Найти тему
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Древнеегипетский фотошоп? Как придворные художники редактировали свои росписи

О процессе создания росписей в Древнем Египте учёные знают довольно много — изучался, например, состав красок. Известно и о узурпации памятников: фараоны нередко переделывали статуи «под себя» или писали на памятниках свои имена поверх имён предшественников (об этом мы сняли целый фильм). Росписи гробниц такой редактуре подвергались реже.

В рамках большого проекта по исследованию гробниц XIX и XX династий были обследованы часовни для погребального культа, украшенные росписями. Из Фиванского некрополя лучше всего изучены гробница Тутанхамона (КВ 62), гробница Нефертари (жена Рамзеса II, QV 66) и гробница Менны (период Тутмоса IV, TT 69). Ещё в 1980-х годах из этих камер были отобраны образцы пигментов.

Сейчас учёные используют метод, показывающий содержание различных веществ в пигментах — макро-рентгенофлуоресцентную визуализацию (MA-XRF). С его помощью можно увидеть закрашенные и измененные детали изображения, не повреждая роспись. В результате два примера наслоения были обнаружены в гробницах Менны, чиновника при Аменхотепе III, и Нахтамуна, жреца XX династии.

Снимок настенной росписи из гробницы Менны. Источник: https://my.matterport.com/
Снимок настенной росписи из гробницы Менны. Источник: https://my.matterport.com/

В сцене, где Менна и его жена возносят хвалу Осирису, чиновник на изображении поднимает обе руки. Однако под слоем пигментов видна... третья рука. Изменение положения руки очень незначительное, и трудно сказать, что оно действительно что-то меняет в позе молящегося, но пигменты, использованные в первоначальном рисунке, отличаются от более поздних — с помощью рентгенофлуоресцентных карт учёные выяснили, что скрытая роспись содержала больше мышьяка.

Исследование руки Менны с помощью MA-XRF.
Исследование руки Менны с помощью MA-XRF.

Вместо того, чтобы стереть первую версию или замазать её непрозрачным белым слоем, художник по какой-то причине прямо поверх неё написал итоговую версию. Спустя тысячи лет пигменты вступили в реакцию, и мы можем видеть «скрытую» руку — цвет кожи как будто темнее. Второй слой содержит больше охры. Кроме того, с помощью съёмки обнаружились пунктирные линии для обозначения места иероглифического текста.

Второй любопытный случай, уже из гробницы Нахтамуна, касается изображения Рамзеса II. Изображение интересно и само по себе — египтяне старались показывать гладкие лица, а здесь фараон с щетиной. Учёные предполагали, что это знак скорби, так как Рамзес оплакивал смерть отца, Сети I, изображенного рядом. Ещё одно несоответствие канону — выступающий кадык Рамзеса, тоже нехарактерный для живописи того периода.

Однако более внимательное изучение этого изображения и химический анализ показали, что его корона и ожерелье были сильно отретушированы, а фигура перед фараоном — бог Птах, а не покойный Сети I.

Исследование изображения Рамсеса II методом MA-XRF.
Исследование изображения Рамсеса II методом MA-XRF.

В окончательной версии росписи формы короны и ожерелья Рамзеса скорее соответствуют XX династии, а не XIX — это значит, что Нахтамун служил не живому Рамзесу, а уже умершему и обожествлённому. Остаётся вопрос, почему фараон изображён так необычно. Как мы видим, египетские росписи могли редактировать, если художник ошибался или заказчик был недоволен результатом — прямо как современные творческие работники, не так ли?

Подготовка текста — Анна Гребенникова. Источники.

🗿19 августа — ПалеоАрхео-день на форуме «Ученые против мифов. Тихо! Идут раскопки». Кстати, там выступит египтолог Максим Лебедев на тему «Кто подделал гробницу Тутанхамона, бюст Нефертити и подпись Хеопса? Теории заговора в египетской археологии». Программа форума и билеты.

Вам также может быть интересно: