Когда мы побывали в одном из самых известных регионов Турции, друзья и родные завалили вопросами, что там и как. Собрала ответы сюда.
Мерхаба всем, кто ищет (и находит) Дзен! Меня зовут Нинель Гусева – журналист и февралистка. Год назад оказалась в Турции с мужем и сыном.
Рассказываю, каково северянам на югах, красотах Средиземноморья и сюрпризах, которые жизнь в новой стране регулярно подкидывает.
1.Сколько стоит?
Дешевле всего весной, но высока вероятность уехать ни с чем – в это время года полёты часто отменяют из-за погодных условий.
В марте 2023 года это стоило от 160 евро с человека. С апреля по октябрь – от 180 до 330 евро. Полёт не индивидуальный: есть тариф стандарт (до 26 пассажиров в корзине), комфорт (до 20-ти) и делюкс (6-12 человек). Последний ожидаемо самый дорогой – 450 евро, но и летают они вполовину дольше, 1,5 часа. Скидок детям, пенсионерам и прочим льготникам нет.
Лайфхак: если вечером накануне полёта прийти в контору, которая их организует, цену могут скинуть на 25%!
2. Было страшно?
Мне – нет. Но я не боюсь высоты.
Корзина (их ещё называют гондолами) поднимается вверх плавно и абсолютно незаметно для тебя, в воздухе её не трясёт и не качает. За время полёта высота меняется несколько раз: иногда будете лететь так низко, что, кажется, можно дотронуться рукой до скал.
Под вами сменяются долины, сельские домики, фруктовые сады и снова долины. А иногда шар будет зависать, создавая фон для фотосессий в летящих платьях.
Лайфхак: высота корзины – около 140 см, поэтому детей лучше брать с собой лет с десяти.
3. Почему в такую рань?
Воздушный шар может подниматься только в холодном воздухе. Поэтому летом стартуют с 4:30 до 5 утра, зимой и осенью – с 6 до 7-ми.
Нас забрали из отеля в 03:45. Окончательно я проснулась только на площадке взлёта – от рёва газовых горелок.
В огромной долине то тут, то там вспыхивает красное зарево – и очередной шар обретает очертания. Подготовка занимает около получаса: купол расправляют на земле, наполняют воздухом, потом кто-то из команды заходит внутрь проверить его целостность.
Когда все пассажиры уже в корзине, пилот представляется и проводит инструктаж на английском. Потом слушать никто не будет – эмоции зашкаливают, глаза разбегаются, а информация важная. Касается она самой опасной части полёта – посадки.
В момент приземления пассажирам нужно развернуться спиной к борту, присесть и держаться за специальные поручни. В идеале корзина должна мягко и точно совершить посадку на автоприцеп. Но у нас без экстрима не обошлось: аэростат приземлился, но не остановился – его подхватил порыв ветра. После второго удара о землю корзина завалилась на бок: никто не пострадал, но толчок был довольно сильным. Инструктаж пригодился – если не присесть и не держаться, вылететь можно запросто.
На земле члены команды собирают шар (за 20 минут огромный купол становится размером с большой чемодан), вручают путешественникам именные сертификаты о полёте и угощают шампанским (безалкогольным).
Лайфхак: наверху даже летом прохладно, поэтому одеться стоит в несколько слоёв.
4. У пилотов есть образование?
В Каппадокии эта профессия как гондольер в Венеции – престижная и денежная. Такой клуб избранных с идеальным здоровьем: раз в год у них жёсткая медкомиссия.
Чтобы получить диплом, нужно отучиться 2 года, пройти курсы первой помощи и поведения в нештатных ситуациях. А ещё – налетать 350 часов над Каппадокией и сдать экзамены на полеты на каждом виде шара, с каждого вида корзиной, в одиночку, 5, 10 и 16 пассажирами. Среди пилотов есть женщины, их около 20-ти.
Нашего прекрасного пилота звали Букет Юнгель – молодая женщина лет 35-ти браво ворочала тросами, успевала позировать пассажирам для селфи, шутить, поддать газку и постоянно общаться по рации. Последнее обязательно, чтобы не столкнуться с другим шаром: у каждого из них свой позывной, и пилот, который выше, запрашивает по рации разрешение на спуск у того, кто ниже.
В день, когда летали мы, в небе одновременно находились 135 аэростатов.
5. А они падают?
Да. Но ооооочень редко.
Полеты на воздушных шарах над Каппадокией начались в 1997 году. За 26 лет в результате пяти несчастных случаев погибли 8 человек. Последний инцидент произошёл в октябре 2022 года. Причиной ЧП стало резкое усиление ветра при приземлении.
Поэтому сфера жестко контролируется государством. Ночь накануне проходит в ожидании: даст государственная служба гражданской авиации Турции разрешение на взлёт или нет. Аэростаты не поднимаются в воздух в дождь, туман, снег и при ветре свыше 10 км/час. А после каждых ста полётов госкомиссия проверяет состояние шара.
Перед приездом просмотрите сайты компаний - если едете с группой, может получиться дешевле, чем у гида.
Voyager Balloons — www.voyagerballoons.com
Butterfly Balloons — www.butterflyballoons.com
Royal Balloons — www.royalballoon.com
Полетели бы? Если уже летали - поделитесь ощущениями, сравним впечатления.
Другие статьи и видео о том, куда можно отправиться в Турции: