Найти в Дзене
36ON

Как медиа выстроить эффективную работу в соцсетях в 2023 году

О работе с ВК, Telegram, «Яндекс.Дзен» и другими площадками в новых реалиях современной России в первый день открытого воронежского медиафорума рассказал генеральный директор НАТ и создатель telegram-канала New Media Александр Широких.

Ни одному медиа не выжить без социальных сетей. В 2023 году с этим уже точно никто не поспорит. Сегодня журналисты вынуждены бороться за читателя не только и не столько с другими СМИ, сколько с городскими пабликами, каналами в мессенджерах и даже с блогерами. Нынешний пользователь привык получать всю нужную информацию в удобном для себя формате, не делая лишних движений, и если редакция хочет удержать лояльных читателей и привлечь новую аудиторию, то приходится осваивать разные площадки и новые форматы.

При этом каждая площадка, безусловно, имеет свои особенности.

Не секрет, что уже не первый год социальной сетью номер один в России остается «ВКонтакте». Ее аудитория сейчас превышает 50 млн человек. ВК имеет внушительный арсенал инструментов, которые будут полезны средствам массовой информации. При этом его стремительно догоняет Telegram. Согласно некоторым исследования, в мессенджеры человек проводит порядка 40 минут в день.

При этом нужно понимать, что Telegram – площадка во-первых специфическая в плане формирования ленты, которой тут по сути нет, во-вторых – площадка с высокой конкуренций. Причем конкурировать приходится не только с другими новостными каналами, например, но и с личным пространством каждого пользователя, что уже куда сложнее. Здесь удобно работать с уже привлеченной аудиторией, оперативно информировать, получать обратную связь, вступать в живой диалог.

Telegram довольно активно внедряет все новые функции. За счет реакций, комментариев каналы уже не так безлики, а с внедрением сторис (которые, по данным зарубежных СМИ, как минимум пока будут доступны только для обладателей Telegram Premium) интересных инструментов станет еще больше.

На третьем месте по охватам в России YouTube. Площадка эта все еще не имеет аналогов, а значит аудитория оттуда не уйдет, даже несмотря на угрозы скорой блокировки в стране. Интересно, что после отключения монетизации аудитория YouTube выросла на 12% (если сравнивать март 2023 года и январь 2022 года). В среднем пользователь проводит там до 91 минуты в сутки.

-2

«Дзен» – площадка еще более специфическая, чем остальные, но довольно полезная. Ее пользователи любят читать. По оценкам «Яндекса», сейчас «Дзен» насчитывает более 100 тысяч авторов, а человек проводит здесь порядка 45 минут.

– «Дзен» в последнее время растет какими-то немыслимыми темпами, – отмечает Широких. – На него обязательно надо обратить внимание. Площадка очень релевантная для региональных медиа. Аудитория тут преимущественно женская.

TikTok (принадлежит компании Meta, которая в России признана экстремистской. Ее деятельность на территории РФ запрещена) оказывается на пятом месте вопреки различным ограничениям для россиян уже со стороны самой социальной сети. Интересный факт: огромная часть аудитории приложения – школьники 12-17 лет, также TikTok отчего-то популярен среди аудитории старше 60 лет.

«Одноклассники» в топ-5 популярных социальных сетей не попали. Сейчас их дневная аудитория составляет примерно 19-20 млн.пользователей. В среднем пользователь проводит на этой площадке до получаса.

– Аудитория тут тоже больше женская, скорее это возраст 55+, хотя сами «Одноклассники» говорят о 35+. Тоже довольно релевантная для региональных медиа площадка, поскольку тут довольно большая корреляция идет, – считает спикер.

-3

– Неделю назад я добавил в презентацию слайд про Threads (принадлежит компании Meta, которая в России признана экстремистской. Ее деятельность на территории РФ запрещена). Это такой аналог Twitter, ответ Цукерберга Илону Маску. Сейчас уже все шутят: «А вы помните, была такая соцсеть?», – продолжает Широких. – Ее запустили 5 июля. За первые пять дней работы в Threads зарегистрировались 100 млн человек, но спустя неделю интерес к ней уже упал процентов на двадцать. Народ там поковырялся, но оставаться не захотел.

Вторая часть мастер-класса спикера – практическая. Присутствующим предлагают, что называется «в прямом эфире» разобрать их telegram-каналы. Под короткий разбор попадают каналы популярных городских СМИ, региональных департаментов и местных НКО, модные городские паблики и даже крошечные студенческие каналы.

Александр Широких отмечает, что в Telegram важно и название канала, чтобы легко его отыскать, и аватарка – тоже для этого, и возможность связаться с авторами – например, чтобы заказать рекламу (при. – для этого лучше сразу указывать ник рекламного менеджера в мессенджере, и уж точно не городской телефон госструктуры).

Telegram – не лучшее место для лонгридов. Текст должен быть в меру длинным, понятным, хорошо читаться (пробелы, адекватное количество эмодзи, шрифты и красиво «зашитые» в текст ссылки). Заголовки тут все же лучше использовать, чтобы читатель сразу понимал суть. Контент должен быть разнообразным, вовлекать. Визуал тоже важен. Качественные фотографии, видео – не больше 10 Мб, чтобы они автоматически воспроизводились, цепляя внимание читателя. Ссылки на сторонние ресурсы вполне допустимы, а вот перепостами злоупотреблять не стоит, если не хочется дарить активность и охваты.

А еще в любой соцсети очень важен Tone of voice. В Telegram он будет отличаться от «Одноклассников» и даже «Вконтакте».

Кстати, если это оправдано сферой деятельности, то работать всегда лучше с максимальным количеством площадок. Зависеть все в итоге, разумеется, будет от целевой аудитории – и СМИ, и конкретной социальной сети. Грубо говоря, студенческому медиа бессмысленно идти в «Одноклассники». Информация на разных ресурсах может дублироваться, однако минимальный рерайт с учетом специфики площадки только приветствуется.

Современные реалии таковы, что чтобы заполучить лояльную аудиторию нужно очень сильно постараться. Пользователь легко может «залипнуть» на видео с котиками и прочими развлечениями, но не захочет «тратить» время на чтение новостей, если они поданы сухо и скучно, если написаны они на «другом» (прим. – например, пестрят канцеляризмами) языке. Работать в таких условиях весьма непросто. Но очень интересно.

Фото – автора.

Автор: Алина Полунчукова