Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня я расскажу про микроавтобус - ЗиЛ "118".Погнали!!!
Технические характеристики:
Годы выпуска: 1962—1970 г.
Тип кузова: микроавтобус
Двигатель: ЗиЛ-130, бензиновый
Расположение двигателя: переднемоторная компановка
Количество цилиндров: 8
Расположение цилиндров: V-образно
Рабочий объем: 5980 см3.
Система питания: карбюратор
Коробка передач: АКПП 2
Мощность двигателя: 150 л.с.
Максимальная скорость: 120 км/ч
Масса снаряженная: 3750 кг
Количество мест:
общее: 17
Длина: 6840 мм
Ширина: 2110 мм
Высота: 2067 мм
Клиренс: 205 мм
Расход топлива: 28 л/100 км.
ЗиЛ-118 Юность — советский микроавтобус, который от других микроавтобусов отличался футуристичным дизайном.
Причиной создания нового автомобиля представительского класса стал спад в конце 50-х годов производства транспорта представительского класса.
Новый микроавтобус решили разрабатывать на базе шасси ЗиЛ-111.
Идея создания ЗиЛ-118 возникла в 1959 г.
В то время на заводе имени И.А. Лихачева резко сократился выпуск представительских лимузинов, а гос. заказ на ЗиЛ-111 расписали на несколько лет вперед. При этом ежегодное производство составляло не более 10–15 машин, в то время как ежегодный выпуск "сталинского" ЗиС-110 во многом благодаря выпуску модификаций такси и скорой помощи достигал 300 единиц.
Как уже упоминалось ранее, за основу был взят ЗиЛ-111, что подтверждают практически одинаковое шасси, та же автоматическая коробка передач и многие другие узлы.
Подвеску, однако, было необходимо усилить, а спереди добавить стабилизаторы поперечной устойчивости — ведь масса автомобиля заметно возросла, а следовательно и нагрузки тоже. Кроме этого, модернизации подверглись рулевой механизм и тормозная система.
Ведь главный замысел состоял в том, чтобы за счет более вместительной, чем у лимузина, вагонной компоновки кузова и рационального размещения пассажиров создать совершенно новый тип легкового автомобиля многоцелевого назначения с элегантной внешностью и внутренней отделкой.
В январе 1962 г. первый опытный образец стали обкатывать на улицах Москвы.
Несущий кузов микроавтобуса вагонной компоновки создали "с чистого листа". Это была дизайнерская находка.
Внешние формы, убранство и отделка интерьера соответствовали самым высоким эстетическим критериям. Да и комфорт вызывал только восторженные отзывы.
Всё, начиная от цветовой гаммы и кончая проработкой отдельных элементов, "зиловцы" выполнили на образцовом уровне.
Для удобства посадки и высадки имелась широкая дверь, расположенная с правой стороны, нижняя ступенька находилась всего в 400 мм над поверхностью дороги.
Отличную обзорность обеспечивало круговое остекление, включая окна с тонированными стеклами на скатах крыши.
Мало того, что все окна сливались практически в одно панорамное, большая часть крыши тоже была прозрачной — из затемненного стекла, а по центру этой самой крыши еще и красовался огромный сдвижной люк размером 183 на 68 см.
Дверь, расположенная в задней части кузова, позволяла в необходимых случаях загружать громоздкий багаж в отсек, освободившийся от демонтажа последнего ряда сидений.
Это же обстоятельство давало возможность превратить пассажирскую машину в санитарный автомобиль.
Что касается силового агрегата, то первый образец микроавтобуса инженеры оснастили 170-сильным мотором от грузовика "Урал", но он не прижился и было решено устанавливать на новинку шестилитровый двигатель V8 от того же ЗиЛ-111, предварительно снизив его мощность с 200 до 150 л. с. из-за того, что авто для первых лиц потребляло непопулярное в СССР высокооктановое топливо, в то время как микроавтобус должен был стать более общедоступным.
Чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, к их услугам были удобные сиденья, индивидуальное освещение, радиоприемник с четырьмя динамиками, пепельницы, крючки для верхней одежды, эффективные системы отопления и вентиляции и даже огромный (680х1830 мм) сдвижной люк в крыше.
Для лучшей термо- и звукоизоляции салона пространство между наружными и внутренними панелями кузова заполнялось пенополиуретаном.
Широкое применение пластиков, легких сплавов, штампованных цельнотянутых и гнутых силовых элементов дало возможность использовать без дополнительной переделки многие серийные агрегаты ЗИЛ-111.
Вождение автомобиля заметно облегчала двухступенчатая автоматическая "гидромеханическая" коробка передач, заимствованная у лимузина.
В распоряжении водителя находились регулируемое в продольном и вертикальном направлениях сиденье, электрические часы, микрофон.
Великолепную плавность хода обеспечивали независимая рычажно-пружинная подвеска впереди, дополненная стабилизатором поперечной устойчивости, и зависимая на длинных и мягких рессорах подвеска сзади. Интересно, что силовой агрегат, передняя подвеска с тормозами и рулевой механизм монтировались на легко отсоединяемом подрамнике, который крепился к основанию кузова с помощью резиновых подушек. По сути, зиловцы использовали модульный принцип построения конструкции, который и по сей день актуален. Возросшая до 4,5 т полная масса предопределила использование в конструкции рулевого управления мощного гидроусилителя.
В марте 1962 г. начались пробеговые испытания "Юности", которой присвоили обозначение ЗиЛ-118.
Десятки тысяч километров, пройденные по городам и весям страны, несмотря на некоторые недостатки еще «сырой» конструкции, подтвердили жизнеспособность выдвинутых идей.
ЗиЛ-118, показанный высшему партийно-правительственному аппарату, получил положительную оценку.
Более того, после осмотра "Юности" Н.С. Хрущёв, который был ярым сторонником развития общественного транспорта в СССР, со свойственной ему прямотой заявил: "Вот это народный автомобиль!" Машина произвела на него благоприятное впечатление, и особенно новаторским подходом при создании конструкции. После таких слов, сказанных первым лицом государства, противники "Юности" приумолкли.
Возможности ЗиЛ-118 позволяли использовать его для экскурсионно-туристических поездок; для обслуживания санаториев, домов отдыха, курортов; для транспортного обеспечения делегаций съездов, конференций, фестивалей и др. массовых мероприятий; для пригородного сообщения, в качестве маршрутного такси и автомобиля скорой медицинской помощи; наконец, под монтаж специального оборудования (кино-, радио- и телеустановки, передвижные лаборатории различного назначения) и пр.
Вроде как все указывало на блестящее будущее новинки.
Но для серийного производства требовалось серьезное финансирование.
К несчастью, действующий на тот момент семилетний план 1959-1965 годов не мог позволить масштабных вложений в автомобильную отрасль и строительство новых производственных мощностей. В дальнейшем мелкосерийное производство машины продолжилось уже в модернизированном варианте под индексом ЗиЛ-118К.
Итогом трудов инженеров стали всего 20 собранных вручную микроавтобусов ЗиЛ-118.
Из этих двух десятков микроавтобусов два преобразовали в реанимобили, которые при своей высоте потолка позволяли стоять врачам в салоне в полный рост, а плавность хода и специальный стол сделали реальным проведение операции даже на ходу.
Интересный факт:
Советский Союз тогда впервые принял участие в международной “Неделе автобусов” в Ницце "соревнования автобусных заводов и одновременно туристских организаций". XVII "Неделя" включала туристическое ралли из разных городов Европы в Ниццу, различные виды конкурсов, а также технические испытания автобусов. Победителем ралли, завоевавшим главный – Большой приз Президента Французской республики "севрскую вазу", был признан Интурист СССР за организацию и проведение маршрута ЗиЛ-118.
За участие в этом же состязании представителям СССР были присуждены Бронзовая медаль Комиссариата по туризму и вымпел Инициативного т
уристского комитета города Ниццы. В конкурсах и технических испытаниях автобусов участвовало 129 машин 50 фирм. ЗиЛ-118 доказал, что находится на уровне достижений того времени.
По тягово-скоростным свойствам, уровню внешнего шума, плавности хода ЗиЛ-118 завоевал Большой приз конкурса – кубок Оргкомитета. В конкурсе кузовов "Юности" вместе с другими отечественными автобусами присудили Серебряную медаль Французской федерации кузовостроения.
Всего наша машина увезла на родину 12 призов.
Такого не удавалось ни одному отечественному автобусу ни до, ни после ЗиЛ-118.
На этом моя статья заканчивается. Ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на мой канал. Смотрите и читайте другой мой контент. Пока-пока!