Отсутствие мотивации учиться
Все чаще звучит не то «жалоба», не то «констатация факта», не то «крик о помощи» со стороны родителей подрастающего поколения, учителей, а иногда и самих молодых людей, которые не могут справится самостоятельно со своей «непонятной ленью» и обращаются за помощью к психологу или психотерапевту.
Действительно, ли «лень» всему виной или есть другие причины такому состоянию, которое внешне выглядит как «лень» и красиво звучит в разговорах со специалистами как «отсутствие мотивации»?
Могу сказать как психолог, ведущий практику в психоаналитическим методе, что для меня нет единого или общего ответа для всех на этот вопрос.
Во-первых, важно оценить возрастной критерий обратившегося за помощью, так как от этого зависит в какой стадии своего развития он находится. Возможно, для этого периода взросления будет характерным активный гормональный фон, который будет оказывать влияние на физическое и эмоциональное состояние подростка, что соответственно скажется и на его учебном процессе.
Во-вторых, важно понимать была ли эта «лень» у него «всегда» или она появилась с какого-то момента? Думаю понятно, что у всех и каждого есть свой ответ на этот вопрос. Кто-то «всегда не отличался прилежностью» в учебе, а у кого-то это может появилось, например, в связи с переходом в старшие классы или новую школу, как «потеря уверенности» в новом коллективе; у кого-то в семье могли произойти изменения, которые оставили непростой след в душе. Причин, которые могли «нанести урон» освоению учебного процесса в самом детстве или позже могло быть много в общей массе, то есть назвать все, даже классифицировав их, не представляется мне возможным.
Интересно, что зачастую, если спросить клиента, который обратился за помощью с этим запросом к психологу, о причине возникновения его «лени», то вопрос даже не будет принят для размышления над ним, ответ будет обозначен как «не знаю», «просто не хочу», «не интересно».
Работая же на сессиях, психоаналитически ориентированный психолог может «услышать» причину «лени» в каждом конкретном случае и отразить, обратить на это внимание клиента, что в свою очередь позволит подростку поисследовать это место, рассмотреть то, что не дает возможности учиться, идти дальше. Как бы увидеть для начала «камень преткновения», далее рассмотреть его со всех сторон, а потом увидеть дорогу за этим камнем.
Еще один важный момент, который хотелось бы отметить- это отсутствие возможности у большинства молодых людей размышлять о себе в «обычной, повседневной жизни», находясь рядом с другим. Говорить о своих переживаниях, чувствах и эмоциях, мечтах, тревогах словесно, искренне, не боясь пораниться.
Находясь на сессиях в присутствии психолога, который внимательно, участливо и бережно «идет совместно» с клиентом, за его речью, переживаниями, за его проблемами и мечтами, принимая все, чем он делится, клиент может «разобрать ворох своих проблем» и «навести порядок в своей голове», «выбросить мусор, который мешает» и «прояснить свои истинные желания и цели», что даст, в свою очередь, много энергии для его дальнейшего движения.
Я очень люблю психоаналитическую психотерапию, я ценю и уважаю клиентов, которые «идут свой путь» ,и я готова идти рядом с ними, мысленно «держа за руку» в самых сложных ситуациях. У меня нет, единого ответа или решения для всех в причине появления «лени» или отсутствии мотивации, но есть предположение, граничащее с уверенностью, что «лени» нет, когда есть понимание себя. И, единственным ответом для большинства будет предложение обратиться к специалисту и начать свою психоаналитическую психотерапию.
Отсутствие мотивации учиться
Все чаще звучит не то «жалоба», не то «констатация факта», не то «крик о помощи» со стороны родителей подрастающего поколения, учителей, а иногда и самих молодых людей, которые не могут справится самостоятельно со своей «непонятной ленью» и обращаются за помощью к психологу или психотерапевту.
Действительно, ли «лень» всему виной или есть другие причины такому состоянию, которое внешне выглядит как «лень» и красиво звучит в разговорах со специалистами как «отсутствие мотивации»?
Могу сказать как психолог, ведущий практику в психоаналитическим методе, что для меня нет единого или общего ответа для всех на этот вопрос.
Во-первых, важно оценить возрастной критерий обратившегося за помощью, так как от этого зависит в какой стадии своего развития он находится. Возможно, для этого периода взросления будет характерным активный гормональный фон, который будет оказывать влияние на физическое и эмоциональное состояние подростка, что соответственно скажется и на его учебном процессе.
Во-вторых, важно понимать была ли эта «лень» у него «всегда» или она появилась с какого-то момента? Думаю понятно, что у всех и каждого есть свой ответ на этот вопрос. Кто-то «всегда не отличался прилежностью» в учебе, а у кого-то это может появилось, например, в связи с переходом в старшие классы или новую школу, как «потеря уверенности» в новом коллективе; у кого-то в семье могли произойти изменения, которые оставили непростой след в душе. Причин, которые могли «нанести урон» освоению учебного процесса в самом детстве или позже могло быть много в общей массе, то есть назвать все, даже классифицировав их, не представляется мне возможным.
Интересно, что зачастую, если спросить клиента, который обратился за помощью с этим запросом к психологу, о причине возникновения его «лени», то вопрос даже не будет принят для размышления над ним, ответ будет обозначен как «не знаю», «просто не хочу», «не интересно».
Работая же на сессиях, психоаналитически ориентированный психолог может «услышать» причину «лени» в каждом конкретном случае и отразить, обратить на это внимание клиента, что в свою очередь позволит подростку поисследовать это место, рассмотреть то, что не дает возможности учиться, идти дальше. Как бы увидеть для начала «камень преткновения», далее рассмотреть его со всех сторон, а потом увидеть дорогу за этим камнем.
Еще один важный момент, который хотелось бы отметить- это отсутствие возможности у большинства молодых людей размышлять о себе в «обычной, повседневной жизни», находясь рядом с другим. Говорить о своих переживаниях, чувствах и эмоциях, мечтах, тревогах словесно, искренне, не боясь пораниться.
Находясь на сессиях в присутствии психолога, который внимательно, участливо и бережно «идет совместно» с клиентом, за его речью, переживаниями, за его проблемами и мечтами, принимая все, чем он делится, клиент может «разобрать ворох своих проблем» и «навести порядок в своей голове», «выбросить мусор, который мешает» и «прояснить свои истинные желания и цели», что даст, в свою очередь, много энергии для его дальнейшего движения.
Я очень люблю психоаналитическую психотерапию, я ценю и уважаю клиентов, которые «идут свой путь» ,и я готова идти рядом с ними, мысленно «держа за руку» в самых сложных ситуациях. У меня нет, единого ответа или решения для всех в причине появления «лени» или отсутствии мотивации, но есть предположение, граничащее с уверенностью, что «лени» нет, когда есть понимание себя. И, единственным ответом для большинства будет предложение обратиться к специалисту и начать свою психоаналитическую психотерапию.