Маяковский не имел никакого отношения к тексту оперы, его написал другой футурист - Алексей Крученых. Да и " заумью", в духе которой он написан, Маяковский, насколько я знаю, не баловался.
#45 Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову
Так получилось, что приехав из Кисловодска в Петербург, я попала в библиотеку Маяковского именно в день рождения поэта: 19 июля! Да не просто в день рождения, а на 130- летний юбилей! И не просто на юбилей, а на перформанс open air, посвященный этому событию.
В библиотеку я приехала, чтобы продолжить работу над моими рахманиновскими изысканиями. О них читайте в подборке:
Мне всë прекрасно удалось, благодаря любезности сотрудников и высочайшему уровню самой библиотеки, о чем надеюсь написать отдельно. "Но впрочем, песня не о том, а"... о Маяковском. Точнее, о юбилейном перформансе в библиотеке.
Когда-то я написала своей подруге библиотекарю нечто вроде такого рэперского стишка:
" Кто такой библиотекарь?
Тот, кто раньше всех приходит,
Целый день чаи гоняет,
Он от скуки всë вздыхает,
Себе места не находит
И сдувает с книжек пыль"?
Я ещë раз убедилась, что работники библиотеки Маяковского, как и моя подруга, совсем не такие. Они - необыкновенно креативные люди!
Начнëм с того, что перформанс и выставка-инсталляция «ПРОекция» — оммаж творчеству одного из самых смелых бунтарей в искусстве, проходил в месте, освящëнном "преданьями старины глубокой". Библиотека имени Маяковского находится в историческом центре Петербурга на набережной реки Фонтанки, рядом с Невским проспектом.
Главный еë корпус расположен в здании бывшего подворья Троице-Сергиевой лавры.
Об этом "говорят" различные детали древнерусской храмовой архитектуры в убранстве здания: кокошники, резные полуколонны, многочисленные изображения шестикрылых серафимов
Представление проходило во внутреннем дворике библиотеки, в котором сохранилось здание церкви:
В этом историческом open air была установлена вот такая инсталляция:
Мне она сразу напомнила декорации к спектаклям Маяковского
Но ещë больше-декорации Казимира Малевича к футуристической опере "Победа над солнцем", в ходе работы над которыми возник замысел " Чëрного квадрата"
Вот что писали о сценографии этой оперы: «Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены». Так что квадрат и куб - знаковые фигуры для русского авангарда и вызывают множество аллюзий.
Маяковский не имел никакого отношения к тексту оперы, его написал другой футурист - Алексей Крученых. Да и " заумью", в духе которой он написан, Маяковский, насколько я знаю, не баловался. Но всë же, опера, поставленная в 1913 году, оказала большое влияние на авангардную живопись и сценографию. О значимости еë для развития современного искусства говорит тот факт, что она была восстановлена в 2013 году не кем-нибудь, а группой Стаса Намина. Кому интересно, посмотрите видео на YouTube:
Вернëмся к инсталляции. Воздушный шар в виде дирижабля, в окружении облаков из прозрачных шариков, напоминает о развитии воздухоплавания в начале XX века. Стать подобным птицам, осуществить мечту Икара - это придавало дерзости, она была свойственна духу времени. Многократно повторяющаяся форма рупора или громкоговорителя напоминает о том, что поэт является выразителем дум и чаяний своего времени, его творчество как рупор доносит их до современников и потомков. Зеркало же внутри самого большого, центрального рупора усиливает эту мысль, а отражение в нëм каждого из нас говорит о том, что каждый может найти отражение какой-то частички себя в творчестве поэта.
К сожалению, весь перформанс я не смогла посмотреть. Дул жуткий ледяной ветер. Закалëнные питерцы, привычные к нему, стояли как ни в чем не бывало, а мне, изнеженной курортнице, пришлось уйти после первой части. Это был, насколько я понимаю, DJ сет. А по-русски-хореографический номер. Три девушки в красных футболках показывали прекрасное владение различными жестами рук. Остальные части тела как-то не были задействованы. Если не считать, что они иногда перемещались по площадке. Тут у меня было мало аллюзий. Разве что некоторое сходство с упражнениями из мейерхольдовской "биомеханики". Правда, там задействовано всë тело. Возможно, это была реконструкция одного из направлений авангардного балета, не знаю. Лица у девушек были абсолютно бесстрастными и даже суровыми. В общем, им удалось воплотить "надчувственность" или "надмирность", если, конечно, это было их задачей.
Вот такие приëмы "непрямого цитирования" увиделись мне в этом действе, посвящëнном 130-летию Маяковского работниками библиотеки, носящей его имя.
А вам что увиделось в инсталляции? Пишите в комментариях ваши ассоциации. И не забывайте подписываться на канал, питерские культпоходы только начались, а отснятого материала уже много. Мы с вами посетим выставки к 150- летию Федора Шаляпина, Резо Габриадзе в Шереметевском дворце. Конечно, побываем в любимом театре музкомедии. Это только из того, что отснято. За остальное пока не скажу, планов много! Ваша Татьяна Брунько из Санкт-Петербурга.
Смотрите Петербургские культпоходы этого и прошлого года в подборке: