Найти тему

Маяковский и Рахманинов-что общего у двух юбиляров?

Маяковский не имел никакого отношения к тексту оперы, его написал другой футурист - Алексей Крученых. Да и " заумью", в духе которой он написан, Маяковский, насколько я знаю, не баловался.

#45 Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову

Так получилось, что приехав из Кисловодска в Петербург, я попала в библиотеку Маяковского именно в день рождения поэта: 19 июля! Да не просто в день рождения, а на 130- летний юбилей! И не просто на юбилей, а на перформанс open air, посвященный этому событию.

В библиотеку я приехала, чтобы продолжить работу над моими рахманиновскими изысканиями. О них читайте в подборке:

Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову | Музыкалка с Татьяной Брунько | Дзен

Мне всë прекрасно удалось, благодаря любезности сотрудников и высочайшему уровню самой библиотеки, о чем надеюсь написать отдельно. "Но впрочем, песня не о том, а"... о Маяковском. Точнее, о юбилейном перформансе в библиотеке.

Когда-то я написала своей подруге библиотекарю нечто вроде такого рэперского стишка:

" Кто такой библиотекарь?

Тот, кто раньше всех приходит,

Целый день чаи гоняет,

Он от скуки всë вздыхает,

Себе места не находит

И сдувает с книжек пыль"?

Я ещë раз убедилась, что работники библиотеки Маяковского, как и моя подруга, совсем не такие. Они - необыкновенно креативные люди!

Начнëм с того, что перформанс и выставка-инсталляция «ПРОекция» — оммаж творчеству одного из самых смелых бунтарей в искусстве, проходил в месте, освящëнном "преданьями старины глубокой". Библиотека имени Маяковского находится в историческом центре Петербурга на набережной реки Фонтанки, рядом с Невским проспектом.

Фото автора. Вид Фонтанки от библиотеки Маяковского
Фото автора. Вид Фонтанки от библиотеки Маяковского

Главный еë корпус расположен в здании бывшего подворья Троице-Сергиевой лавры.

Фото автора. Здание подворья Троице-Сергиевой лавры, в котором расположен главный корпус библиотеки
Фото автора. Здание подворья Троице-Сергиевой лавры, в котором расположен главный корпус библиотеки

Об этом "говорят" различные детали древнерусской храмовой архитектуры в убранстве здания: кокошники, резные полуколонны, многочисленные изображения шестикрылых серафимов

Фото автора. Фрагмент фасада.
Фото автора. Фрагмент фасада.

Представление проходило во внутреннем дворике библиотеки, в котором сохранилось здание церкви:

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

В этом историческом open air была установлена вот такая инсталляция:

Фото автора. Здесь уже началось действо
Фото автора. Здесь уже началось действо

Фото автора. Вид сбоку.
Фото автора. Вид сбоку.

Мне она сразу напомнила декорации к спектаклям Маяковского

Фото из интернета
Фото из интернета

Но ещë больше-декорации Казимира Малевича к футуристической опере "Победа над солнцем", в ходе работы над которыми возник замысел " Чëрного квадрата"

Фото из интернета. Эскиз декорации Малевича. "Солнце", которое олицетворяло (не подумайте ничего плохого) аморфную природу либо... поэзию Пушкина, здесь наполовину  побеждено техническим прогрессом либо... авангардной поэзией
Фото из интернета. Эскиз декорации Малевича. "Солнце", которое олицетворяло (не подумайте ничего плохого) аморфную природу либо... поэзию Пушкина, здесь наполовину побеждено техническим прогрессом либо... авангардной поэзией

Вот что писали о сценографии этой оперы: «Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены». Так что квадрат и куб - знаковые фигуры для русского авангарда и вызывают множество аллюзий.

Маяковский не имел никакого отношения к тексту оперы, его написал другой футурист - Алексей Крученых. Да и " заумью", в духе которой он написан, Маяковский, насколько я знаю, не баловался. Но всë же, опера, поставленная в 1913 году, оказала большое влияние на авангардную живопись и сценографию. О значимости еë для развития современного искусства говорит тот факт, что она была восстановлена в 2013 году не кем-нибудь, а группой Стаса Намина. Кому интересно, посмотрите видео на YouTube:

Вернëмся к инсталляции. Воздушный шар в виде дирижабля, в окружении облаков из прозрачных шариков, напоминает о развитии воздухоплавания в начале XX века. Стать подобным птицам, осуществить мечту Икара - это придавало дерзости, она была свойственна духу времени. Многократно повторяющаяся форма рупора или громкоговорителя напоминает о том, что поэт является выразителем дум и чаяний своего времени, его творчество как рупор доносит их до современников и потомков. Зеркало же внутри самого большого, центрального рупора усиливает эту мысль, а отражение в нëм каждого из нас говорит о том, что каждый может найти отражение какой-то частички себя в творчестве поэта.

Фото автора.
Фото автора.

К сожалению, весь перформанс я не смогла посмотреть. Дул жуткий ледяной ветер. Закалëнные питерцы, привычные к нему, стояли как ни в чем не бывало, а мне, изнеженной курортнице, пришлось уйти после первой части. Это был, насколько я понимаю, DJ сет. А по-русски-хореографический номер. Три девушки в красных футболках показывали прекрасное владение различными жестами рук. Остальные части тела как-то не были задействованы. Если не считать, что они иногда перемещались по площадке. Тут у меня было мало аллюзий. Разве что некоторое сходство с упражнениями из мейерхольдовской "биомеханики". Правда, там задействовано всë тело. Возможно, это была реконструкция одного из направлений авангардного балета, не знаю. Лица у девушек были абсолютно бесстрастными и даже суровыми. В общем, им удалось воплотить "надчувственность" или "надмирность", если, конечно, это было их задачей.

Вот такие приëмы "непрямого цитирования" увиделись мне в этом действе, посвящëнном 130-летию Маяковского работниками библиотеки, носящей его имя.

А вам что увиделось в инсталляции? Пишите в комментариях ваши ассоциации. И не забывайте подписываться на канал, питерские культпоходы только начались, а отснятого материала уже много. Мы с вами посетим выставки к 150- летию Федора Шаляпина, Резо Габриадзе в Шереметевском дворце. Конечно, побываем в любимом театре музкомедии. Это только из того, что отснято. За остальное пока не скажу, планов много! Ваша Татьяна Брунько из Санкт-Петербурга.

Смотрите Петербургские культпоходы этого и прошлого года в подборке:

Культпоходы. Петербург. | Музыкалка с Татьяной Брунько | Дзен