T-shaped — эксперты в одной области знаний, у которых также есть базовые знания и опыт в других сферах. Их преимущества — умение работать в команде и понимание специфики функционала других специалистов.
Если будет необходимость, они смогут выполнить работу за своих коллег пока те на больничном, в отпуске или заняты другой задачей.
Какие еще бывают специалисты и почему они так называются
Вертикальная линия в буквах T и I означает экспертность в одной сфере, а горизонтальная — в тех областях, где есть опыт.
I-shaped — узкие специалисты в одной области. Знают свою специализацию от и до и детально решают задачи, учитывая все возможные нюансы.
P-shape — люди с поверхностными знаниями во многих сферах, но не обладают глубокими знаниями ни в одной из них. Легко могут поменять специализацию и переучиться, часто выполняют сразу несколько функций.
M-shape — специалисты, которые владеют несколькими профессиями и обладают развитыми soft skills.
При формировании команды, где у большинства специалистов профиль I-shaped, задачи клиентов должны быть адаптированы к возможностям этой команды. Они выполняются по мере загруженности специалистов в отделе, а не по их значимости для компании.
Преимущества T-shaped
Если же команда состоит из специалистов с профилем T-shaped, задачи распределяются в соответствии с их важностью, так как команда готова адаптироваться, специалисты могут помогать друг другу. Например, если тестировщик не справляется со срочной клиентской задачей, разработчик может помочь ему, переключившись с менее важной задачи.
Одно из преимуществ команд, состоящих из T-shaped специалистов, в том, что все члены команды более-менее хорошо представляют, чем заняты коллеги и как их вклад в совместный проект влияет на результативность команды в целом. То есть дизайнер должен понимать, как работает верстальщик, чтобы спрогнозировать, как в будущем дизайн ляжет на созданный продукт.
Так как найти подходящего сотрудника с T-shaped профилем бывает достаточно сложно, часто компании предпочитают выращивать их самостоятельно.
Что нужно предусмотреть для успешного развития T-шейперства
Во-первых, у команды может упасть скорость работы из-за необходимости изучать дополнительные материалы.Однако ситуация исправится, когда T-шейперы получат минимальные знания в смежных областях.
Во-вторых, важно понимать, что сотрудник может столкнуться с «синдромом самозванца» — хочет попробовать себя в смежной области, но боится подвести команду. Задача менеджмента в том, чтобы сбалансировать риски между изучением новых областей и потери экспертизы в основной специализации.
В-третьих, для некоторых айтишников развитие до уровня senior в одной конкретной технологии более подходящий вариант развития, чем принципы T-shaped. Поэтому не следует навязывать этот подход команде, если не все ее члены его разделяют.
Правда, что все компании хотят работать с T-shaped специалистами?
Понимание шейпов помогает увидеть сотрудников под другим углом: понять их сильные стороны, какие компетенции стоит развивать и как распределять проекты для более эффективной работы. Рынку нужны разные специалисты, так как и задачи стоят разные. Оптимально, если руководитель и HR-специалисты будут формировать команду из тех специалистов, которые больше всего подходят для задач отдела или компании и смогут усилить команду.