Эксперты рассказали, имеет ли смысл вкладываться в крупнейшую российскую авиакомпанию. Мнения разошлись.
Как сейчас обстоят дела у «Аэрофлота»
В 2020–2021 годы на компанию негативно повлияла пандемия коронавируса и связанное с этим резкое сокращение полётов. Это вызвало обвал стоимости акций с 120 до 40 ₽.
В 2022 году «Аэрофлот» также стал одним из наиболее пострадавших из-за санкций игроков на российском рынке. Авиакомпании запретили полёты через воздушное пространство Евросоюза и ввели ограничения на покупку запчастей для зарубежных самолётов Airbus и Boeing.
Это привело к падению его акций с уровня 40 ₽ до 23 ₽. На этом фоне компания перестала публиковать данные финансовой отчётности. Однако вслед за этим компания начала активно развивать внутренние перелёты, в итоге акции «Аэрофлота» перешли к росту — за последний год они подорожали более чем на 50%.
График стоимости акций «Аэрофлота» за последние 5 лет
В конце марта 2023 года компания вернулась к раскрытию операционной отчётности. Это значит, что она не сообщает финансовые данные, но рассказывает, сколько перевезла пассажиров. Так, в мае 2023 года общий объём перевозок составил 3,7 миллиона пассажиров, увеличившись на 35,9% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, в том числе на внутренних линиях перевезено 3 миллиона пассажиров, что на 18,4% выше 2022 года.
«Самые сложные времена для компании постепенно проходят, так как она начала решать проблемы с ремонтом иностранных самолётов в дружественных странах, а также планирует ввести в эксплуатацию до 339 российских авиалайнеров Sukhoi SuperJet к 2030 году», — говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
По его словам, компания перестала публиковать финансовые результаты в прошлом году, поэтому ориентироваться пока придётся только на операционные. Всего в первом квартале 2023 года компания увеличила пассажиропоток на 11,3% год к году. «Во втором квартале мы прогнозируем ещё большее увеличение», — отмечает Владимир Чернов.
👍 Почему акции могут дорожать
Ключевую проблему запасных частей компания решает за счёт ремонта самолётов в «дружественных» странах и параллельного импорта запчастей. По словам Владимира Чернова, ограничение полётов за границу компания пережила примерно так же, как и российские туристы: она увеличила количество внутренних рейсов. А многие зарубежные маршруты полётов стали длиннее, так как приходится облетать те страны, чьё воздушное пространство закрыто для самолётов из России.
За счёт удлинения маршрутов увеличились и тарифы на такие рейсы, а значит, выросла и выручка компании, предполагает Владимир Чернов.
На акции также влияет существенная государственная поддержка и внутренний спрос на внутренний и внешний туристический потоки, говорит старший трейдер «Русс-Инвест» Роман Блинов. По его словам, в перспективе от года до трёх лет возможен рост акций до 65–70 ₽ или даже до 70–90 ₽.
С учётом развития внутренних перевозок можно предположить дальнейший рост котировок акций на 20–40% в течение года, говорит доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Диана Степанова. Однако, по её словам, на дивидендную доходность в ближайшие годы рассчитывать не приходится, пока компания не нарастит рентабельность и не вернётся в зону прибыли. Последний раз «Аэрофлот» платил дивиденды по итогам 2018 года.
Когда компания платила дивиденды
Год Сумма дивидендов на одну акцию, ₽ Дивидендная доходность 2018 2,6877 2,6% 2017 12,8053 9,1% 2016 17,4795 7,8%
Источник: Смартлаб.
👎 Почему акции могут падать
Если судить по текущей стоимости акций «Аэрофлота», то нижняя точка стоимости бумаг была пройдена ещё в третьем квартале 2022 года, говорит Владимир Чернов. Однако утверждать это с уверенностью нельзя, так как при усилении внешнего давления на компанию или экономику России в целом акции могут вновь начать дешеветь.
Нужно учитывать возможное ужесточение санкционного давления и, как следствие, нарастание рисков обслуживания самолётов. При реализации этих рисков стоимость акций «Аэрофлота» может даже снизиться на 20–30%, говорит Диана Степанова. Но самое главное — с учётом лидирующей доли компании на рынке и её влияния на транспортную инфраструктуру России даже в худшем случае банкротства компании не стоит опасаться. Государство не допустит финансовой несостоятельности «Аэрофлота» из-за его монопольного положения и стратегической социальной значимости, отмечает эксперт.
С учётом неясных перспектив новых санкций старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Булгаков рекомендует продавать акции «Аэрофлота». По его словам, с одной стороны, компания фиксирует восстановление спроса и рост пассажиропотока, однако восстановительный рост, скорее всего, замедлится в последующих кварталах. Главный вызов — это трансформация авиационного парка и постепенный переход на российские самолёты после 2024–2025 годов.
Сколько будут стоить акции «Аэрофлота»
Брокер Прогноз стоимости акций «Аэрофлота» Финам 54 ₽ Синара 33 ₽ БКС Мир Инвестиций 35 ₽ Тинькофф 54 ₽ Русс-Инвест 65 ₽
Источник: данные аналитиков.
Статья не является инвестиционной рекомендацией. Мнение аналитиков субъективное и основано на их собственных оценках. Покупка ценных бумаг может принести доход или убыток.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной