Вождение в столице и области давно похоже на плавание в аквариуме, который стоит посередине большого зоопарка. Каждое движение фиксируется, скорость превысить нельзя, не отследил знак ограничения — штраф. На сегодняшний день в стране работают почти 24 тысячи стационарных и более трех тысяч передвижных комплексов фотовидеофиксации. С их помощью за пять месяцев текущего года вынесено порядка 73,5 миллиона постановлений, что составляет 91,6% от общего количества вынесенных за этот период постановлений.
Особенно дополняют образ аквариума новые передвижные комплексы видеофиксации в Подмосковье. Пока не все участники дорожного движения привыкли, было интересно наблюдать, как, например, задняя часть веселенькой зеброобразной бело-зеленой раскраски машины торчит из-за ограждения на обочине. До сих пор от таких комплексов ощущение полной бутафории и реквизита. Однако штрафы они поставляют водителям исправно. Комплексы построены на унифицированной платформе — на базе автомобилей с единой яркой цветографической схемой. Считается, что это делает такие посты контроля хорошо заметными на дороге и способствует предупреждению нарушений со стороны водителей.
При этом в данном случае наблюдается даже некая гиперкоррекция — перед всеми передвижными комплексами в Московской области установлены знаки 6.22 — «Фотовидеофиксация». Хорошо, впрочем, что хотя бы в начале 2020 года в этом регионе ушел в прошлое один из видов комплексов фотовидеофиксации — так называемые «треноги».
Белая табличка со схематическим изображением камеры фотовидеофиксации хорошо знакома всем российским водителям. Увидев ее, автоматически снижаешь скорость, чтобы избежать штрафа. С 2021 года в Правилах дорожного движения содержалось требование устанавливать такой знак о контроле скорости за 150-300 метров вне населенных пунктов. А в случае с населенным пунктом при въезде в него. В какой-то момент в Москве разом сняли несколько сотен табличек, поскольку столица чрезвычайно богата комплексами фотовидеофиксации, о наличии которых ранее предупреждали практически на каждом столбе. Теперь предупреждений больше нет. Вместо 700 информационных знаков добавили 50 новых на въездах в город и тем самым закрыли вопрос с исполнением поправок к ПДД.
Пока водителям приходится отвечать за выявленные таким способом нарушения, депутаты обращаются в правительство с предложениями камеры все-таки обозначать и зафиксировать в законодательстве необходимость установки предупреждающего знака перед каждым передвижным комплексом фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Но напомним, уже с 1 сентября следующего года вступят в силу поправки в законодательство, в которых прямо содержится запрет на использование камер без предупреждающих знаков. В таких случаях полученная с комплексов информация не сможет использоваться для привлечения к ответственности. Водителя освободят от наказания за нарушение правил, если перед камерой, которая зафиксировала его, не было предупреждающего знака. Но произойдет это не раньше 2024 года.
Многие считают, что необходимо вносить и изменения в Кодекс об административных правонарушениях. И такие поправки были внесены в Госдуму сенаторами Андреем Турчаком, Андреем Клишасом и Ириной Рукавишниковой. В частности, в статье 24.5 КоАП предлагается закрепить, что нарушение этих требований и порядка исключает производство по делу об административном правонарушении. Но когда эти поправки будут приняты — пока неизвестно. А сейчас у судов практика единая: выявлено нарушение — штраф. И обжалование штрафов — дело настолько муторное и неблагодарное, что фактически сейчас в этой области творится беспредел.
Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию в МКА "Карабанов и Партнеры" от адвокатов по гражданским делам.