек их приобретает в социуме. А если мама «вне процесса», и своего опыта у ребёнка пока нет, у кого же ему учиться?

-2

- Нет ограничения порции. У ребёнка до года только формируется чувство насыщения, и до этого возраста он не может контролировать объём порций. А мама «умывает руки», совсем не помогая малышу научиться отслеживать насыщение, поэтому в будущем у последнего, скорее всего, будет нарушение пищевого поведения и проблемы с перееданием. Кроме того большие куски дают огромную нагрузку на ЖКТ, незрелый организм малыша к ней совсем не готов. Последствия могут аукнуться как сразу, так и в более позднем возрасте.⠀

С большими порциями в начале прикорма ребёнок не умеет аккуратно обходиться. Но ему разрешается изучать, нюхать, облизывать, мять в руках, размазывать по столику, жевать, а затем проглатывать пищу, и всё это сразу за семейным столом. После подобных приёмов пищи бОльшая часть логично будет оказываться на полу. Еду придётся выкидывать. Так ребёнку совсем не прививается ценность пищи, а наоборот: не хочешь есть, можешь выкинуть, «это здоровое пищевое поведение»,- говорят адепты самоприкорма. В то время как здоровым стоит называть умение надо класть в тарелку столько еды, сколько нужно для насыщения, не более (у многих людей это чувство отсутствует). Кроме это стоит обучать ребёнка ценить продукты и блюда, в приобретение и приготовление которых вложены усилия.

-3

- Нарушена ведущая роль мамы. Ребёнок предоставлен сам себе: что хочу, то и делаю. Мама, как наблюдатель, ведущую позицию в освоении навыков питания передает ребёнку, а сама стоит в сторонке.

- Большими кусками ребёнок сильно давится, у него нет навыка пережёвывать и глотать. Тем не менее специалисты помимо того, что сначала советуют давать большие куски (проверяя их на безопасность! Даже есть четыре принципа, которым кусочки должны соответствовать), говорят не вмешиваться и не помогать ребёнку, пока он сам справляется с большим куском путём откашливания. «Рвотный рефлекс на защите наших детей». А зачем до этого доводить, когда можно всё сделать по возрасту, то есть, когда ребёнок научится справляться с кусочками куда меньших размеров?

-4

- В самоприкорме трапеза никак не ограничена по времени, ребёнок занимается едой сколько угодно долго. Это ведёт к потере интереса к еде, и нарушается правило, что еду «надо добыть» и проявить активность, иначе ничего не достанется.

Подведем итог: самоприкорм не формирует понимание насыщения и контролирования порции, не прививает элементарную аккуратность за столом и не учит уважительному отношению к еде, как к большой ценности. Вам понравился бы такой результат ваших стараний?
-5

От того, как мама будет действовать во время знакомства ребёнка с едой и какой вид прикорма выберет, будет во многом зависеть здоровье маленького человека. Поэтому мы искренне призываем каждую маму задуматься о подходе, который будет применяться при первом знакомстве малыша с едой, о том, какую еду любит вся семья, и есть ли привычки у взрослых, которые следует скорректировать.