Второе по счёту участие Истинных финнов в правительственной коалиции может не быть таким успешным и не таким продолжительным. Истинные финны на финском политическом ландшафте довольно специфическая партия: это связано, во-первых, с тем, что в риторике они придерживаются правого популизма, во-вторых, с монопольным положением, монопольным представительством интересов националистически настроенных финнов и в политике в целом, и в парламенте. За 28 лет они прошли непростой путь трансформации от словесных радикалов до прагматиков-националистов: причём эта трансформация прошла в годы председательства Тимо Сойни (один из основателей партии), который начинал свою политическую карьеру как непримиримый националист, а закончил как политик, готовый договариваться и идти на компромиссы ради единства правительственной коалиции.
Истинные финны смогли за 24 года из партии-маргинала превратиться во вторую по количеству мандатов в парламенте политическую партию: если на парламентских выборах в 1999 г. они получили один мандат, набрав 0,99% поддержки электората, то в 2023 г. – 46 мандатов и 20,1% поддержки. Даже десять лет назад казалось фантастическим, что партия когда-либо сможет выйти на второе место. Сейчас уже не обсуждается вопрос о том, выиграют ли Истинные финны парламентские выборы, вопрос звучит по-иному – когда это произойдёт? Истинные финны в 2017 г. пережили серьёзный партийный раскол, когда после избрания Халла-ахо новым председателем, вся парламентская фракция Истинных финнов вышла из партии, образовав новую фракцию (Новая альтернатива, позднее переименовалась в Синее будущее), что позволило всем уже бывшим членам Истинных финнов остаться в кабинете Юхи Сипиля.
По итогам парламентских выборов в этом году Истинные финн вновь стали второй по количеству мандатов партией, увеличив количество мандатов (+7). Сложные переговоры между победившей Национальной коалицией, Истинными финнами, Шведской народной партией и Христианскими демократами закончилось 20 июня формированием нового правоцентричного правительства. В своём прошлом тексте я отмечал, что основная линия раскола в этой партийной коалиции проходит между Истинными финнами и Шведской народной партией. Именно эти две партии могут привести к развалу хрупкой выигрышной коалиции: противоречий между ними настолько много, что любое действие одной из партий может привести к такому исходу.
Первый месяц работы кабинета Петтери Орпо ознаменовался сразу несколькими крупными скандалами – все они были связаны с министрами от Истинных финнов. Однако этим скандалам предшествовало неожиданное назначение спикером Эдускунту Юсси Халла-ахо, бывшего председателя Истинных финнов, избрание которого и привело к расколу в партии в 2017 г. Халла-ахо известен своими резкими националистическими взглядами, сегодня он известен в России преимущественно из-за своих проукраинских и антироссийских высказываний и финансирования ВСУ. Оппозиция в лице Социал-демократической партии, Финского Центра, Зеленого союза и Левого союза были недовольны таким выбором, впрочем, Шведская народная партия, вошедшая в правительственную коалицию, также была мало удовлетворена выбором своих коллег по коалиции.
Через 10 дней после назначения нового правительства произошла первая отставка министра. Им стал министр экономического развития Вильгельм Юннила от Истинных финнов. Ему припомнили участие в мероприятиях ультраправых движений и его слова о том, что нужно поддерживать финских ветеранов, воевавших в годы Второй мировой войны на стороне Германии, а также его агитационный лозунг «Kaasua», что переводится как «Поддай газу», был расценен противниками как антисемитский. В итоге Левый союз инициировал процедуру вынесения вотума недоверия, но Юннила принял решение самостоятельно уйти в отставку, признав, что он глупо и инфантильно шутил на протяжении долгих лет, вёл себя неправильно и пронёс извинения.
Через два дня после этого – 2 июля – разгорелся новый скандал: министр внутренних дел от Истинных финнов Мари Рантанен в своём твиттере использовала символ, который отсылает к теории замещения белого населения. Рантанен заявила, что «верит в цифры и статистику», а не в теории заговора, председатель Истинных финнов Риикка Пурра поддержала своего однопартийца, заявив, что члены партии Истинных финнов не придерживаются никаких теорий заговора. Рантанен осталась в должности министра, речи об отставки не шло.
И через неделю после этого уже Риикке Пурра припомнили её комментарии в интернете 15-летней давности, которые она писала в гостевой книге блога Халла-ахо. По мнению парламентской оппозиции, эти комментарии носили расистский характер. Пурра признала своё авторство, уточнив, что они были написаны «в состоянии разочарования». Однако оппозицию такой ответ не устроил, к тому же уже появилась петиция, призывающая к отставке Пурра, которую подписало более 121 тыс. финнов. Логичным исходом было бы обсуждение этого инцидента в стенах парламента, но парламент к этому времени ушёл на летние каникулы. Спикер Эдускунты Халла-ахо отказался прерывать каникулы, чтобы провести голосование по доверию к министру финансов Риикке Пурра, несмотря на просьбу оппозиционных партий в этом. Социал-демократическая партия припомнила Халла-ахо то, что он уже блокировал парламентское обсуждение отставки Вильгельма Юннила и признала, что сейчас наблюдается «печальный момент в истории финского парламентаризма».
Политический кризис вокруг высказываний Пурра уже перерос парламентский кризис из-за действий спикера Халла-ахо, который всеми возможными средствами пытается не дать выйти недовольству оппозиции в открытое парламентское обсуждение. Ситуация выглядят и является примером обычной партийной солидарности: Халла-ахо, Пурра и Юннила являются членами одной партии. Однако такое поведение спикера подрывает возможность существования и далее правительственной коалиции во главе с Национальной коалицией. К тому же Хала-ахо пытается замять дискуссию в парламенте, несмотря на то, что премьер-министр Петтери Орпо проводит переговоры со всеми лидерами партий, вошедших в правительство для урегулирования конфликта, как того и потребовала Шведская народная партия.
Шведская народная партия исторически и идеологически тяготеет к тем партиям, которые сегодня находятся в оппозиции, её участие в работе правительства совместно с Истинными финнами раньше было сложно представить. Решение именно этой партии может изменить расклад сил. Шведская народная партия пока требует от Орпо, во-первых, проведения переговоров с лидерами партий, вошедших в правительство, и, во-вторых, слов каждого министра и каждой партии о неприятии расизма. Таких слов не сложно добиться, никто не будет признавать обратного, но очередной отказ Халла-ахо от открытой парламентской дискуссии подрывает доверие к правительству и вносит сумятицу в и так непростую правительственную программу, которой противостоит оппозиция, неготовая идти ни на какие уступки, например, по вопросам сокращения государственных расходов.
Возможны следующие варианты. Первый: стратегия Халла-ахо позволит не собирать парламент до сентябрьской сессии, к этому времени страсти вокруг высказываний Пурра улягутся, возникнут новые проблемы. Второй: оппозиция будет до сентябрьской сессии перманентно напоминать о словах Пурра, дожидаясь начала сессии, на которой уже может встать вопрос о недоверии всему правительству. Третий вариант: Шведская народная партия ещё до сентябрьской сессии перейдёт на сторону оппозиции и тогда правительство уйдёт в отставку ещё летом.
Сейчас у правительственной коалиции 108 мандатов из 200, но переход Шведской народной партии в стан оппозиции изменит расклад – у оппозиции будет 101 мандат, что позволит отправить правительство в отставку. Если Шведская народная партия почувствует слабость Национальной коалиции и всей правительственной коалиции, то она может выйти из правительства, что приведёт к новым парламентским выборам. Такой исход гипотетически может привести к тому, что Социал-демократическая партия, Финский центр, Левый и Зеленый Союз, а также Шведская народная партия могут получить право на формирование нового левоцентричного правительства. Последние соцопросы показывают, что 47% финнов выступают за отставку Пууры, 40% считают, что не должна уходить в отставку, 14% не смогли никак определиться с ответов. Ситуацию осложняет начавшаяся демонстрация против расизма «Нулевая толерантность», в которой приняло участие более 1000 человек.
В преддверье президентских выборов намечающийся политический кризис и гипотетические парламентские выборы, которые могут выпасть на конец этого или начала следующего года, что не добавит очков поддержки в глазах избирателей. Во многом ситуация сейчас зависит от решений Национальной коалиции и Шведской народной партии: первая может убедить спикера Халла-ахо прервать каникулы, вторая – выйти из правительства, запустив новые выборы, исход которых уже может быть и не в пользу Национальной коалиции.
Расизм не пройдёт. Как Истинным финнам удалось за месяц поставить под удар новое правительство?
7 минут
8 прочтений
20 июля 2023