Была в Томске я была в большом торговом центре "Изумрудный город", но внешне он вообще не зелёный. Мало кто знает, что автор «Волшебника Изумрудного города» А. Волков жил какое-то время в Томске. А теперь персонажи его книги в буквальном смысле появились на улицах города. Скульптор из Словакии больше года трудился над созданием Элли и её волшебных друзей. И в 2014 году в присутствии родственников писателя на Комсомольском проспекте состоялось торжественное открытие памятника.
Памятники
В Томске много разных памятников и я так и не могла обойти все.
Знаменитый волк из советского мультфильма «Жил-был пёс» – один из самых удивительных памятников города. В бронзе спрятана начинка в виде микросхемы, с помощью которой волк умеет произносить свои легендарные фразы. В 2005 году столь интересную скульптуру Томску подарили местные предприниматели. По их мнению, образ весёлого персонажа как нельзя лучше отображает состояние счастья и эйфории.
Спорный памятник у одних вызывает улыбку, у других возмущение. Без обуви, с неестественно большими ногами Чехов выглядит крайне нелепо. Всё дело в том, что литературный гений Томск не любил и отзывался о городе дурно. Скульптор Л. Усов нарочно изобразил писателя в неприглядном виде, с ироничной надписью на постаменте. Своеобразная месть удалась – теперь это один из самых посещаемых памятников Томска.
Странный, но комичный памятник забавляет посетителей томского музея истории. Скульптура изображает неудачливого любовника, застигнутого врасплох. Бедолага в одних трусах висит на карнизе. К открытию памятника томичи подошли с юмором – презентация состоялась в день Святого Валентина. А сотрудники музея поддерживают особую традицию – каждый год переодевают мужчину в новые трусы.
Учёные Флоринский и Менделеев сыграли далеко не последнюю роль в зарождении Томского государственного университета. И в 2018 году город отдал дань этим великим деятелям науки. Памятник установлен исключительно на благотворительные взносы жителей Томска. Его отличительная деталь – табличка, на которую можно навести смартфон и увидеть, как выглядели окрестности в прошлом веке.
На площади Кирова возвышается 13-метровый памятник всем, кто посвятил свою жизнь созданию космической техники. В центре – заслуженный гражданин города Пётр Васильевич Голубев, основавший научно-производственный центр «Полюс». За его спиной – имитация ракеты и парящие в воздухе спутники. Установили мемориал в 2011 году, приурочив событие к 60-й годовщине существования «Полюса».
Музей
Немного об месте где стоит музей истории Томска. История Томска началась с крутого холма. В начале XVII века на поклон к тогдашнему правителю Борису Годунову пришел татарский князь Тоян с просьбой о помощи. Дело в том, что территория, на которой располагались племена Тояна, возле реки Томь, регулярно подвергалась набегам киргизов и калмыков. По распоряжению царя и была построена Томская крепость. И именно на этом холме, откуда открывался прекрасный взор на окрестности. Гора впоследствии получила название Воскресенская в честь первой церкви, которая была на ней воздвигнута. Купола церкви видны из многих точек города.
Забавный и необычный памятник российской денежной единице. Вес монеты – 250 кг, а выполнена она из дерева, что символизирует лесную промышленность края. Двухметровый монумент с 2008 года считается главным объектом ежегодного городского карнавала. Деревянный рубль в точности повторяет дизайн оригинальной валюты РФ и по праву называется самым большим рублём в мире.
На керамической и глиняной посуде часто изображают шишки и еловые ветки.
Так же стены и ступеньки в музее оформлены рисунками.
Так же представлено Пианино-проигрыватель (также известное как пианола) - это самоиграющее пианино, содержащее пневматический или электромеханический механизм, который управляет действием пианино с помощью запрограммированной музыки, записанной на перфорированной бумаге или, в редких случаях, на металлических рулонах.
В музее есть часть посвященная коммунальной квартире.
Отдельной историю можно посветить старой пожарной вышке в музее. Именно с неё можно влюбиться в этот город. Вид обалденный. Там стоят три почтовых ящика для желаний, на самом деле их три: "Во вселенную" "В Ноосферу" и "Гудвину".
Граффити
Наверное в каждом городе есть по-настоящему красивые граффити. В Томске есть просто рисунки, есть граффити с элементами истории, а на берегу Томи есть стена на которой нарисованы и подписаны рыбы, которые водятся в данной реке.
Архитектура
Гуляя по городу интересно рассматривать дома в деталях, одна из самых интересных улиц, которые интересно разглядывать это Татарская. Тут стоит одна из мечетей.
В городе интересны не только деревянные постройки, но и каменные. Современные дома тоже бывают с интересной архитектурой. Также некоторые новые здания с отсылками на старинные здания, таким явлением является шпиль. Не знаю почему в Томске такая любовь к этой детали, возможно из-за сильных гроз, которые часто тут бывают.
Томск внимателен к деталям не только в архитектуре, но и в обустройстве города, ножки мусорок выполнены виде лошадей.
Отличная идея!
Секрет хорошего вида зданий культурного наследия это проект "Дом за 1 рубль" классная идея для сохранения красивых зданий в городе. В рамках проекта "Дом за 1 рубль" инвесторам предлагается за свой счет отремонтировать старинные дома, а взамен получить здание в аренду на 49 лет по льготной цене. Льготы по арендной плате устанавливаются поэтапно – на само здание и на земельный участок, на котором оно расположено. С момента заключения договора аренды инвестору предоставляется первая льгота по земле. Аренда земельного участка сокращается в тысячу раз сроком на два года. После разработки проектной документации стоимость аренды сокращается в десять раз, а льготы по земле продляются ещё на два года. После выполнения ремонтных работ, льготы по земле распространяются на весь оставшийся срок аренды, а за аренду здания инвестор платит 1 рубль в год. В данный момент Восстановленных домов не много, но это долгое и трудное занятие.
Музей славянской мифологии
Первый музей славянской мифологии — это уникальное интерактивное пространство, гость может узнать славянскую историю, культуру, традиции, мифологию и творчество. В основе музея — частная художественная коллекция. Это оригинальная станковая живопись, графика и произведения отечественного декоративно-прикладного искусства по мотивам славянской истории, мифологии, эпических сказаний, русских сказок и обычаев. Музей собирает, выставляет и популяризирует творчество современных художников, которые пишут в духе национального романтизма В. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха и др.
Музей функционирует и как образовательный центр. Они рассказывают о мифологии проводя лекции, увлекательные уроки и проектную исследовательскую деятельность со школьниками и студентами.
Нет смотрителей, многие экспонаты можно взять в руки.
Случайно набрела
В качестве сувенира из Томска я решила привезти не только стандартные вещи, но и что-то душевное для себя. Посмотреть хотелось что-то тематическое так, что выбор пал на аниме тематику. Обошла я три магазина с аниме товарами, два первых не впечатлили, а вот третий. Нашла магазин в Яндекс.Картах. Магазин "Whatever you want!" большой для данной темы (в Нижнем Новгороде похожего по размерам не видела), ассортимент огромный, кроме аниме, можно найти на тему по Гарри Поттеру, Доктору Кто и просто оригинальные предметы. Себе я приобрела кружку ТАРДИС, набор китайских палочек и лапшу с кимчи!
Музыка на улицах
Музыка в Томске везде. Музыканты играют не только на легко переносимых инструментах, но и на пианино. Пианино стоят прямо на улице просто в беседках и каждый желающий может сесть и поиграть.
Водный транспорт и Томь.
Томь — второй по водности приток Оби, а по Оби пароходы ходили уже в середине XIX века. Вверх по Томи до места, где сейчас стоит Новокузнецк, первый пароход поднялся в 1898 году. Когда в 1910-е увеличилась добыча угля, то усилился поток пассажиров. Томь стала ключевой транспортной артерией для людей и грузов. Индустриализация сделала первый толчок в сторону обрыва для речного судоходства по этой реке. Массовая рубка леса привела к тому, что Томь год от года неуклонно мелела на всём протяжении русла. Уровень воды падал, поэтому острова и мели увеличивались. Судоходство становилось сложнее — в русле пришлось прочищать путь, чтобы проходили грузовые суда. Развивались другие виды транспорта, росла дорожная сеть. Всё же несмотря на это в 1974 году по Томи перевозили более 700 000 пассажиров в год, но ключевым видом транспорта стали не теплоходы с большой осадкой, а плоскодонные суда с водомётными двигателями — им не требовались ни большая глубина, ни сложно оборудованные причалы. Усложняющиеся речные условия делали судоходство дорогим, сезон большой воды сократился, грузы стало выгоднее возить по земле. Сокращение населения в приречных деревнях тоже уменьшало спрос. Распад СССР добил судоходство. Один из последних катеров передали в частные руки в 2005-м. Во время высокой воды, в мае–июне, он осуществлял регулярные рейсы до 2014 года. В 2014-м речной флот на Томи прекратил существовать.
Вообще прекращению судоходства по реке Томь было несколько причин. Ключевая причина закрытия судоходства — Томь стала неприлично мелкой. Для всех горных рек (а Томь именно горная река) обмеление в нижнем течении — естественный процесс. Гидрологи называют его «переработкой» — река перерабатывает тонны гравия, во время паводка вынося его из горных верховий вниз. Именно поэтому прочищенный фарватер с годами затягивает, а перекаты и мели растут. Чтобы поддерживать судоходство на Томи, при СССР регулярно проводили работы по углублению русла, организовывали это власти городов и районов, а также предприятия, заинтересованные в проходимости реки: золотодобытчики и лесозаготовители. Одним из планируемых результатов постройки Крапивинской ГЭС было именно восстановление и удешевление судоходства: из-за плотины уровень Томи бы не менялся бы так сильно в течение года. Водохранилище в паводок набирало бы воду, обезопасив все населённые пункты ниже по течению, а в безводные месяцы, наоборот, отдавало. Гидроэлектростанцию, как известно, не достроили. По каким-то причинам работы по очистке фарватера с конца 70-х становятся реже, а в 90-е прекращаются. Сейчас по Томи в августе даже на крохотной двухместной моторке ходить тяжело.
Вторая причина: пропала необходимость. Природные ресурсы — сейчас везут до железной дороге автотранспортом. Из колоний и посёлков в верховьях Томи, в районе Междуреченска, лесовозы и вовсе уезжают таёжными дорогами в Хакасию. Актуальность Томи как грузовой транспортной артерии под вопросом ещё с 70-х. Пассажирам можно было доплыть на теплоходе, а можно — доехать на автобусе. Но у жителей крупных удалённых деревень таких как Новокузнецкого и Крапивинского районов варианта с автобусом не было. Многие населённые пункты в апреле-июле были связаны с городами именно речным транспортом. Деревень вдоль Томи раньше было ещё больше, но к концу 70-х годов многие расселили — отчасти из-за депопуляции, отчасти в рамках подготовки к строительству той самой Крапивинской ГЭС. В 90-е постепенно вымерли почти все оставшиеся приречные деревни. Необходимость в пассажирских перевозках по реке практически отпала.
Последняя причина. Экономическая нецелесообразность связана с предыдущими двумя. Поддержание работоспособного речного флота и необходимость регулярной очистки русла делают стоимость перевозки по Томи неконкурентоспособной при текущем уровне развития железнодорожного и автомобильного транспорта.
В целом понимание, как восстановить судоходность реки, есть. Для этого требуются титанические средства: восстановление лесов, углубление русла, закупка судов, соответствующих современным требованиям безопасности, создание причальных сооружений. Данный перечень работ делает это экономически нецелесообразным. Так что стоять Речному вокзалу пустым ещё долго (пока здание не используется).
Немного вечернего города!