Найти тему

ЭДГАР ДЕГА

Неожиданно передо мной предстала группа небольших скульптурок. Живые, пластичные. Словно вот прямо сейчас намятые трепещущей рукой художника, да и оставленные так, незаконченные.

Конечно, когда мы прошлись по Аббатству Фонтевро и пошли в музей, я ожидала увидеть прекрасное. Но то, что в далекой французской глубинке будет такая замечательная коллекция - нет. Правда я уже к традиции обнаруживать в маленьких музеях что-то интересное уже начала привыкать. А какая в Псковском местном музее коллекция портретов! Вот соберусь и напишу обязательно.

СКУЛЬПТУРЫ

УДИВЛЕННАЯ ЖЕНЩИНА

Я ее специально сфотографировала с двух разных ракурсов. Вам какой больше нравится?

Забавно, что с разных ракурсов смысл разный. Если посмотреть спереди, то мы видим, как женщина стыдливо прикрывает свое тело руками. Я почувствовала смущение, стремление закрыться.

Но если смотреть сзади, то попробуйте сами свои чувства проверить. Какие они?

Удивленная женщина. Эдгар Дега
Удивленная женщина. Эдгар Дега

Опишу свои. Тело наклонено, взгляд назад, словно из-под лобья. Возникает чувство опасности. С этого ракурса я вовлекаюсь в игру, словно я сама опасность и именно от меня женщина пытается скрыться.

Если смотреть спереди, то я сторонний наблюдающий. Подглядывающий за происходящим, но не участник.

Удивленная женщина. Эдгар Дега
Удивленная женщина. Эдгар Дега
Danseuse regardant la planète de son pied droit. Эдгар Дега
Danseuse regardant la planète de son pied droit. Эдгар Дега

ТАНЦОВЩИЦА СМОТРЯЩАЯ НА ПЛАНЕТУ СВОЕЙ ЛЕВОЙ НОГОЙ

Я специально написала название на французском. А вот перевод у меня вызвал улыбку. Мне тут видится ирония. Я бы перевела как Танцовщица показывающая Миру (планете) свою левую ступню. Да и сама поза несколько двусмысленная, ну вы понимаете.

Как видите, художники тоже могут улыбаться. Собственно вся эта серия вызывает улыбку.

Потягивающаяся женщина. Эдгар Дега
Потягивающаяся женщина. Эдгар Дега
Потягивающаяся женщина. Эдгар Дега
Потягивающаяся женщина. Эдгар Дега

ПОТЯГИВАЮЩАЯСЯ ЖЕНЩИНА

Представили себя утром, признайтесь? Кто так делает? Вытягивает тело кошечкой и руки в стороны. Как хорошо так потянуться, вставая с кровати. Почувствовать тело, мышцы.

БАЛЕРИНЫ В ЗЕЛЕНОМ И ЖЕЛТОМ

Эта картина не из музея в Аббатстве Фонтевро. Мне захотелось сделать небольшое вкрапление к скульптурам. Раз уж я пишу о художнике, чей день рождения - 19 июля - отмечали накануне.

Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что он не приукрашивает балерин. Зачастую в его картинах балерины некрасивы, но органичны. Посмотрите, как расставлены ноги у балерин в желтом. Нелепо и даже смешно.

И еще. Художник пишет от пятна. Он закладывает пятно нужного цвета, а затем уже добавляет обводку там, где это необходимо. Подчеркивает контуры. Именно поэтому фигурки смотрятся так живо.

Если смотреть прицельно, то в жизни пуанты, наши фигуры, предметы, смотрятся вполне четко, обладают вполне конкретными контурами. Здесь же мы видим, как художник отказывается от четких выстроенных контуров и идет от больших цветовых отношений. А конкретику задает уже черной линией или темной растяжкой вокруг светлого.

Я бы сказала, что в изображении балерин он уходит от персоналий, обезличивает их. Угадать имя и фамилию смог бы, наверное, только знающий девушек человек по каким-то тонким нюансам. Дега вырывает их из их личностных характеристик, его интересует только контекст, только атмосфера, чтобы передать ее на холсте или листе.

Балерины в зеленом и желтом. Эдгар Дега
Балерины в зеленом и желтом. Эдгар Дега

#дега #деньрождения19июля #художник #импрессионизм #скульптура #франция